Предметные школьные олимпиады 4 класс
олимпиадные задания по математике (4 класс) на тему

Татьяна Александровна Леонтьева

Предметные школьные олимпиады 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnye_shkolnye_olimpiady_4_klass.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предметные олимпиады 4 класс

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

   Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие 4-х классов, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

   Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Линейка, посвященная началу школьных олимпиад

Все учащиеся выстраиваются в рекреации (актовом зале), звучит торжественная музыка.

Ведущий: Дорогие ребята! Поздравляем вас с началом интеллектуальных соревнований. Вы повзрослели, стали умнее и смышленее. Вы – наша гордость, надежда и именно вам, победителям этих состязаний будет предоставлена честь защищать нашу школу на районных олимпиадах. Победители – это лучшие из лучших. Поэтому желаем вам всем старания, удачи, победы!

Дети:

1. Сегодня день у нас особый

    Не будем этого скрывать.

    Нас в гости ждут олимпиады,

    Хотим мы знания показать!

2. Люблю я математику,

    Науку очень точную,

    Решать задачи, умножать,

    В уме периметр вычислять!

3. А мне без промедления

    Задайте сочинение.

    Я русский обожаю

    И орфограммы уважаю!

4. Что математика, что русский?

    Литература – это да!

    Нам книги помогают

   Быть грамотным всегда!

5.    Вы забыли про «окружающий мир»,

Этот предмет меня удивил.

Горы, леса, цепи питания.

С большим удовольствием выполняю задания1

6.  А я считаю, для образования

     Нужны по всем предметам знания.

     Все предметы важны!

     Все предметы нам нужны!

Ведущий: Дорогие ребята! Действительно, чтобы быть образованным, нужно очень много знать и уметь! Поэтому, чтобы отлично учиться в школе, вы должны читать дополнительную литературу, решать головоломки и ребусы, разгадывать кроссворды, использовать электронную энциклопедию.

   Сегодня на праздник мы пригласили самого умного человека на земле. Это Магистр знаний. Он знает все на свете и готов вам дать нужные советы.

Магистр: Мои любознательные друзья! Мои очаровательные почемучки! Мне очень приятно быть на вашем празднике. Сегодня вы покажете свои знания и умения, покажете все, чему научили вас ваши учителя. Я хочу вам дать несколько нужных советов, они помогут вам легко справиться с заданиями.

1 совет. Вы проверьте. Все ль в порядке: ручка, карандаш, тетрадка?

2 совет: писать задание не спешите, все внимательно прочтите.

3 совет. Чтоб не ошибся ученик, сначала пишем в черновик.

4 совет. В своей работе будь уверен, если много раз проверил.

5 совет. Пиши красиво, аккуратно, чтоб было проверять приятно.

6 совет. Удачи вам, терпения, отличного всем настроения!

Звучит песня

Ведущий: Итак, дорогие друзья! Наступает самая торжественная минута. Сейчас вы разойдетесь по классам и получите задания. Будьте внимательны, старательны и собраны. Ни пуха, ни пера!

1 тур олимпиад

Русский язык

  1. Диктант.

На черемухе сидела стайка птиц. Черемуха отцвела. Чудный запах разливался по всему весеннему лесу. Гудел тяжелый шмель. У старого пня горкой возвышался муравейник. Его жители бегали туда и сюда. Всем миром тащили хвоинки. От муравейника пахнуло зноем.

(оценка 20 баллов. За каждую ошибку вычитается 1 балл.)

  1. Фразеологизмы.

Замени устойчивое выражение близким по значению словом.

Клевать носом –

Вешать нос –

Ходить на голове –

(каждое правильно подобранное слово 1 балл)

  1. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду:

Ворона, улыбка, василек, волк, арбузы;

Мышь, осина, дочь, день, лень;

Девочка, дежурный, учительница, школа, тетрадь;

Красный, сильная, быстрое, видеть, умное.

(за правильно выполненное задание – 4 балла)

  1. Из букв этого слова составь любые слова.

Листопадничек:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(за каждое новое слово – 1 балл)

  1. Поставь ударение в словах:

Гусеница, щавель, договор, звонит, красивее, километр, добыча, компас.

(за каждое правильно поставленное ударение – 1 балл)

  1. Разбери предложение по частям речи:

Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

(за правильно определенные части речи – 1 балл)

  1. Подчеркни слова, которые имеют несколько значений:

    Коса, кисть, звонок, пальто, книга, молния.

      (за каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл)

Математика

(тестирование)

  1. Подчеркни числа, которые больше числа 87 565.

32 816,  98 231,  7899.  88 565,  89 000,  77 315.

  1. Подчеркни число, которое равно 3/5 от числа 35 000.

21 000.  67 200,  42 213.  7365.  89 673,  5218.

  1. Выбери правильный вариант решения задачи.

Телевизор стоит 14 000 рублей и еще половину этого. Сколько стоит телевизор?

25 000,  21 000,  21 300,  7000,  28 000.

  1. Как можно вычислить периметр квадрата со стороной 5 см? подчеркни правильные варианты ответов.

5 + 5;    5 х 4;   5 х 5;   (5 + 5);  (5 + 5) х 2;   5 + 5 + 5;  5 + 5 + 5 + 5.

  1. Расположи в порядке убывания:

10 385;    1335;    13 803;   10 853;    8003.

  1. Исправь ошибки:

900 001 > 901 000,   5 312 000 < 5 320 000,  925 + 1 < 925.

  1. Какое из утверждений не верно?

1 минута – 60 секунд;

Век – 1000 лет;

Год – 13 месяцев;

Неделя – 7 суток.

  1. Расположи единицы измерения в порядке возрастания:

Тонна. Килограмм. Грамм. Центнер.

  1. Для решения каких уравнений надо выполнить деление?

Х : 50 = 250;    Y x 70 = 630,    900 : A = 30,   C : 3 = 40 + 5.

  1. Отметьте правильный ответ к задаче.

Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 60 км/ч, скорость второй – 80 км/ч. Через сколько часов машины встретятся, если расстояние между городами 280 км?

(за каждое правильно выполненное задание – 1 балл)

Окружающий мир

  1. Ответьте на вопросы.

Планета, на которой мы живем –

Страна, в которой мы живем –

Столица нашей Родины – город …

Область, в которой мы живем –

Край (район), в котором мы живем –

Главный город нашего района –

  1. Что такое  материки? Перечисли все материки земного шара.
  2. Напиши названия океанов, омывающих берега России.
  3. Экология – это наука о …
  4. Перечисли редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
  5. Составь одну, две цепи питания, которые сложились в лесной зоне.
  6. Заповедник – это … Перечисли заповедники, которые ты знаешь. Какие есть заповедные территории в нашем районе.
  7. Нарисуй два знака, запрещающих разрушать природную среду.
  8. Край виден, да дойти до него невозможно. Что это?
  9. Придумай и нарисуй плакат на тему «Планета заболела».
  10. Вопросы-шутки:

Какой иглой не пришьешь пуговицы?

(за каждый правильный ответ – 3 балла)

Литературное чтение

Фамилия, имя _________________________________________________________________

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Как ты думаешь, для чего человеку нужно читать?
  3. Перечисли жанры устного народного творчества.
  4. Соедини линиями отрывки из художественных произведений и жанры, к которым они относятся.

Задремали звезды золотые,                                                              былина

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона…

Собрался Илья Муромец в славный                                                рассказ

Киев-град к князю Владимиру.

Доехал он до города Чернигова,

А дороги от Чернигова до Киева не знает…

Мартышка к старости слаба глазами стала;                                    стихотворение

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией.

                                                                                                             сказка

Мать и сын теперь на воле;                                                                басня

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

  1. Подчеркни названия авторских сказок:

«Лиса и волк», «Золушка», «теремок», «Конек-горбунок», «сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «лягушка-путешественница».

  1. Соотнеси название произведения и его автора:

«Серебряное копытце»                                        Астафьев В.П.

«Домашний лар»                                                  Чарушин Е.И.

«Кабан»                                                                 Бажов П.П.

«Стрижонок Скрип»                                            Зайцев Б.К.

  1. Закончи пословицу:

Под лежачий камень и …

Не зная броду не …

Правда в огне не горит и …

Слово не воробей, …

Что написано пером, …

  1. Что такое рифма? Придумай рифму к словам:

Кошка - …

Печка - …

Дочка - …

Рубашка - …

  1. Великий русский поэт, который написал много стихов и сказок для детей. Его воспитывала Арина Родионовна. Кто этот поэт?
  2. Перечисли правила обращения с книгой.

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

2 тур олимпиад

Русский язык

  1. Прочитай текст, вставь пропущенные орфограммы.

Даже б…льшие щ…ки н… падали на меня в в…де. И вдру… накинулся м…лыш в…личиной с палец. Тело его з…щищено ш…рокими бл…стящими пл…стинками. На г…рбу возвышается трезубец из трех к…лючек. У него син… спина, серебрян…. бока и малинов… щеки. Я пр…тянул к нему палец. Он ткнул п…лец трезубцем. колюшка сторож…л свой дом, гр…ЗИЛ к…лючками и бр…сался даже на больш…х рыб.

                                                                                               (По Н.Сладкову)

  1. Определи падежи и выдели окончания имен прилагательных.

В живуч… организмах, на бескрайн… равнине, с громк… стуком, о настоящ… друзьях, на посторон… поддержку, с блестящ… капельками, по летн… облаку.

