Главные вкладки

    Рабочие программы 4 класс 2018 учебный год
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Панина Марина Ивановна

    Предварительный просмотр:

    Управление системой образования администрации

    Волоколамского муниципального района

     муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Клишинская основная общеобразовательная школа»

    «Утверждено»

    Директор школы:                     М.Л. Корнеева

    приказ № __/Д  от «__» ___ 20 ___ г.

    Рабочая программа

    « Литературное чтение »

    (наименование учебного предмета, курса)

    4  класс

    (класс)

    2018-2019 учебный год

    Учитель:   Панина Марина Ивановна

                                     ( Ф.И.О. учителя, составителя  рабочей  программы)

     

    д. Клишино

    2018 год

    I.Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе:

    - Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями;

    - авторской  программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М: Просвещение,2011), (без изменений);

    -   учебного плана  МОУ «Клишинская ООШ»;

    - ООП НОО МОУ «Клишинская ООШ»;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образовании и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год».

    Данная программа (авторская  программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение») выбрана потому, что она соответствует  ООП  школы и особенностям реализации её в данном классе.

    При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект («Школа России»):

    1. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2017.

    Часы на изучение предмета «Литературное чтение» взяты из обязательной части учебного плана МОУ «Клишинская ООШ».  В  4 класс отводится 102 ч (по 3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    II.Основное содержание программы

    Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч)

    Летописи, былины, жития (11 ч)

    О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

    Чудесный мир классики (22 ч)

    П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

    Поэтическая тетрадь (12 ч)

    Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А.

    Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

    Литературные сказки (16 ч)

    В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

    Делу время — потехе сейчас (9 ч)

    Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

    Страна детства (8 ч)

    Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

    Поэтическая тетрадь (5 ч)

    В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

    Природа и мы (12 ч)

    Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

    Поэтическая тетрадь (8 ч)

    Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

    Родина (8 ч)

    И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

    Страна Фантазия (7 ч)

    Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

    Зарубежная литература (17 ч)

    Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

    III.Планируемые  результаты  изучения предмета «Литературное чтение»

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    Учащиеся научатся:

    • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
    • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
    • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
    • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
    • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
    • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
    • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    Регулятивные УУД

    Учащиеся научатся:

    • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
    • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
    • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
    • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
    • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
    • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
    • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
    • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
    • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
    • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
    • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
    • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
    • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

    Познавательные УУД

    Учащиеся научатся:

    • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
    • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
    • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
    • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
    • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
    • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
    • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
    • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
    • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
    • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
    • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
    • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
    • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

    Коммуникативные УУД

    Учащиеся научатся:

    • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
    • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
    • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
    • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
    • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
    • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
    • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
    • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
    • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
    • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
    • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
    • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
    • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
    • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
    • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
    • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
    • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
    • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
    • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
    • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
    • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
    • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
    • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

    ПРЕДМЕТНЫЕ

    Виды речевой и читательской деятельности

    Учащиеся научатся:

    • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
    • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
    • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
    • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
    • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
    • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
    • находить в произведениях средства художественной выразительности;
    • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
    • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
    • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
    • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
    • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
    • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
    • работать с детской периодикой.

    Творческая деятельность

    Учащиеся научатся:

    • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
    • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
    • писать отзыв на прочитанную книгу.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

    Литературоведческая пропедевтика

     Учащиеся научатся:

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
    • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

    IV.Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование  тем

    Количество часов

    1.

    Вводный урок по курсу литературного чтения

    1

    2.

    Летописи, былины, жития

    7

    3.

    Чудесный мир классики

    15

    4.

    Поэтическая тетрадь

    9

    5.

    Литературные сказки

    10

    6.

    Делу время – потехи час

    7

    7.

    Страна детства

    7

    8.

    Поэтическая тетрадь

    4

    9.

    Природа и мы

    8

    10.

    Поэтическая тетрадь

    7

    11.

    Родина

    8

    12.

    Страна Фантазия

    6

    13.

    Зарубежная литература

    13

     «Согласовано»

    на РМО(ШМО) протокол № ______

    от ___________________2018 года

    _____________________/Л.И.Лабусова/




    Предварительный просмотр:

    Управление системой образования администрации

    Волоколамского муниципального района

     муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Клишинская основная общеобразовательная школа»

    «Утверждено»

    Директор школы:                     М.Л. Корнеева

    приказ № __/Д  от «__» ___ 20 ___ г.

