Загрязнение Земли. Мусор, его переработка, вторичное использование.
план-конспект урока на тему

Ермолаева Анна Николаевна

Главная цель этого урока: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения Земли бытовыми отходами, со способами их переработки и вторичного использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelnyy_sbor_musora_.pptx2.35 МБ
Файл urok_po_razdelnomu_sboru_musora.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздельный сбор мусора.

Слайд 2

Каждый вид мусора имеет свой срок естественного разложения.

Слайд 3

Во всех развитых странах люди понимают важность раздельного сбора мусора.

Слайд 4

каждый житель обязан сортировать мусор-это ЗАКОН. В Швейцарии

Слайд 5

Ведь раздельно собранные отходы-это не мусор , а вторичное сырьё .

Слайд 6

Пункты раздельного сбора мусора в других странах

Слайд 8

И в России такие пункты уже существуют.

Слайд 9

В торговых центрах ,

Слайд 10

у жилых домов,

Слайд 11

на улицах

Слайд 12

и в парках .

Слайд 13

К сожалению, в Нижегородской области находится самая большая свалка мусора в Европе.

Слайд 14

Чтобы изменить ситуацию, в нашем городе проводятся дни раздельного сбора мусора в детских садах

Слайд 15

и в школах.

Слайд 16

Забота об окружающей среде – дело совести КАЖДОГО человека.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

_________________________                                       _________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18              8 (496)249-00-55           8(496)247-68-02        

 Экологический урок по теме: «Загрязнение Земли. Мусор, его переработка, вторичное использование».

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ермолаева А.Н.

3 сентября 2018.

Загрязнение Земли. Мусор, его переработка, вторичное использование.

Цель: познакомить учащихся с проблемой загрязнения Земли бытовыми

отходами, со способами их переработки и вторичного использования.

Задачи:  

-  содействовать формированию навыков культуры поведения в природе;

-  организовать ситуацию, способствующую воспитанию чуткости,

отзывчивости, личной ответственности за состояние окружающей среды.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фильмы «Как это

работает- переработка мусора» , карточки с заданиями, текст рассказа,  пакет

с мусором, урны для раздельного сбора мусора(бумага, стекло,металл, пластик).

Ход урока.

I. Чтение стихотворения С. Михалкова «Прогулка»  

Мы приехали на речку воскресенье провести,  

А свободного местечка возле речки не найти.  

Тут сидят и там сидят. Загорают и едят.  

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.  

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.  

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки  

И как будто нам назло даже битое стекло.  

Мы по берегу пошли, место новое нашли.  

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,  

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.  

Мы прошли, конечно, мимо.  

– Эй, ребята! – крикнул Дима.  

Вот местечко – хоть куда!  

Родниковая вода,  

 Чудный вид, прекрасный пляж,  

 Распаковывай багаж!  

 Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –  

 Веселились, как могли:  

 Пили квас, конфеты ели, хороводом песни пели...  

 Отдохнули и ушли...  

 И остались на полянке

У потухшего костра:  

 Две разбитых нами склянки,  

 Две размокшие баранки,  

 Словом, мусора гора.  

 Мы приехали на речку  

 Воскресенье провести,  

 Только чистого местечка  

 Возле речки не найти!  

- Почему ребята не нашли свободного местечка?  

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

II. Актуализация знаний.

    В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в

среднем около 1 тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год

мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу,

образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую вершину Европы.  

Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу,

бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и

многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (мы

бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер)

- А куда же дальше попадает мусор? (машина забирает мусор из        

контейнеров, баков и увозит куда-то)

 

 III. Знакомство с новым материалом.

    Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который

вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это

скопление мусора. Свалки находятся за городом, потому что  мусор выделяет

ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле

ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор –

запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то

проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча,

неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за

пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте

свалок могли быть парки, леса…

   Кроме свалок , существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании

мусора образуются вредные вещества, попадающий в воздух, которым мы

дышим.

   Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной

переработки материалов, получают новый материал, из которого уже

изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные

богатства нашей страны.

IV. Постановка проблемы.

- Давайте подумаем, как сохранить нашу Землю от мусора? К концу нашего

классного часа мы должны будем найти ответы на данный вопрос, т.е.

определить пути решения данной проблемы. (выбрасывать мусор в

специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия,

изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных

вещей…)  

V. Вступительная беседа.

– Куда деваются листья, опавшие осенью?  

