Главные вкладки

    Умники и умницы 2 класс.
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Темтюгова  Екатерина Сергеевна

    Программа факультатива "Умники и умницы" для 2 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ_umniki_i_umnitsy_2_klass.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

                       МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №21»

    Рабочая программа

    факультатива

    « Умники и умницы»

    для 2 класса

    Составили

    учитель начальных классов

    Темтюгова Е.С.

    учитель начальных классов

     Мельникова Л.А.

                 

                                         Пояснительная записка

            Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2011 г.

    Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. Во втором классе 64 часа (2 часа в неделю).

               Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

         

         Основные задачи курса:

    1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
    5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
    6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

               

                  В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

    В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

       Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

                 Для проведения занятий для каждого класса (со 2-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

     а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

     б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

      В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 7-10 лет, часть - составлена автором пособия.

       Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

    • задания на развитие внимания;
    • задания на развитие памяти;
    • задания на совершенствование воображения;
    • задания на развитие логического мышления.

    Задания на развитие внимания

    К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

    Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

    Задания, развивающие память

    В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

    Задания на развитие и совершенствование воображения

    Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

    • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
    • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
    • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
    • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
    • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
    • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

                 - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

         Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

     Задания, развивающие мышление

     Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

     Познавательный аспект

                   Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

                   Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

        Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

                  Развивающий аспект

                      Развитие речи.

                     Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

     Развитие сенсорной сферы.

     Развитие двигательной сферы.

         

    Воспитывающий аспект

         Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

     Основные принципы распределения материала:

     1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

     2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

     3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

     4) увеличение объема материала;

     5) наращивание темпа выполнения заданий;

     6) смена разных видов деятельности.

            Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

    Формы контроля:

    • тестирование;
    • практические работы;
    • творческие работы учащихся.

                   

    Содержание занятий - 2 класс (34 занятия)

               Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Модель занятия

    во 2 классе такова:

    «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-3 минуты)

    Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

    РАЗМИНКА (4 минуты)

    Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

    положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

    ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

          Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                             

    ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-7 минут)

      Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

    ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

     На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

    Содержание занятий во 2 классе (34 часа)

    № занятий

    Кол-во часов

    Развиваемые способности

    1

    1

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

    2

    1

    Развитие концентрации внимания.

    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Графический диктант

    3

    1

    Тренировка слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    4

    1

    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    5

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    6

    1

    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

    7

    1

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    8

    1

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления. Тренировка внимания.

    Графический диктант

    9

    1

    Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

    Графический диктант

    10

    1

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    11

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    12

    1

    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

    13

    1

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    14

    1

    Развитие концентрации внимания.

    Тренировка внимания

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    15

    1

    Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

    Графический диктант

    16

    1

    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    17

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    18

    1

    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

    19

    1

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    20

    1

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    21

    1

    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Графический диктант

    22

    1

    Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

    Графический диктант

    23

    1

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    24

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    25

    1

    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

    26

    1

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    27

    1

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    28

    1

    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Графический диктант

    29

    1

    Тренировка  слуховой памяти.

    Развитие мышления.

    Графический диктант

    30

    1

    Тренировка зрительной памяти.

     Развитие мышления.

    Графический диктант

    31

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    32

    1

    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Графический диктант

    33

    2

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

    После изучения курса учащиеся должны уметь:

    1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
    2. определять учебную задачу;
    3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    4. владеть своим вниманием;
    5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
    6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
    7. использовать основные приемы мыслительной деятельности:
    • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
    • выделять существенные признаки предметов;
    • сравнивать между собой предметы, явления;
    • обобщать, делать несложные выводы;
    • классифицировать предметы, явления;
    • определять последовательность событий;
    • судить о противоположных явлениях;
    • давать определения тем или иным понятиям;
    • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
    • выявлять функциональные отношения между понятиями;
    • выявлять закономерности и проводить аналогии.
    1. самостоятельно мыслить и творчески работать;
    2. владеть нормами нравственных межличностных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

    Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

    Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"

    Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов

    Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...

    Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

    Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

    Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

    Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

    внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

    конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

    Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

    Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...