    Рабочая программа

    « Математика »

    (наименование учебного предмета, курса)

    4  класс

    (класс)

    2018-2019 учебный год

    Учитель:   Панина Марина Ивановна

                                     ( Ф.И.О. учителя, составителя  рабочей  программы)

     

    д. Клишино

    2018 год

    I.Пояснительная записка

              Рабочая программа по математике разработана на основе:

    - Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ;

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями;

    - авторской  программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М: Просвещение,2011), (без изменений);

    - учебного плана  МОУ «Клишинская ООШ» ;

    - ООП НОО МОУ «Клишинская ООШ»;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;

        - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образовании и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год».

    Данная программа ( авторская  программа М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», )выбрана потому, что она соответствует  ООП  школы и особенностям реализации её в данном классе.

    При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект(«Школа России»):

    1. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. / Моро М.И., Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2017.
    3. Математика. Проверочные работы. 4 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2017.

    Часы на изучение предмета «Математика» взяты из обязательной части учебного плана МОУ «Клишинская ООШ». На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю, 136 ч (34 учебные недели).

    II.Основное содержание программы

    Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)

    Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

    Числа, которые не больше 1000. Нумерация (11 ч)

    Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

    Числа, которые больше 1000. Величины (13 ч)

    Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

    Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

    Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79,  729 - х = 217 + 163,  х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

    Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (81 ч)

    Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;  деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

    Итоговое повторение (9 ч)

    Повторение изученных тем за год.

    III.Планируемые  результаты  изучения предмета «Математика»

    Личностные результаты

    У учащегося будут сформированы:

    • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
    • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
    • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
    • определение наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
    • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
    • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
    • умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
    • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
    • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

    Учащийся получит возможность для формирования:

    • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
    • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
    • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    Учащийся научится:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальнвх форм познавательной и личностной рефлексии;
    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
    • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

    Познавательные

    Учащийся научится:

    • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
    • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
    • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
    • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
    • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
    • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
    • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
    • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
    • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
    • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
    • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
    • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
    • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
    • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
    • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

    Коммуникативные

    Учащийся научится:

    • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
    • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
    • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
    • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    • навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
    • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

    Предметные результаты

    ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

    Учащийся научится:

    • образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
    • заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
    • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
    • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
    • читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
    • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

    АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

    Учащийся научится:

    • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
    • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
    • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
    • вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

    Учащийся получит возможность научиться:

    • выполнять действия с величинами;
    • выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
    • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
    • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
    • находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

    РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

    Учащийся научится:

    • устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
    • решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
    • оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
    • решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
    • решать задачи в 3—4 действия;
    • находить разные способы решения задачи.

    ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

    ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

    Учащийся научится:

    • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
    • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
    • выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
    • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
    • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
    • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    Учащийся научится:

    • измерять длину отрезка;
    • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
    • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    Учащийся получит возможность научиться:

    • распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
    • вычислять периметр многоугольника;
    • находить площадь прямоугольного треугольника;
    • находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

    РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

    Учащийся научится:

    • читать несложные готовые таблицы;
    • заполнять несложные готовые таблицы;
    • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
    • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
    • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если то ..., верно/ неверно, что ..., каждый, все, некоторые, не).

    IV.Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Количество часов

    Контрольные работы

    1

    Числа от 1 до 1000. Повторение.

    11

    1

    2

    Числа, которые не больше 1000. Нумерация.

    10

    1

    3

    Числа, которые больше 1000. Величины.

    12

    1

    4

    Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.

    9

    1

    5

    Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.

    74

    7

    6

    Итоговое повторение

    8

    1

    Итого:

    136

    «Согласовано»

    на РМО(ШМО) протокол № ______

    от ___________________2018 года

    _____________________/Л.И.Лабусова/



    Предварительный просмотр:

    Управление системой образования администрации

    Волоколамского муниципального района

     муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Клишинская основная общеобразовательная школа»

    «Утверждено»

    Директор школы:                     М.Л. Корнеева

    приказ № __/Д  от «__» ___ 20 ___ г.

    Рабочая программа

    « Русский язык »

    (наименование учебного предмета, курса)

    4  класс

    (класс)

    2018-2019 учебный год

    Учитель:   Панина Марина Ивановна

                                     ( Ф.И.О. учителя, составителя  рабочей  программы)

     

    д. Клишино

    2018 год

    I.Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе:

    - Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ;

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями;

    - авторской  программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» » (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М: Просвещение,2011);

    - базисного  учебного плана  МОУ «Клишинская ООШ» ;

    - ООП НОО МОУ «Клишинская ООШ»;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;

        - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образовании и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год».

    Данная программа ( авторская  программа В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» ) выбрана потому, что она соответствует  ООП  школы и особенностям реализации её в данном классе.

