Предметная педагогическая олимпиада
материал по теме

Метлицкая Елена Викторовна

Предметная педагогическая олимпиада. Начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnaya_pedagogicheskaya_olimpiada.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

 Метлицкая Елена Викторовна

  МКОУ «Становская начальная

общеобразовательная школа»

Район Кетовский

Предметный блок

Русский язык

1. Какое из заданий можно считать учебной задачей?

  • Сегодня мы узнаем новое орфографическое правило;
  • Сегодня мы потренируемся в правописании окончаний глаголов;
  • Сегодня мы узнаем, как писать окончания слов, которые отвечают на вопрос «что делать?»;
  • Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?

Ответ:  Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?

2. Поставьте существительные в Р. п. множественного числа:

чулки  - пара чулок

носки – пара носков

макароны – нет макарон

помидоры - помидоров

туфли – пара туфель 

рельсы – нет рельсов

кочерга - кочерёг

простыня – нет простыней

оладья - оладий           

3. Запишите 4 слова с двумя приставками: беспересадочный, прапрадедушка, обесточить, неподвижно. 

4. Зачеркните в каждой строке лишнее слово:

Деревня (неодуш), лошадь, девочка, лисица                

быстрый, скорый, проворный, тихий - синонимы

существительное, наречие, сказуемое, предлог – части речи

тополь, дождь, дверь, олень – м. р.

томительный, утомительный, томный, пятитомный – однокоренные слова

я, ты, друг, они - местоимения

тюль, бандероль, рояль, бюллетень, шампунь – м.р.                

5. Напишите цепочку из 5 словарных слов так, чтобы 1-я буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова:

 Береза – алфавит – тетрадь – деревня – яблоко.

6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.
Архангельск – архангелогородец, архангелогородка;

 Армавир – армавирец, армавирка;

Бийск – бийчанин, бийчанка;

Вологда – вологжанин, вологжанка;

Гусь-Хрустальный – гусевчанин, гусевчанка;

Липецк – лиапчанин, липчанка;

Смоленск – смолянин, смолянка;

Санкт- Петербург – петербуржец, петербурженка;

Томск – томич, томичка;

Тверь – тверяк, тверячка, тверичанин, тверичанка;

Тобольск – тоболяк, тоболячка;

Энгельс – энгельсит, покровчанин, покровчанка;

Хабаровск – хабаровчанин, хабаровчанка.

7. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание -ей в следующих словах:

Дождей, сыновей, друзей, саней – окончание;

сшей, воробей, змей -  входит в корень;

красивей – суффикс.

8. Определите род следующих имён существительных:
ружьё - ср. р,            крупье – м. р.                святоша – общий род,       кюре – м.р

           Вуаль – ж. р.           алиби – ср. р.                  ООН – ж.р.,                       тюль – м. р.,        

           Задира – общий род,                пустомеля – общий род.

Литературное чтение

  1. По какому признаку можно разделить известных личностей на группы? Обоснуйте свой ответ.

Поэты и писатели: Андрей Вознесенский, Саша Чёрный, Константин Бальмонт, Константин Паустовский, Сергей Козлов.

          Художники: Марк Шагал, Михаил Врубель.

          Герои произведений: Мышильда, Илья Муромец, Садко.

2. Раскройте смысл крылатых выражений. Запишите названия литературных произведений, которые дали им жизнь.

А король-то голый.   Это выражение употребляют, когда выдают за очевидное то, чего нет на самом деле. Г. Х. Андерсен «Новое платье короля» 

Блоху подковать Это значит, очень хорошо (искусно) выполнить самую замысловатую, тонкую работу. Н. Лесков «Левша»

Мартышкин труд Бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа. И. Крылов «Обезьяна»

Синяя птица  Это символ недостижимого счастья, несбыточной прекрасной мечты. М.

Метерлинк «Синяя птица»

3. В каких странах жили эти писатели?

Ш. Перро – Франция;

С. Маршак – СССР;

Д. Родари – Италия;

Г. -Х. Андерсен – Дания;

Л. Ф. Баум – США;

А. Волков – СССР.

4. Поясните значение слов

ланиты – щеки;

десница – рука;

чело – лоб;

шелом – шлем;

кичка – головной убор;

перст – палец.

  1. Подчеркните псевдонимы:

А. К. Толстой, А. Погорельский, А. Болотов, А. Волков, А. Барто, С. Голицын,

  А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак, Л. Гераскина, Ю. Мориц, С. Аксаков.