– Что происходит с дикими зверями и птицами, когда они умирают?  

– Ответ один: все это распадается, чтобы дать начало новой жизни в  

вечном природном круговороте.  

– Этот процесс называется биологическим круговоротом.  

– Если сравнить природу с «фабрикой жизни», то можно сказать, что  

здесь производство безотходное. Навоз становится удобрением, опавшая  

листва – перегноем, трупы животных – кормом для червей, которых в свою  

очередь поедают птицы. Это природная утилизация.  

– Вот как объясняется это слово в словаре.  

Утилизация (франц. utilisation, от лат. utilis – полезный), употребление с

пользой, использование, например, утилизация отходов производства.

– А теперь посмотрим на другие залежи, которые не перегнивают и не  

приносят пользу природе. (Демонстрация слайдов). Это залежи мусора.  

– Что такое мусор? ( консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки,

пакеты, сломанные игрушки, старая одежда и обувь)

Весь этот мусор представляет угрозу для окружающей среды, многие из них

опасны для здоровья человека, так как содержат красители, растворители,

моющие средства, лекарства и другое.

И поэтому, для того, чтобы в природной среде разложилась апельсиновая и

банановая кожура требуется от 2 до 5 недель.

Бумага от 2 до 10 лет.

Изделия из ткани – 2-3 года.

Резиновые кеды – 50-80 лет.

Консервная банка -90-100 лет.

Пластмасса – 500 лет.

Стекло – 1000 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

V. Самостоятельная работа учащихся .

1. Работа по карточкам.  

бумажная салфетка                                                               книга  

пакет от молока                                                                     газета  

обертка от жвачки                                                                 пластиковая бутылка  

ручка, карандаш                                                                    стакан  

стеклянная бутылка                                                              консервная банка  

сломанная игрушка                                                               рваный носок  

журнал                                                                                    обертка от конфеты  

бумажные обрезки                

                                                                               

– Прочитать перечень предметов.  

– Что из перечисленного может стать мусором?

– Поставьте галочку возле того предмета, который вы выбросили вчера.

– Сколько получилось галочек?  

– Ежедневно каждый человек выбрасывает до 1 кг мусора. А если это число

умножить на количество жителей нашего города, то получается довольно  

приличный результат.

– Итак, в каждом городе огромное количество мусора выбрасывается  

ежегодно. Куда девается этот мусор после того, как мы отнесли мусорное  

ведро в мусоропровод?  

 VI. Рассказы учащихся.

VII. Фильм « Как это работает» .

– Что нужно сделать, чтобы уменьшить свалки, загрязняющие нашу  

Землю? ( раздельный сбор отходов).

– Зачем собирать мусор раздельно? ( для вторичной переработки отходов).

– Что можно переработать вторично? (макулатуру, стекло, пластмассы,

металлолом).

60 кг макулатуры сохраняют одно дерево.  

   Стеклянные бутылки и банки сдаем для вторичного использования.  

Битое стекло переплавляется, и из него делают другие предметы.  

Металлолом идёт на переплавку.

– Что еще можно переработать вторично?  

VIII. Физкультминутка.

(звучит музыка). Закроем глаза, представим себе  

не большие свалки мусора, которые мы видели, а берег реки или озера, где  

зеленеет трава, цветут цветы, поют птицы, порхают бабочки. Мы смотрим  

на безоблачное небо, голубую  гладь воды…На душе у нас спокойно. Мы  

отдыхаем.  

IX. Беседа .

     Вернемся к нашей проблеме. Сортировка мусора, его переработка –  

это дело взрослых. А что мы с вами можем сделать, чтобы мусора стало  

меньше? ( не сорить)

– Что еще? Вы затрудняетесь ответить? Дать ответ на этот вопрос нам  

поможет рассказ.    

X. Работа над рассказом.  

1. Чтение рассказа.  

   Жили-были две семьи. И у той, и у другой семьи было достаточно денег,  

чтобы жить хорошо. Однако тратили деньги они по-разному. Одна семья  

жила в небольшом уютном домике. В саду у них росли деревья и другие

растения. Эти люди были добрые и спокойные. Поэтому у них в саду жили  

птицы и животные. Эта семья имела только необходимое, и ели они немного.          

У детей было не слишком много игрушек, зато родители учили их  

мастерить, играть в разные игры, наблюдать за природой. Оттого, что  

родители не хотели иметь много вещей в доме, у них было больше

свободного времени для детей. Семья ездила за город, к морю, посещали

театры, библиотеку.

