Рекомендации для учителей по организации обучения детей с ОВЗ.
консультация на тему

Волкова Оксана Вячеславовна

Консультация для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz_dlya_uchiteley.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей

по организации обучения детей с ОВЗ.

Особенности организации работы учителя с детьми в условиях инклюзивного образования, или в классах коррекционно-развивающего обучения обусловлены теми особыми образовательными потребностями, которые возникают у учащихся на протяжении обучения в общеобразовательной школе. Учащиеся могут испытывать трудности в овладении программным материалом и адаптации к школе самого различного характера и степени выраженности. Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации у учащихся являются нарушения нормального хода их психического развития, которые нередко имеют стойкий характер. Речь идет об органическом поражении центральной нервной системы, вследствие которого изменяется развитие познавательной деятельности. Это снижает способности к обучению и сказывается на формировании учебных знаний, умений, навыков. Дети с такими нарушениями продолжают испытывать трудности в обучении вплоть до 9 класса и нуждаются в определенном подходе со стороны педагога.

Предлагаемые рекомендации дефектолога носят обобщенный характер и могут использоваться на любом предметном уроке.

  1. В процессе обучения детей с трудностями должен соблюдаться онтогенетический принцип, что подразумевает соотнесение уровня «актуального развития» учащегося с онтогенетической шкалой нормального развития. Учитель должен знать возрастные нормативные показатели развития учебно-познавательных процессов, понимать степень несформированности познавательных средств и учебных навыков школьника, уметь преодолевать несоответствие между требованиями программы и развитием учащегося. В процессе обучения необходимо учитывать несформированность некоторых функций и специально планировать формирование недостающих (запаздывающих) функций познавательного развития ребенка и необходимых учебных навыков предшествующего периода. При этом обучение должно быть ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (по терминологии Л.С. Выготского), т.е. на задания такого уровня сложности, которые ребенок может «сегодня» сделать с помощью взрослого, а «завтра» выполнить самостоятельно. Так, трудности усвоения программных знаний по биологии, истории, географии могут быть связаны у учащегося с низким уровнем развития читательской деятельности. Например, учащийся не овладел на достаточном уровне умениями и навыками работы с текстом: умением видеть и выделять основное содержание текста, навыками структурирования текста, навыками выборочного пересказа и др. В этом случае учитель на уроке должен использовать те виды заданий, которые способствуют формированию этих недостающих умений и навыков.

  1. В процессе учебной работы в классе учитель должен уметь выделять и специально формировать у учащихся те способы умственной деятельности, которые необходимы для усвоения конкретных знаний. Как известно, дети с трудностями в обучении чаще используют нерациональные приемы, способы действий, не требующие умственных усилий (то, что «лежит» на поверхности). Так, при заучивании многие из них прибегают к «зубрежке», механическому запоминанию, что приводит к упущению некоторых смысловых звеньев изучаемого материала, формальному усвоению знаний. Учителю следует не только показать рациональный прием заучивания, но и сделать его предметом специального усвоения на уроке.

3. Для рассматриваемой категории детей характерны определенные особенности организации самостоятельной учебной деятельности: неумение планировать свою деятельность, общая неорганизованность и хаотичность действий, импульсивность, недостаточная целенаправленность деятельности. Значительно страдают произвольность, самоконтроль. Некоторые дети не могут работать самостоятельно, им требуются постоянный контроль и одобрение со стороны учителя. Поэтому одной из коррекционных задач урока должна стать коррекция целенаправленной деятельности учащихся. Педагогу необходимо требовать от учащихся соблюдения этапа ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, прогнозирования результата. В процессе самостоятельной работы учащихся над предложенным заданием учитель должен осуществлять индивидуальный подход: дозировать степень помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая) и уменьшать внешний предъявляемый контроль, формируя тем самым у учащихся собственный внутренний поэтапный контроль. Также следует проводить дополнительную коррекционную работу по формированию у учащихся навыков самоконтроля.

4.        Другой важной особенностью детей с ОВЗ является своеобразие их речевого развития. Для них характерны недостаточная организация речи, выражающаяся в трудностях речевого высказывания, низкая речевая активность, ограниченность словаря, неточность употребления и трудности понимания понятий. Поэтому обязательным элементом каждого урока должна стать дополнительная словарная работа по тематике изучаемого материала.

5.        Нередко ошибочное выполнение учебного задания у детей рассматриваемой категории связано с трудностями восприятия и осмысления инструкции: учащиеся либо неточно воспринимают то, что нужно выполнить в задании, либо упускают отдельные звенья инструкции, либо недостаточно руководствуются инструкцией, утрачивают цель задания. Учитывая эту особенность, учителю следует учить детей: анализировать инструкцию, выделяя все структурные элементы; придерживаться поэтапности выполнения задания; осуществлять самоконтроль, соотносить цель задания с полученным результатом.

6.        При планировании урока, выборе приемов, средств подачи материала должна учитываться большая сохранность наглядных форм мышления учащихся по отношению к словесно-логическим. Использование опорных схем, таблиц, плана ответа, предметно-практической деятельности, эмпирических приемов познания значительно повышает уровень усвоения учебного материала учащимися.

Учитель – дефектолог Волкова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с «ЗПР»

Методические рекомендации по организации обучения детей с ЗПР.В докладе рассматриваются такие вопросы, как психологические особенности детей, принципы корекционной работы, обзор программ и методически...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Проект «Методические рекомендации по организации обучения детей с «ЗПР».

Пояснительная записка  В моем проекте рассматриваются проблемы в работе с детьми с задержкой психического развития, а также как  я применяю знания, полученные вовремя обучения на дистанционн...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ

Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ...