Отработка умений технологией мини-проектов
методическая разработка на тему

Варенникова Наталья Викторовна

В чем мы преимущества метода мини-проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Об этом подробнее в моей разработке "Отработка умений технологией мини-проектов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miniproekty.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Отработка умений технологией мини-проектов

Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации обучения.
Сеймур Пейпурт

  

Метод проектов возник еще в 20-х годах в США. Почти параллельно идея проектного обучения возникла в России и Западной Европе.    Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
           В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  1. наличие социально значимой задачи,
  2. планирование действий по разрешению проблемы,
  3. поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  4. оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  1. презентация “продукта” и его социальной значимости. 

Что же такое мини-проект? 

 Метод проектов используется на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. 

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  1. мини-проекты,
  2. краткосрочные,
  3. долгосрочные.

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов.

Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста

Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:

  1. Развитие интереса к предмету;
  2. Приобретение исследовательского опыта;
  3. Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории;
  4. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  5. Получение дополнительных знаний по теме;
  6. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании».

Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.

Известно, что проект – это пять П.

Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над мини – проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П».

Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом:

  1. Мотивационный.
  2. Планирующий.
  3. Информационно-операционный.
  4. Рефлексивно-оценочный.

Виды презентаций проектов:

  1. Деловая игра
  2. Демонстрация продукта
  3. Инсценировка-диалог литературных героев
  4. Игра с классом
  5. Доклад
  6. Реклама
  7. Ролевая игра
  8. Спектакль
  9. Соревнование

Как же оцениваются мини-проекты?

Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.

Выполнение принятых этапов, законченность

Качество изделия, его оригинальность

Полнота раскрытия темы проекта

Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.

Первый год учителя нашей школы работали над учебными проектами в 1 классе. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.

Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс» ученики представили учебные проекты.

Во время работы над проектом «Моя семья» учителя столкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому мы решили восполнить этот пробел в знаниях детей.

Исследование включало в себя несколько этапов:

  1. Был проведен классный час «История возникновения фамилий». Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
  2. С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
  3. Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.
  4. Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?

создаёт ситуацию успеха;

ориентирует на быстрый практический результат;

учит эффективно распределять время и экономно его использовать;

быстро ориентироваться в ситуации;

строить новые отношения в сотрудничестве;

проявить свои организаторские способности.

уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.  

   Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:

  1. Поисковые (исследовательские).
  2. Работа в сотрудничестве.
  3. Коллективного планирования.
  4. Менеджерские навыки.
  5. Коммуникативные.
  6. Презентационные.

          На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
          Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  1. обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  3. умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  4. умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  5. формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

           Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  1. Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  2. Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  3. Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  4. Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.

Задачи групповой работы: 

  1. активизация познавательной деятельности; 
  2. развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его; 
  3. развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.); 
  4. совершенствование межличностных отношений в классе.

Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. 

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

  1. Организационный момент (тема проекта, цель)
  2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  3. Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
  6. Презентация готового продукта проектной деятельности.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание (обычно творческого характера)

Содержание этапов проекта:

1 этап «Начальный»Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка  целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме                                       в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала,  качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский» - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее  гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный» - Подведение итогов работы, составление письменного отчета,  подготовка к публичной защите проекта  в виде  мультимедийной  презентации, либо в любой другой форме.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта: 

  1. четкое соблюдение времени; 
  2. групповая форма работы;
  3. достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования

             «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за    учителем».   В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

            В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный мини-проект на уроке технологии "Магнит в подарок бабушке и дедушке"

Презентация учебного мини- проекта на уроке технологии. Итоговый урок по теме "Керамика в культуре народов мира"....

Тема урока: Отработка умения делить текст на части.

Конспект урока русского языка в 3 классе. по теме  "Отработка умения делить текст на части"....

Методическая разработка "Создание мини-проекта "Широкая масленица"(паспорт мини-проекта)

Возраст детей начальной школы является благоприятным для формирования культурно-нравственных основ через изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства посредством проектной...

"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"

Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде  технологической карты урока....

Использование метапредметных и предметных умений с опорой на актуализацию ранее приобретенных знаний. Мини - проект по теме "Животный мир Австралии". 3-й класс

Открытый урок для учителей Центрального района Санкт-Петербурга.В рамках темы "Экология. Животный мир Австралии" по учебнику Forward 3 повторяется лексика по теме, проводится обучение состав...

«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»

Статья-выступление на методическом семинаре конкурса "Лучший учитель марийского языка" по теме: «Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках мари...

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...