Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива
консультация на тему

Формы работы по сплочению ученического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование детского коллектива в группе продленного дня.

 
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Ребенок идет в первый класс с уверенностью, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. 

Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для города, общества; 
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым.

При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

1) потребности детей в общении

2) задач, поставленных перед этим коллективом.

 Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу.

Но главное состоит в том, что каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе. Формирование коллектива класса, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива, но и к общему делу вообще. 
В своей педагогической деятельности необходимо руководствоваться  следующими законодательно нормативно-правовыми документами: 
1.Конвенцией ООН 
о правах ребенка
2.Конституцией РФ; 
3.Законом РФ «Об образовании»; 
4.Законом «Об образовании», Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, 
5. Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. 

При  разработке тематических планов предусматривать следующие аспекты: 
1. Повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и города; 
2. Формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

Задачи: 

  1. Организовать работу по сплочению обучающихся, сформировать детский школьный коллектив (вовлечение всех детей в внеурочные мероприятия и т.д.) 
  2. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах. 
    3. Проводить профилактическую работу среди обучающихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков). 
    4. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед). 
    5. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в школьную картинную галерею). 
    6. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного
    в окружающий мир (конкурсы рисунков, уроки творчества.) 


В своей педагогической деятельности руководствоваться следующими 
принципами: 
1. Принцип добровольности. 
2. Принцип творчества и успеха. 
3. Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы. 
4. Принцип доверия и поддержки.

Работа воспитателя группы продленного дня  направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Воспитание нравственных чувств: 

1) начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

2) неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 
3) способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 
4) уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; 
5) знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

1) первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

2) первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; 
3) элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 
4) первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; 
5) первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 

Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.

Наблюдения убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов:

а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;

б) постоянных, сезонных, временных.

Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

2.Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. 2002. № 1.

3.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: МГУ, 1991.

4.Мясишев В. Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. – Л., 1933. – С. 32-37.

5.Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост.Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. М. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.

Воспитательная работа по сплочению ученического коллектива....

Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива.

Презентация. Работа классного руководителя по сплочению ученического коллектива....

Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:воспитание в процессе обучения;внеурочная деятельность;внутриклассная деятельность;межклассная деятельность;внеклассная деятельность;участие...