    При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект («Школа России»):

    1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

    Часы на изучение предмета «Русский язык» взяты из обязательной части учебного плана МОУ «Клишинская ООШ». На изучение русского языка в  4 класс отводится  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

    II.Основное содержание программы

    Повторение (11 ч)

    Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

    Предложение (9 ч)

    Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

    Слово в языке и речи (21 ч)

    Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

    Имя существительное (43 ч)

    Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

    Имя прилагательное (30 ч)

    Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

    Личные местоимения (7 ч)

    Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

    Глагол (34 ч)

    Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

    Повторение (15 ч)

    III.Планируемые  результаты  изучения предмета «Русский язык»

    Личностные результаты

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-позна-вательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
    • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
    • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
    • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
    • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
    • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
    • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
    • чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
    • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
    • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
    • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД

    Ученик научится:

    • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
    • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Познавательные УУД

    Выпускник научится:

    • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
    • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
    • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
    • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
    • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
    • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
    • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

    Коммуникативные УУД

    Выпускник научится:

    • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
    • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
    • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
    • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
    • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
    • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

    Предметные результаты

    Общие предметные результаты освоения программы

    • Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
    • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
    • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
    • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
    • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
    • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
    • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
    • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
    • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

    Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

    Развитие речи

    Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

    Обучающийся научится:

    • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
    • практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
    • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
    • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
    • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
    • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
    • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
    • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
    • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
    • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
    • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
    • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
    • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
    • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
    • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
    • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
    • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
    • оформлять результаты исследовательской работы;
    • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

    Система языка

    Фонетика, орфоэпия, графика

    Обучающийся научится:

    • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
    • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
    • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
    • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
    • различать звуки и буквы;
    • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
    • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
    • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

    Лексика

    Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

    Обучающийся научится:

    • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
    • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

    определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

    • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
    • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
    • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
    • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
    • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
    • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
    • работать с разными словарями;
    • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

    Состав слова (морфемика)

    Обучающийся научится:

    • различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
    • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
    • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
    • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
    • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
    • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
    • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
    • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
    • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
    • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
    • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
    • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
    • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

    Морфология

    Обучающийся научится:

    • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
    • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
    • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
    • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
    • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
    • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
    • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
    • распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
    • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
    • понимать роль союзов и частицы не в речи;
    • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
    • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
    • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
    • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
    • различать родовые и личные окончания глагола;
    • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
    • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
    • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
    • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

    Синтаксис

    Обучающийся научится:

    • различать предложение, словосочетание и слово;
    • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
    • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
    • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
    • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
    • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
    • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
    • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
    • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
    • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
    • находить в предложении обращение;
    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

    Орфография и пунктуация

    Обучающийся научится:

    а) применять ранее изученные правила правописания:

    • раздельное написание слов;
    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
    • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
    • перенос слов;
    • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
    • проверяемые безударные гласные в корне слова;
    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
    • непроизносимые согласные;
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
    • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
    • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
    • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
    • безударные падежные окончания имён прилагательных;
    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
    • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
    • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
    • безударные личные окончания глаголов;
    • раздельное написание предлогов с другими словами;
    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

    в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

    д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

    е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

    ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

    з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

    и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    а) применять правила правописания:

    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
    • е и и в суффиксах -ек, -ик;
    • запятая при обращении;
    • запятая между частями в сложном предложении;

    б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

    г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

    д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

    е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

    ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

    IV.Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Из них

    р/р(сочинения, изложения)

    диктанты,к/с

    1

    Повторение

    11

    1

    1

    2

    Предложение

    9

    2

    1

    3

    Слово в языке и речи

    21

    2

    1

    4

    Имя существительное

    43

    4

    2

    5

    Имя прилагательное

    30

    5

    1

    6

    Личные местоимения

    7

    1

    1

    7

    Глагол

    34

    4

    1

    8

    Повторение

    15

    2

    1

    Итого

    170

    «Согласовано»

    на РМО(ШМО) протокол № ______

    от ___________________2018 года

    _____________________/Л.И.Лабусова/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

    Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

    Рабочая программа по предметам учебного плана 4 класс

    Рабочая программа по предметам учебного плана 4 класс...

    Рабочая программа на 2018-2019 уч. год

    Рабочая программа ГПД  на 2018-19 учебный год...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018 – 2019 учебный год по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    Рабочая программа по литературному чтению на 2018 - 2019 учебный год 2 класс школа России....

    Анализ реализации рабочей программы по предметам учебного плана за 2017– 2018 уч. г.

    При реализации программы используются следующие общепедагогические и коррекционные методы:- Словесный (беседа, рассказ)- Наглядный (демонстрация наглядности, использование ИКТ)- Практический (ведение ...

    Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 класса, адресованный обучающимся с расстройствами аутистического спектра

              В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающих...