Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотей"
рабочая программа (2 класс) по теме

Чумарева Марина Владимировна

Программа по внеурочной деятельности "Грамотей" разработана для учащихся 2 класса 2 часа в неделю.Содержит занимательный материал по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotey_moya_2.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 49

Приморского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ гимназия №49

Протокол № 1

 от «       »августа 2017 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор гимназии №49

________________/Сёмочкина Ф.Ф./

Приказ №67 от «31»августа 2017 года

«РАССМОТРЕНО»

Протокол МО учителей

начальных классов

от «28»августа 2017года

Председатель МО

___________   / _Резанцева Е.А._/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________/_Санвальд О.В. /

«    »                 2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Грамотей»

2 «А» класс

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

                                           

Автор программы:

     ___________/Чумарёва Марина Владимировна

учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

Санкт-Петербург

2017-2018 уч. год


Содержание рабочей программы

I Пояснительная записка

1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

2. Цель и задачи курса внеурочной деятельности

3. Место курса внеурочной деятельности  в учебном плане

4. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

5. Содержание курса внеурочной деятельности

6. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

7. Требования к уровню подготовки обучающихся

8. Материально – техническое  обеспечение

II Календарно – тематическое планирование

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 2-А класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской  Федерации»;

-Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

-Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»;

-Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

-Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 № 307 «О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге»;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373»;

-Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.11 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011 г.     N 22540 )

-Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.15 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373

- Распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

-Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 14.04.2016 № 03-20-1347/16-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

-Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;

-Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт – Петербурга (принята Протокол № 9 от 19. 05. 2016, утверждена Приказ № 75/1 от 24.05. 2016.

-Учебного плана ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год. Протокол педагогического совета №10 от 24.05.2016, утверждено директором гимназии №49 от 24.05.2016 г., приказ № 75/1 от 24.05.2016г.

-Годового календарного плана ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год Приказ №115 от 01.09.2016 «О режиме работы на 2016-2017 гг.»;

- Плана внеурочной деятельности в ГБОУ гимназии №49 на 2016-2017 учебный год; Протокол педагогического совета №10 от 24.05.2016, утверждено директором гимназии №49 от 24.05.2016 г., приказ № 75/1 от 24.05.2016г.

-Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ гимназии №49 Приморского района Санкт-Петербурга от 16.06.2015 протокол №8; утверждено директором ГБОУ гимназии №49 19.06.2015г. приказ№7;

- Положения о внеурочной деятельности в ГБОУ гимназии №49 Приморского района Санкт-Петербурга от 19.05.2015 протокол №7; утверждено директором ГБОУ гимназии №49 20.05.2015г. приказ№42/2

-Устава ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт – Петербурга

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Общая характеристика курса.

Программа «Грамотей» организуется по направлению развития личности: общеинтеллектуальное.

Направленность программы «Грамотей» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по времени реализации – годичной.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотей» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.  Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

 Курс «Грамотей» представляет собой комплекс специально - разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению,  создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

2.Цель и задачи курса внеурочной деятельности.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи курса:

-развитие лингвистических компетенций учащихся;

-формирование любви и уважения к русскому языку;

-развитие познавательных способностей младших школьников;

-развитие творческих способностей младших школьников;

-расширение кругозора учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Приоритетными на этапе начального образования являются:  

- познавательная деятельность

- информационно-коммуникативная деятельность

- рефлексивная деятельность.

  Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.

3. Место курса

Программа рассчитана на 68  часов  во 2 классе (2 часа в неделю).

4. Ценностные ориентиры.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно - эстетического, эколого-технологического сознания.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно - прикладного искусства.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Содержание

        Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

  С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой  отвлеченный, а также проведение  физминутки).
  3. Продолжение работы над темой.
  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Звуки вокруг нас.

1

2

Звуки вокруг нас. Экскурсия в парк.

1

3

Слова вокруг нас.

1

4

Подготовка к проекту «Слово»

1

5

Работа над проектом «Слово»

1

6

Презентация и выступление с индивидуальными  проектами.

1

7

Очень важные слова.

