Кружковая работа "Всезнайка"
материал на тему

Шарапова Гузель Фанавиевна

Подготовка детей к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_metodicheskogo_obespecheniya.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Информационная часть программы

3 стр.

Пояснительная записка

4 стр.

Календарно – тематическое планирование и содержание программы. Разделы развитие математических представлений и логики, обучение грамоте, краеведение.

9 стр.

Информационно - методическое обеспечение программы

15стр.


I.  Информационная часть программы

Вид программы – развивающая.

Период обучения – 1 год.

Возраст обучающихся воспитанников – 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа), 1 раз в неделю, продолжительность - 30 минут.

Состав обучающихся воспитанников – постоянный.

Используемые методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:

- словесные,

- наглядные,

- практические и игровые (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).

Форма реализации программы: организованная совместная познавательно – игровая образовательная деятельность взрослого и детей в рамках кружка по подготовке к школьному обучению.

Развивающая среда:

      -дидактические и наглядные пособия;

      - компьютер, проектор и т.д.;

      -методическая, краеведческая, художественная литература;

      -репродукции и иллюстрации картин художников;

       -подборка фотографий достопримечательностей «Нефтекамск», «Знаменитые люди нашего города», «Памятные места и достопримечательности в Республике Башкортостан», «Заповедники», и т.д.

-художественная литература на тему: «Башкирские поэты о Башкирии»;

-электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

-грамзаписи и аудиозаписи;

-карта Башкирии;

-символика Башкортостана, города Нефтекамск;

- подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами);

- фланелеграф;

- индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

- картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

- предметные картинки для составления предложений и задач;

- сюжетные картинки для составления рассказов;

 - рабочие тетради на печатной основе (прописи букв, цифр);

- тетради в клетку;

- мнемотаблицы;

-карандаши цветные и простые;

- ручки.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

II. Пояснительная записка

Программа кружка дополнительного образования «Всезнайки» рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 6-7 лет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программой МАДОУ д/с №7.

Актуальность

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Программа кружка дополнительного образования «Всезнайки» отличается от других программ тем, что основная работа проводится по формированию потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Цель программы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Программа состоит из трех разделов.

Первый раздел: развитие математических представлений и логики.

Второй раздел: обучение грамоте.

Третий раздел: краеведение.

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу «Развитие математических представлений и логики»:

- развитие математических представлений о числах и цифрах;

- знакомство с математическими знаками;

- развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

- развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

- подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

По второму разделу «Обучение грамоте»:

- развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;

- развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

- развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

- развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;

- подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений).

       По третьему разделу «Краеведение»:

     - формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

   - воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

   - развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

   - воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

   - воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

   - расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

   - знакомство детей с историей и современной жизнью народов Башкирии;

   - знакомство с творчеством писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан; 

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- воспитание уважения к культуре других народов (обычаям, традициям);

-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

- углубление и расширение знаний о природе, истории и культуре родного края.   

Ожидаемые результаты

По первому разделу «Развитие математических представлений и логики»:

-ребенок научится различать и называть цифры и другие математические знаки (знаки сложения и вычитания, больше - меньше, равно);

-будет составлять и решать арифметические задачи;

-будет решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- научится ориентироваться в тетради.

По второму разделу «Обучение грамоте»:

- ребенок овладеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- узнает порядок букв (алфавит);

-  будет различать гласные и согласные звуки;

- научится правильно ставить ударение в знакомых словах, составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

      - научится свободно и осознанно читать простые слова;

 - проявит интерес к родному языку.