  1. Подберите русские эквиваленты к пословицам из разных языков:

    Один волк не кусает другого волка (исп.) – Ворон ворону глаз не выклюет
    Леопард не может изменить своих пятен (англ.) – Как волка не корми, а он все в лес смотрит.
    Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
    На какую гору пришёл, такую песню и пой (кит.)
    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Общий, родовой признак детского фольклора:

  • соотнесённость текста с игрой;
  • малые формы;
  • ритмичность.

8. Первый совершенный образец художественно-познавательной сказки для детей  В. Одоевского:

  • «Городок в табакерке;
  • «Черная курица»;
  • «Червячок»;
  • «Монастырка».

Математика

1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС НОО) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:

  • Алгебра;
  • Геометрия;
  • Работа с данными;
  • Арифметика.
  1. Укажите последовательность операций, которые должен выполнить ученик при сложении с переходом через десяток в пределах 20.
  1. Определить, каким числом должна быть сумма - однозначным или двузначным;
  2. Выбрать слагаемое, которое нужно дополнить до 10;
  3. Заменить суммой двух чисел одно из слагаемых;
  4. Дополнить одно из слагаемых до 10;
  5. К 10 прибавить оставшуюся часть второго слагаемого.

Ответ: 4,2,5,3,1

3. Ученики 2 класса получили задание:

«Найти значение выражений.

17 + 6    9 +13     19 – 8      12 – 5
     15 + 4    8 – 4      11 – 7      16 + 3
     2 + 7     18 – 5     16 – 3      9 + 8
Распределить полученные равенства в два столбика так, чтобы в каждом столбике равенства были чем-то похожи».

Какой вариант распределения Вы оцениваете, как наиболее функциональный? 

  • По действиям (сложение, вычитание);
  • По ответам (однозначные, двузначные);
  • По действиям (с переходом, без перехода);
  • По составу компонентов (однозначные, двузначные числа).

4. Какой цифрой оканчивается произведение. ____________________________________

13 * 14 * 15 * 16 * 17   Ответ: 0

5. Из деревни в город, расстояние между которыми 27 км, на лошади выехал всадник. Скорость движения лошади была 9 км/ч. Вместе с лошадью бежала его собака, которая на протяжении всего пути бегала то вправо, то влево и затем догоняла лошадь. Сколько километров пробежала собака к моменту въезда всадника в город, если скорость, с которой она бежала, была 12 км/ч.

Ответ: 36 км.

Окружающий мир

1. Соберите из букв как можно больше названий деревьев.

Т  О  Л  К  Е  Р  С  Я  И  П  Ё  Н  А  Ь  Д  

Осина, ясень, клён, ель, ёлка, липа, тис, персик.

2. Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что Вы назовёте левой рукой Волги?
Ока - крупнейший правый приток Волги. Крупнейшим левым притоком Волги

является Кама.

3. О какой реке М.Ю. Лермонтов написал такие строки?
Терек, воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит….

4. Приоритетной задачей курса «Окружающий мир» является:

  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома собственного и общего для всего живого;
  • накопление естественно - научных и обществоведческих знаний;
  • экологическая направленность образования;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в окружающем.

5. В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородные?

  • Пермский край;
  • Новгородская область;
  • Воронежская область;
  • Республика Карелия

6. Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи пыльные бури значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?

  • Приморский край;
  •  Республика Саха (Якутия);
  • Калининградская область;
  • Республика Калмыкия

7. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности: С.Л. Перовская, В.И. Ленин, Н.М. Муравьев, А.Н. Радищев.

Ответ: А.Н. Радищев, Н.М. Муравьев, С.Л. Перовская, В.И. Ленин.

8. Установите соответствие между народом России и языковой семьей, к которой этот народ относится.

НАРОД

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

ингуши

алтайская

коми

индоевропейская

буряты

уральско-юкагирская

северокавказская

Ингуши – северокавказская, коми – уральско-юкагирская, буряты – алтайская.

Психолого-педагогический блок

  1. Учебная деятельность состоит из …
  • учебной задачи и учебных действий;
  • мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
  • работы познавательных процессов;
  • действий внутреннего контроля и оценки.

2. Выберите и вставьте правильный ответ:
………….. - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

  • Социализация;
  • Обучение;
  • Воспитание;
  • Гуманизация

3. Движущей силой учебного процесса является:

  • дидактические способности учителя;
  • противоречие между учебным и наличным уровнем знаний учащихся;
  • последовательная смена ведущих видов учебной деятельности учащихся;
  • осознание учащимися необходимости овладеть знаниями, умениями и навыками.

4. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:

  • мышление;
  • интеллект;
  • инсайт;
  • эвристика.

5. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:

  • уровнем актуального развития;
  • зоной ближайшего развития;
  • зоной саморазвития;
  • зоной неопределенности.

         
    6. Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов – это …
  • рабочая программа;
  • учебная программа;
  • типовая программа;
  • учебный план

7. Сущность проблемного обучения состоит в …
- изучении познавательных возможностей учащихся;
- управлении познавательной деятельностью учащихся;
- постановке перед учащимися учебной проблемы;
- постановке проблемы и усвоении готовых выводов;
- организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

8. Исследовательская деятельность обучаемых - это 

  • деятельность, направленная на изучение явления или объекта для подтверждения гипотезы, выдвинутой педагогом;
  • деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением;
  • деятельность, связанная с решением нескольких задач повышенной сложности и сравнением результатов решения

9. Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

  • Познавательные;
  • Коммуникативные;
  • Регулятивные;
  • Личностные.

10. Урок с элементами «мозгового штурма» подразумевает

  • выдвижение педагогом идеи, которая становится основной и вокруг этой идеи строится обсуждение и принятие окончательного решения;
  • выдвижение одним из учащихся идеи, которую последовательно развивают другие учащиеся, в конце рассмотрения принимается окончательный вариант, предложенный последним учащимся;
  • выдвижение учащимися большого количества идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения

11. «Обучение в сотрудничестве» трактуется как

  • совместная деятельность педагогов и родителей обучающихся;
  • групповая образовательная деятельность обучаемых;
  • совместная развивающая деятельность взрослых и детей.

12. Педагогический прием «составление кластера» предполагает

  • сочинение нескольких коротких изречений на заданную тему;
  • составление таблицы, в которой количество строк равно количеству столбцов;
  • систематизацию материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста

13. Кто автор высказывания «Педагог живет до тех пор, пока учится»

  • Я. А. Коменкский;
  • К. Д. Ушинский;
  • А. С. Макаренко;

Напишите эссе на тему: «Дом, в котором я живу…»

Свой уголок-свой простор.   

Пословица.

У всех у нас есть родина. Это место, где мы родились и выросли. Родина для каждого разная. Для одного, это маленький деревянный и уютный дом, для другого – это любимый город, а кто-то воспринимает целую страну своим домом.

Для меня дом — это место, в котором я чувствую себя в безопасности, где мне спокойно и уютно. Именно здесь я переживаю свои радости и печали, могу спрятаться от проблем, в доме меня всегда поймут и поддержат, здесь можно не скрывать своих чувств и эмоций.
           Дом, в котором я живу, одноэтажный двухквартирный.   Мои соседи – молодая семья, с тремя детьми, мы живем дружно и уважаем покой друг друга, стараемся не шуметь в вечернее время. Наш дом красивый и светлый в нем хорошо и спокойно, мы облагоображиваем придомовую территорию, следим за чистотой. В палисаднике растут рябины и сирень, которые в жаркие летние дни создают приятную тень. На клумбах всегда много разных ароматных цветов.

Будучи в отпуске стараюсь куда-нибудь выезжать, к родственникам или к ласковому и тёплому морю.  Но как бы хорошо меня не встречали родственники и как бы не было прекрасно море, все равно ближе к отъезду я вспоминаю свой дом, и грусть о доме приходит все чаще, какие-то невидимые нити тянут меня. Я всегда возвращаюсь домой с огромным желанием. Когда выходишь из поезда на ночном вокзале не передать то чувство, которое в душе, это радость и грусть одновременно, радость от того, что ты дома, грусть от того, что отпуск подошел к концу.

В последнее время в социальных сетях стало модно ругать наш город, как только его не называют, но несмотря на это, я люблю свой маленький и уютный город. Люблю его узкие улочки, на которых порой не развернутся машинам, люблю его дома, которые не всегда радуют своей красотой, люблю его людей, которые умеют улыбаться по – настоящему.  

Это мой город, как бы его не называли, это мой дом, и я его очень люблю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественное открытие предметных олимпиад "Виват, Олимпиада!"

Сценарий открытия предметных олимпиад в начальной школе....

Участники предметных (заочных) олимпиад

Участники предметных (заочных) олимпиад...

Достижения обучающихся в заочных предметных конкурсах, олимпиадах.

Достижения обучающихся в заочных предметных конкурсах, олимпиадах....

Предметные школьные олимпиады 4 класс

Предметные школьные олимпиады 4 класс...

2.1. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ, РТ.

Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ....

Диплом 3 место в муниципальной педагогической олимпиаде «Ориентиры современной педагогики дополнительного образования»

Диплом 3 место в муниципальной педагогической олимпиаде «Ориентиры современной педагогики дополнительного образования»...