1

8

Где живут эти важные слова? Экскурсия в школьную  библиотеку.

1

9

Игротека с важными словами.

2

10

Слова-братья

1

11

Игра «Найди моего брата»

1

12

Слова - наоборот

1

13.

Игра «Найди меня»

1

14

Пословица недаром молвится

1

15.

Пословицы о дружбе.

1

16.

Пословицы о труде.

1

17

Игротека с пословицами и поговорками.

1

18

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

19

Игра «Разве мы трудные слова?»

1

20.

Анаграммы – это что?

1

21.

Анаграммы, анаграммы...

1

22

Я учусь разгадывать ребусы!

1

23.

Игротека « Разгадываем ребусы» Экскурсия в районную библиотеку.

1

24

Секреты некоторых букв

1

25.

Весёлые буквы.

1

26

Шарады, анаграммы и метаграммы. Что это?

1

27.

Викторина. Разгадываем ребусы, шарады

1

28

Еще раз о друзьях и неприятелях.

1

29

Игротека « Придумай ребус»

1

30.

Игра «Реши мой ребус»

1

31.

Предметы вокруг нас.  Прогулка в парк.

1

32.

Игра «Какие разные предметы»

1

33.

Игра « Делай раз, делай  два» Прогулка на стадион.

1

34

Игра «Я знаю 5 названий…» Занятие - прогулка.

1

35

Игра «Какой я замечательный!»

1

36.

Игра «Хочу быть поэтом»

1

37

Игротека  « Сочини стихотворение»

1

38.

Я умею сочинять стихи!

1

39

Игры « Хочу быть писателем». Весна.

1

40.

Заголовок - всему голова

2

41

Это что за чудеса?

1

42

Чудеса вокруг нас.

1

43

Игротека со словами

1

44

И снова пословицы

1

45.

Чудеса продолжаются.

1

46

Русские народные загадки

1

47.

Работа над проектом «Загадки и отгадки»

2

48.

Презентация  индивидуальных проектов.

1

49

Игротека с загадками.

1

50

И вновь преодолеваем трудности.

1

51

Слова, слова, слова...

1

52.

Какие слова помогают называть качества характера

1

53.

Игра «Угадай моего друга»

1

54.

Добрые, ласковые, а какие ещё слова…

1

55

Игротека с предложениями.

2

56.

Игра «Свет мой зеркальце, скажи…»

1

57

Повторяем игры «Слова, слова…»

1

58.

Игра «Я знаю 5 имен мальчиков»

1

59

Повторяем, повторяем…

1

60

Игротека  « Сочини стихотворение о лете»

1

61.

Игры « Хочу быть писателем» Скоро лето

2

62.

Конкурс ребусов на асфальте.

1

63.

КВН «Я Грамотей»

1

Всего:

68ч

Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

        Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не рождается  с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

        В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

        Занятия  рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

        На занятиях  должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

6. Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Предполагаемые результаты.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку и ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения лингвистических задач различного уровня сложности ;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

7. Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение ребусов и лингвистических задач
  • оформление  газет
  • участие в  олимпиадах по русскому языку и литературному чтению, международной игре «Русский медвежонок»
  • знакомство с научно-популярной литературой, различными видами словарей
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в конкурсах чтецов, предметных  неделях,  КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск  газет.

8. Материально-техническое обеспечение:

  1. Книгопечатные пособия:
  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  1. Цифровые ресурсы:
  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.


II Календарно – тематическое планирование 2 класс (68 часов 2 раза в неделю)

№ п/п

Тема

Тип

занятия

Деятельность учащихся

Вид

контроля

Содержание занятия

Дата план

Дата факт

УУД

Освоение предметных умений

1

Звуки вокруг нас.

Беседа

Познавательные УУД:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные УУД:

  • Вырабатывает критерии оценки  в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
  • Осознаёт уровень и качество выполнения работы;

Коммуникативные УУД:

  • Участвует в учебном диалоге;
  • Строит монологическую речь;
  •  Соблюдает нормы речевого взаимодействия.
  • Сотрудничает с одноклассниками при работе в группе.

Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Уточнить представления детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, артистические способности.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов о звуках и буквах русского языка.

«Мишуткина академия»

1 нед.

сентября

2

Звуки вокруг нас. Экскурсия в парк.

Занятие-путешествие

Уточнить представления детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, артистические способности.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов о звуках и буквах русского языка.

«Мишуткина академия»( в парке)

1 нед.

сентября

3

Слова вокруг нас.

Комбинированное

Познакомить учащихся с понятием: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Называть слово по его лексическому значению

Текущий контроль.

Игры, загадки, ребусы, определение лексического значения слов

2 нед.

сентября

4

Подготовка к проекту «Слово»

Проект

Познакомить учащихся с понятием: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Называть слово по его лексическому значению

Текущий контроль.

Игры, загадки, ребусы, определение лексического значения слов. Работа над проектом

2нед.

сентября

5

Работа над проектом «Слово»

Проект

Познакомить учащихся с понятием: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Называть слово по его лексическому значению

Текущий контроль.

Игры, загадки, ребусы, определение лексического значения слов. Работа над проектом

3нед.

сентября

6

Презентация и выступление с индивидуальными проектами.

Проект

Познакомить учащихся с понятием: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Называть слово по его лексическому значению. Развивать воображение и речь.

Текущий контроль.

Игры, загадки, ребусы, определение лексического значения слов. Работа над проектом

3 нед.

сентября

7

Очень важные слова.

Комбинированное

Познакомить учащихся с понятиями: «однозначные и многозначные слова»; формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова.

Текущий контроль.

Решение ребусов, отгадываем загадки, составляем предложения с многозначными словами.

4 нед.

сентября

8

Где живут эти важные слова? Экскурсия в школьную  библиотеку.

Занятие-путешествие

Познакомить учащихся с понятиями: «однозначные и многозначные слова»; формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова.

Текущий контроль.

Решение ребусов, отгадываем загадки, составляем предложения с многозначными словами.

4 нед.

сентября

9

Игротека с важными словами.

Игра

Закреплять умение делать звукобуквенный разбор слова, называть слово по его лексическому значению, распределять слова в группы в соответствии с их общим названием; развивать слуховую память, фонематический слух, чувство рифмы.

Текущий контроль.

Решение ребусов, отгадываем загадки, составляем предложения с многозначными словами.

1 нед. октября

10

Игротека с важными словами.

Игра

Закреплять умение делать звукобуквенный разбор слова, называть слово по его лексическому значению, распределять слова в группы в соответствии с их общим названием; развивать слуховую память, фонематический слух, чувство рифмы.

Текущий контроль.

Решение ребусов, отгадываем загадки, составляем предложения с многозначными словами.

1 нед. октября

11

Слова-братья

Комбинированное

Уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов.

Текущий контроль.

Подбираем синонимы, разыгрывание ситуаций,сценок.

2 нед. октября

12

Игра «Найди моего брата»

Игра

Уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов.

Текущий контроль.

Подбираем синонимы, разыгрывание ситуаций,сценок.

2 нед. октября

13

Слова - наоборот

Комбинированное

Уточнить и расширить представление учащихся об антонимах; формировать умение находить антонимы в тексте, а также подбирать их самостоятельно; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Решение кроссвордов, загадок, подбор антонимов.

3 нед. октября

14.

Игра «Найди меня»

Игра

Уточнить и расширить представление учащихся об антонимах; формировать умение находить антонимы в тексте, а также подбирать их самостоятельно; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Решение кроссвордов, загадок, подбор антонимов.

3 нед. октября

15

Пословица недаром молвится

Комбинированное

Расширить представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы. «Мишуткина академия»

4 нед. октября

16.

Пословицы о дружбе.

Комбинированное

Расширить представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы.

4 нед. октября

17.

Пословицы о труде.

Комбинированное

Расширить представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы.

2 нед. ноября

18

Игротека с пословицами и поговорками.

Игра

Формировать умение подбирать к словам синонимы, антонимы, а также находить их в тексте, объяснять смысл пословиц, развивать артистические способности, чувство рифмы.

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы. «Мишуткина академия»

2 нед. ноября

19

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

Комбинированное

Познавательные УУД:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные УУД:

  • Вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
  • Осознаёт уровень и качество выполнения работы;

Коммуникативные УУД:

  • Участвует в учебном диалоге;
  • Строит монологическую речь;
  •  Соблюдает нормы речевого взаимодействия.
  • Сотрудничает с одноклассниками при работе в группе.

Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Расширить представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы. «Мишуткина академия»

3 нед. ноября

20

Игра «Разве мы трудные слова?»

Игра

Учить грамотно  писать словарные слова, повторить их в игре.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами.

3 нед. ноября

21.

Анаграммы – это что?

Комбинированное

Формировать умение разгадывать анаграммы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Знакомство и решение анаграмм, разыгрывание сценок.

4 нед. ноября

22.

Анаграммы, анаграммы...

Комбинированное

Формировать умение разгадывать анаграммы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Знакомство и решение анаграмм, разыгрывание сценок.

4 нед. ноября

23

Я учусь разгадывать ребусы!

Комбинированное

Формировать умение разгадывать ребусы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, артистические способности.

Текущий контроль.

Решение и составление ребусов, разыгрывание сценок

5 нед. ноября

24.

Игротека               « Разгадываем ребусы»

Экскурсия в районную библиотеку.

Игра

Формировать умение разгадывать ребусы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение и составление ребусов, разыгрывание сценок

5 нед. ноября

25

Секреты некоторых букв

Игра

Уточнить представления детей о буквах Е, Ё, Ю, Я, разделительных ь ъ знаках; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах.

Текущий контроль.

Чтение стихотворений, загадок о буквах Е, Ё, Ю, Я, ь,  ъ.

1 нед. декабря

26.

Весёлые буквы.

Игра - прогулка

Уточнить представления детей о буквах Е, Ё, Ю, Я, разделительных ь, ъ знаках; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах.

Текущий контроль.

Чтение стихотворений, загадок о буквах Е, Ё, Ю, Я, ь, ъ.

1 нед. декабря

27

Шарады, анаграммы и метаграммы. Что это?

Комбинированное

Формировать умение разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы, ребусы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Знакомство и решение анаграмм, шарад, метаграмм, разыгрывание сценок.

2 нед. декабря

28.

Викторина. Разгадываем ребусы, шарады

Викторина

Формировать умение разгадывать  шарады, анаграммы, метаграммы, ребусы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Знакомство и решение анаграмм, шарад, метаграмм, разыгрывание сценок.

2 нед. декабря

29

Еще раз о друзьях и неприятелях.

Комбинированное

Уточнить и расширить представления детей о синонимах и антонимах; формировать умение подбирать синонимы и антонимы  к данным словам.

Текущий контроль.

Решение кроссвордов, загадок, подбор синонимов и антонимов.

3 нед. декабря

30

Игротека                 « Придумай ребус»

Игра

Формировать умение разгадывать и составлять ребусы; развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение и составление ребусов.

3 нед. декабря

31.

Игра «Реши мой ребус»

Игра

Формировать умение разгадывать  и составлять ребусы; развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение и составление ребусов.

4 нед. декабря

32.

Предметы вокруг нас.  Прогулка в парк.

Занятие - прогулка

Формировать умение выделять из речи имена существительные; отличать одушевленные предметы от неодушевленных, вспомнить написание собственных имен существительных.

Текущий контроль.

Назвать слова, обозначающие предметы на прогулке.

4 нед. декабря

33.

Игра «Какие разные предметы»

Игра

Формировать умение выделять из речи имена существительные; отличать одушевленные предметы от неодушевленных, вспомнить написание собственных имен существительных.

Текущий контроль.

Чтение стихотворений, загадок, найти слова, обозначающие предметы. «Мишуткина академия»

2 нед

.января

34.