По третьему разделу «Краеведение»:

-овладеет представлениями о коллективе д/с, о себе, своей семье, о профессиях родителей, о своей принадлежности к определенной нации;

-расширит знания о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945

гг., о героях своей республики на фронтах ВОВ, о героическом прошлом

народа;

-  расширит знания о родном городе, о его достопримечательностях,

 о природе, о истории и культуре родного края, о традиционных народных праздниках башкирского народа;

    -  ребенок проявит ценностное отношение к родному городу, республике;    

    - сможет назвать свой адрес, свою фамилию, имя, отчество, фамилию, имя родителей, братьев, сестер;

   -будет иметь представление о жизни древних башкир, о семи чудесах Башкортостана, о истории и современной жизни народов Башкирии;

-сможет назвать башкирские национальные блюда, башкирскую национальную одежду;

-расширит знания о писателях, композиторах, художниках Республики Башкортостан;

 III. Календарно – тематическое планирование и

содержание программы

Месяц

Тема занятий

Цель

Литература

Октябрь

1. Числа и цифры от 0 до 10.

2. «Звуковой анализ слов».

3. «Мой детский сад».

4. «Обозначение количества предметов. Независимость количества от пространственного расположения предметов».

1. Закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 1 до 10; развитие умения сравнивать группы предметов по количеству; развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, речи, мышления).

 2. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

3. Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада. Показать взаимосвязь между разными видами труда. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.

4.Закрепление навыков устного счета, умения сравнивать группы предметов по количеству; закрепление понимания независимости количества предметов от их пространственного расположения, навыков создания совокупностей предметов по заданным условиям.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.11.Рабочая тетрадь.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.75. Рабочая тетрадь.

Р.Л. Агишева «Я познаю Башкортостан» стр.29

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.42.Рабочая тетрадь.

Ноябрь

5. «Звукобуквенная модель».

6. «Нефтекамск - мой родной город»

7. «Состав числа из двух меньших в пределах 10».

8. «Смешанная звукобуквенная модель».

9 «Богатая природа Башкортостана»

5. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомство с гласными буквами А, Я (заглавными и строчными), правила их написания после согласных. Обучение умению строить звукобуквенную модель. Развитие способности подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели.

6. Уточнить с детьми информацию о родном городе (Какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудиться). Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названия и роде деятельности.

7. Закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 10; закрепление навыков «записи» математических выражений с помощью карточек с числами и знаками; развитие навыков составления условия задачи по серии картинок; развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук.

8. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной (звукобуквенной) модели. Знакомство с гласными буквами О, Ё (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

9. Познакомить детей природным богатством республики: животным и растительным миром, реки и озера, пещеры.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.76. Рабочая тетрадь.

Конспект воспитателя

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.48.Рабочая тетрадь.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.77. Рабочая тетрадь.

Конспект воспитателя

Декабрь

10. «Линейка. Единицы измерения. Измерение длины, ширины и высоты».

11. «Правила написания гласных букв после согласных».

12. «7 чудес Башкортостана».

13. «Числа от 1 до 15.Счет до 16. Обозначение числа 16».

10. Знакомство с единицами измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр; знакомство с измерительными инструментами (линейка, метр, рулетка); овладение навыками измерения длины, ширины и высоты предметов с помощью измерительных инструментов; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

11. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными буквами У, Ю (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

12.Знакомство с достопримечательностями, которые были выбраны жителями и гостями республики в рамках акции «Семь чудес Башкортостана»;

 углубить знания об истории и культуре республики;

 развивать связную речь,

способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю, воспитание уважения к нашим истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину.

13. Закрепление навыков прямого и обратного счета; обучение счету до 16; формирование навыков составления групп из 16 предметов; знакомство с образованием числа 16; знакомство с обозначением числа 16; развитие умения сравнивать группы предметов по количеству; закрепление навыков согласования числительных с существительными; закрепление понятий «столько же», «поровну»; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.63.Рабочая тетрадь.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.79. Рабочая тетрадь.

Конспект воспитателя

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычев (ч.1) стр.28.Рабочая тетрадь.

Январь

14. «Смешанная звукобуквенная модель».

15«Народные праздники, национальные блюда».

.

16. «Счет до 17,18. Обозначение чисел 17,18».

14. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными Э, Е (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.