    Иногда к ним приходили друзья. Они беседовали, играли, рассказывали

смешные истории. В этой семье всем было очень хорошо. Всегда  

находилось время решить любые проблемы друг друга, помочь, выслушать.  

Вторая семья жила в очень большом доме. У них был бассейн, несколько

машин, четыре телевизора, много мебели, большая моторная лодка, масса  

одежды. Много всяких вещей. Все они слишком много ели. Дом был

настолько велик, что иногда они подолгу не видели друг друга. Каждый из

них всегда был занят своими вещами, так что поговорить друг с другом

времени просто не оставалось. От телевизоров и музыкальных центров было

много шума.

   Много народу приходило купаться в бассейне. И родители, и дети не  

высыпались, нервничали, ссорились. Кроме того, эта семья тратила много  

времени на поиски вещей. Автомобили, мотоциклы, телевизоры, игрушки,  

машина для мойки посуды время от времени ломались. Родители тратили  

время и деньги, чтобы их починить. Их большой дом и бассейн становились  

грязными и не хватало времени, чтобы привести их в порядок. Они

ссорились всё больше и больше…

2. Анализ его содержания.  

– Если бы у вас была волшебная палочка и вы имели бы возможность  

 оказаться в одной из этих семей, какую бы вы выбрали? Почему?

– Таким образом, мы с вами нашли ответ на поставленный вопрос.  

– Поменьше покупать ненужных вещей.

XI. Закрепление.

- Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его

сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы

думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали

делать и в некоторых городах нашей страны.

Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого он

изготовлен.

 Поиграем в игру, которая называется «Сортируем мусор».

Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать

предметы по материалам, из которых они были изготовлены.  

Оборудование. Пакет с мусором,  урны с надписями «стекло»,

«пластик», «резина», «металл», «бумага», имитирующие мусорные баки.

Ход игры.  

Участники игры подходят к пакету с мусором, выбирают каждый по коробке

и начинают сортировать мусор в соответствии с материалом, из которого

изготовлен мусор в пакете.  

XII.Итоги урока.  

– А теперь вернемся на полянку, где отдыхали ребята. Как бы вы по-

ступили, уходя домой после прогулки? Как правильно поступить с мусором?

Что должен помнить каждый, чтобы было меньше мусора:

- Не бери лишних пакетов в магазине, если собираешься их выбрасывать.

- Экономно используй тетради (пиши на обеих сторонах бумаги).

- Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать.

- Не покупайте больше, чем может понадобиться.

- Не спешите выбрасывать старые вещи ( они могут понадобиться

нуждающимся).

- При покупке товаров обращай внимание на знак экологической чистоты на

упаковке.

 Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а

вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый

наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ слайдов чистого

города).

Литература:

 

Вайсман Я.И., Миронов Д., Рудакова Л.В. и другие. «Что делать с

отходами? Книга о том, что нам делать с нашим мусором» -

Пермь; Конвэк, 1998г.

Спарджен Ричард. Экология. Энциклопедия окружающего мира.-

М., РОСМЭН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Влияние загрязнения бытовым мусором на жителей поселка Воргашор»

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия. Оно включает такие важные показатели, как отсутствие болез...

Защита проектов по теме "Вторичное использование пластиковых бутылок" .Урок технологии в 4 классе

Урок технологии в 4 классе по технологии по теме "Защита проектов по теме "Вторичное использование пластиковых бутылок". С презентацией...

Название работы: «Вторичное использование пластиковых бутылок» Научно- исследовательская работа

Работа рассматривает «пластиковую проблему» столь актуальную и необходимую в наше время. Отслужив свой срок, многие вещи оказываются просто ненужными. Но они могут обрести вторую жизнь, если найти им ...

Проект «Подари вторую жизнь! Вторичное использование бытового мусора»

Вторичное использование мусора.В повседневной жизни мы нередко используем вещи, которые на самом деле сделаны из мусора, и даже не догадываемся об этом. Так родилась идея создания этого проекта ...

Исследовательский проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей». Аннотация

Фамилия, имя Майская Александра, Бельчуевский Глеб, Грищук Григорий, Спивакова Надежда,  Костомарова Полина, Павлова Арина, Неронова МаргаритаКласс, школа1ВТема работы«Проблема мусора ...