Игра « Делай раз, делай  два» Прогулка на стадион.

Игра - прогулка

Уточнить представления учащихся о глаголах; формировать умение выделять глаголы из речи, подбирать синонимы к глаголам.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие действия предметов.

2 нед.

января

35

Игра «Я знаю 5 названий…» Занятие-  прогулка.

Игра - прогулка

Формировать умение выделять из речи имена существительные; отличать одушевленные предметы от неодушевленных, вспомнить написание собственных имен существительных.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие  предметы.

3 нед.

января

36

Игра «Какой я замечательный!»

Игра - прогулка

Уточнить представления учащихся об именах прилагательных; формировать умение различать имена прилагательные; подбирать прилагательные синонимы и антонимы.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие  признаки предметов.

3 нед.

января

37.

Игра «Хочу быть поэтом»

Игра

Развивать чувство рифмы, подбирать рифмы к указанным словам, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Подбор рифм к словам, отгадывание загадок со словами рифмами

4 нед.

января

38

Игротека              « Сочини стихотворение»

Игра

Развивать чувство рифмы, подбирать рифмы к указанным словам, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Подбор рифм к словам, отгадывание загадок со словами рифмами

4 нед.

января

39.

Я умею сочинять стихи!

Беседа

Развивать чувство рифмы, подбирать рифмы к указанным словам, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Подбор рифм к словам, отгадывание загадок со словами рифмами

5 нед.

января – 1 нед.

февраля

40

Игры « Хочу быть писателем» Весна.

Игра

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам и небольшие тексты.

Текущий контроль.

Чтение, составление, продолжение небольших текстов.

5 нед.

января – 1 нед.

февраля

41.

Заголовок - всему голова.

Беседа

Уточнить представления учащихся о роли заголовка; формировать умение придумывать заголовок к тексту; развивать конструкторские способности, речь.

Текущий контроль.

Чтение, составление, продолжение  и подбор заголовков к небольшим текстам.

2 нед. февраля

42.

Заголовок - всему голова.

Беседа

Уточнить представления учащихся о роли заголовка; формировать умение придумывать заголовок к тексту; развивать конструкторские способности, речь.

Текущий контроль.

Чтение, составление, продолжение небольших текстов.

2 нед. февраля

43

Это что за чудеса?

Комбинированное

Уточнить представления учащихся о фразеологизмах, познакомить со значениями фразеологизмов, формировать умение употреблять их в речи; развивать чувство рифмы, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Игры с фразеологическими оборотами

3 нед. февраля

44

Чудеса вокруг нас.

Комбинированное

Познакомить со значениями фразеологизмов, формировать умение употреблять их в речи; развивать чувство рифмы, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Игры с фразеологическими оборотами

3 нед. февраля

45

Игротека со словами

Игра

Познакомить со значениями фразеологизмов, формировать умение употреблять их в речи; развивать чувство рифмы.

Текущий контроль.

Игры с фразеологическими оборотами

4нед. февраля

46

И снова пословицы

Комбинированное

Расширить представления учащихся о пословицах; формировать умение объяснять скрытый смысл пословиц; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Текущий контроль.

Составление пословиц, расшифровать и объяснить пословицы. «Мишуткина академия»

4 нед. февраля

47.

Чудеса продолжаются.

Комбинированное

Уточнить представления учащихся о фразеологизмах, познакомить со значениями фразеологизмов, формировать умение употреблять их в речи; развивать чувство рифмы, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Игры с фразеологическими оборотами

5 нед. февраля – 1 нед. марта

48

Русские народные загадки

Комбинированное

Упражнять учащихся в разгадывании русских народных загадок, развивать артистические способности.

Текущий контроль.

Загадывание и отгадывание загадок, инсценировка.

5 нед. февраля – 1 нед. марта

49.

Работа над проектом «Загадки и отгадки»

Проект

Упражнять учащихся в разгадывании  и загадывании русских народных загадок, развивать артистические способности.

Текущий контроль.

Загадывание и отгадывание загадок, подбор загадок на заданную тему, инсценировка.