15 . Дать детям познавательные сведения о башкирских народных праздниках, о национальных блюдах; показать самобытность башкирского народа, которая проявляется в национальных танцах Развивать интерес народной культуре. Воспитывать желание в них участвовать.

16. Знакомство с образованием и обозначением чисел 17,18; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.81. Рабочая тетрадь.

Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан», стр.73.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.78.Рабочая тетрадь.

                                                       Февраль            

17. «Изменение слов».

18. «Древние башкиры».

19. «Счет до 19, 20.

Обозначение чисел 19,20».

20. «Йотированная функция гласных букв Я, Ё, Ю, Е».

17. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Освоение действия изменения слов. развитие способности называть слова с заданным звуком.

18.Познакомить детей с известными башкирскими поэтам и, писателями, композиторами и художниками; приобщение к культурному наследию родного края

19. Знакомство с образованием и обозначением чисел 19,20; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

20. Знакомство с йотированной функцией гласных букв Я, Ё, Ю, Е.

 «Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.84. Рабочая тетрадь

Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан», стр. 69.

Р.Л.  Агишева «Я познаю Башкортостан», стр. 64.

«Формированиеэлементарных матем. представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.1) стр.95.Рабочая тетрадь.

Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр.77, 78, 79, 82. Рабочая тетрадь.

 Март

21.Народы, живущие в Башкортостане

22. «Сумма чисел».

23. «Знакомство с предложением».

24 «Древние башкиры».

25. «Разность чисел»

21. Дать представление дошкольникам о народах, живущих в Башкортостане и культуре, которую они представляют. Воспитание толерантности и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. 

22. Знакомство с понятиями: «слагаемые», «сумма»; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

23. Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёхзвуковой модели.

24.Познакомить детей с жильем, с пищей древних башкир. формировать представление о лечебных свойствах продуктов, познакомить башкирской одеждой женщин и мужчин (орнамент). Закрепить в речи: платье -  кулдак, сарык, тюбетейка, кашмау.

25. Знакомство с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

Конспект воспитателя

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.2) стр.36.Рабочая тетрадь.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр. 87. Рабочая тетрадь.

Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан», стр. 69.

Р.Л.  Агишева «Я познаю Башкортостан», стр. 64.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.2) стр.48.Рабочая тетрадь.

Апрель

26. «Работа с предложением».

27. «Башкирские народные игры».

28. «Цикличность: «времена года»».

29. «Освоение способов слогового чтения».

26. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёхзвуковой модели.

27. Познакомить с башкирскими народными играми, повторение известных ранее игр; развитие внимания, ловкости, памяти; формирование навыков поведения в игре; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, терпения друг к другу.

28. Закрепление навыков ориентировки во времени; закрепление последовательности времен года; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

29. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Освоение способов слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырёхзвуковой модели.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр. 88. Рабочая тетрадь.

Конспект воспитателя

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.2) стр.56.Рабочая тетрадь.

«Обучение дошкольников грамоте». Н.С.Варенцова стр. 90. Рабочая тетрадь.

Май

30. «Герои Башкортостана на фронтах ВОВ».

31. «Время: часы, циферблат».

32. «Итоговое занятие».

30. Познакомить детей с героями Башкортостана.

31. Закреплений знаний о часах; знакомство с видами циферблатов; развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики.

32. Обобщить полученные знания детей.

Конспект воспитателя

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е.Сычева (ч.2) стр.82.Рабочая тетрадь.

Конспект воспитателя

I V. Информационно - методическое обеспечение программы

  1. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Г.Е. Сычева (часть 1,2)
  2. «Обучение дошкольников грамоте» Н.С. Варенцова
  3.  Рабочие тетради «Изучаем математику» (часть 1, часть 2)
  4. Рабочие тетради «Изучаем грамоту» (часть 1, часть 2) 
  5. Р.Л.Агишева «Я - Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
  6. Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.Уфа-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Кружковая работа по экологии

Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....

Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе

Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...

Кружковая работа в 1 классе

Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....

Моя кружковая работа

В помощь руководителям кружковой работы. Схемы, описание работы....