2 нед. марта

50.

Работа над проектом «Загадки и отгадки»

Проект

Упражнять учащихся в разгадывании  и загадывании русских народных загадок, развивать артистические способности.

Текущий контроль.

2 нед. марта

2 нед. марта

51.

Презентация  индивидуальных проектов.

Проект

Упражнять учащихся в разгадывании русских народных загадок, развивать артистические способности.

Текущий контроль.

Загадывание и отгадывание загадок, подбор загадок на заданную тему, инсценировка.

3 нед. марта

52

Игротека с загадками.

Игра

Упражнять учащихся в разгадывании русских народных загадок, развивать артистические способности.

Текущий контроль.

Загадывание и отгадывание загадок, подбор загадок на заданную тему, инсценировка.

3 нед. марта

53

И вновь преодолеваем трудности.

Комбинированное

Учить грамотно  писать словарные слова, повторить их в игре.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами.

4 нед. марта

54

Слова, слова, слова...

Комбинированное

Учить грамотно  писать словарные слова, повторить их в игре.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами.

4 нед. марта

55.

Какие слова помогают называть качества характера

Комбинированное

Познакомить детей с понятием « качества характера» и многообразием имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных..

Текущий контроль.

Чтение сказок, стихотворений о чертах характера сказочных героев

1 нед. апреля

56.

Игра «Угадай моего друга»

Игра

Познакомить детей с понятием « качества характера» и многообразием имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных..

Текущий контроль.

Составляем портрет своего друга, угадываем  по чертам характера

1 нед. апреля

57.

Добрые, ласковые, а какие ещё слова…

Прогулка

Формировать умение различать имена прилагательные; подбирать нужные прилагательные синонимы и антонимы.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие  признакипредметов.

2 нед. апреля

58

Игротека с предложениями.

Игра

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами, повторить слова разных частей речи.

2 нед. апреля

59.

Игротека с предложениями.

Игра

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами, повторить слова разных частей речи.

3 нед. апреля

60.

Игра «Свет мой зеркальце, скажи…»

Игра - прогулка

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие  признакипредметов.

3 нед. апреля

61

Повторяем игры «Слова, слова…»

Комбинированное

Формировать умение грамотно писать изученные словарные слова, различать слова различных частей речи; развивать творческие и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами.

4 нед. апреля

62.

Игра «Я знаю 5 имен мальчиков»

Игра - прогулка

Формировать умение выделять из речи имена существительные; отличать одушевленные предметы от неодушевленных, вспомнить написание собственных имен существительных.

Текущий контроль.

На прогулке знакомимся со словами, обозначающие  предметы.

4 нед. апреля

63

Повторяем, повторяем…

Комбинированное

Формировать умение грамотно писать изученные словарные слова, различать слова различных частей речи; развивать творческие и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение ребусов, кроссвордов, игры с известными словарными словами, повторить слова разных частей речи.

1 нед. мая

64

Игротека                «Сочини стихотворение о лете»

Игра

Развивать чувство рифмы, подбирать рифмы к указанным словам, расширять словарный запас.

Текущий контроль.

Подбор рифм к словам, отгадывание загадок со словами рифмами

1 нед. мая

65.

Игры « Хочу быть писателем». Скоро лето.

Игра

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам и небольшие тексты.

Текущий контроль.

Чтение, составление, продолжение небольших текстов.

2 нед. мая

66.

Игры « Хочу быть писателем» Скоро лето

Игра

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам и небольшие тексты.

Текущий контроль.

Чтение, составление, продолжение небольших текстов.

2 нед. мая

67.

Конкурс ребусов на асфальте.

Игра - прогулка

Формировать умение разгадывать  и составлять ребусы; развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Решение и составление ребусов.

3 нед. мая

68.

КВН «Я Грамотей»

КВН

Формировать умение разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы, ребусы, развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские и артистические способности.

Текущий контроль.

Знакомство и решение анаграмм, шарад, метаграмм, разыгрывание сценок.

3 нед. мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...