  1. Замени фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Бить баклуши – …

Витать в облаках - ….

Задать головомойку - …

Ждать у моря погоды - …

Дрожать как осиновый лист - …

  1. Замени подчеркнутые имена существительные местоимениями.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса (           ) кур таскает. Но на деле редко лисе

(         ) это удается. Чаще всего лиса (        ) охотится за мышами. У лисы (         ) чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса (     ) тут как тут.

  1. Из прилагательных и существительных в скобках составь словосочетания. Запиши их.

Дружеская, дружная (встреча, семья).

Жесткий, жестокий (враг, диван).

Цветная, цветочная (юбка, пыльца).

Дождливая, дождевая (вода, осень).

  1. Вставь окончания, отметь знаком (+) существительные 3-го склонения.

на площадк…                         из-под кроват…                      на лошадк…

по тропинк….                         в тетрад…                               на скатерт…

у деревн….                              у сирен…                                в печк…

За каждый правильный ответ 3 балла, в первом задании за каждую правильно вставленную орфограмму 1 балл.

Математика

  1. В 8 часов утра из Владивостока выехал автобус со скоростью 70 км/ч. Через час из этого города в том же направлении выехал другой автобус со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами в 11часов утра?
  2. 6 мешков сахара тяжелее 3 мешков сахара на 150 килограммов. Сколько килограммов сахара в одном мешке?
  3. Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый параметр, равный 12 см, при этом длина прямоугольника в 2 раза больше его ширины. Начерти такие фигуры. Длина каждой стороны должна быть выражена целым числом. Найди площадь построенных фигур.
  4. Найди значение выражения:

500 200 – 124 949: 307 + 124 535 ∙ 24 =

  1.  Сравни и поставь знаки: «больше», «меньше», «равно»:

а … с + а

в … в – 5

а + в … в + а

с – 19 … с – 90

а – а … в – в

  1. Реши уравнение:

6 720 – к = 513 : 57

  1. Расшифруй:

9 а : 1 а = а

За каждое правильно выполненное задание – 3 балла.

Окружающий мир

  1. Что такое Солнце? Подчеркни.

тело, звезда, планета

  1. Созвездие на небе, образующее фигуру в виде ковша, называется:

__________________________________________________________________

  1. Напиши сколько спутников имеет Земля. Перечисли их.

__________________________________________________________________

  1. Перечисли названия материков и океанов Земли.

___________________________________________________________________

  1. Как называется «главный пояс» Земли, делящий ее на две половины:

___________________________________________________________________

  1. Зачеркни лишнее название: Онежское, Ладожское, Черное, Каспийское, Байкал.

  1. Рассели животных по природным зонам. Подчеркни названия животных цветными карандашами: тундра – синий, лес – зеленый, степь – красный, пустыня – желтый.

Суслик                              

Кабан              

Белый журавль            

Песчаный удавчик        

Ушастый еж                    

Краснозобая казарка        

Серая куропатка        

Журавль- красавка

      Лиса        

      Бурый медведь        

      Лемминг        

      Верблюд

  1. Напиши:

Президент РФ ____________________________________________________

Губернатор Смоленской области _________________________________

Глава Велижского района _________________________________________

Глава города Велиж _____________________________________________

  1. Собери из букв слова:

аглф ______________

мгин ______________

брге _______________

мквасо _____________

  1. Как называется основной закон нашей страны? _________________________

  1. Перечисли основные права ребенка в нашей стране ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(за каждое правильно выполненное задание – по 2 балла)

Литературное чтение

  1. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ (расставь цифры по порядку в начале каждого предложения).

(   ) Она неутомимый охотник за мышами. (   ) Это очень ловкий зверек. (   ) У нее узкое, длинное тело.

(   ) Раннее зимнее утро. (   ) Накануне выпал мягкий, пушистый снег. (…) На снегу видны ровные следы. (   ) Их оставила ласка.

(   ) Ласка в любую мышиную норку залезет. (   ) В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

                                                                                (По Г. Скребицкому)

  1. Что такое?

Фольклор - _________________________________________

Зачин - ____________________________________________

Концовка - _________________________________________

Присказка - ________________________________________

  1. Узнай сказку и напиши название.

    Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец… (__________________)

    Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. (______________)

     Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит: «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного». (_________________________________________)

    На одну из сестер так не тянуло на поверхность, как самую младшую, тихую, задумчивую. Ночь за ночь проводила она у открытого окна и все смотрела наверх сквозь темно-синюю воду, в которой плескали хвостами и плавниками рыбы. (______________________)

  1. Соедини имя, отчество и фамилию уже известных вам поэтов:

Брюсов                              Николай Степанович

Есенин                              Валерий Яковлевич

Гумилев                            Александр Трифонович

Цветаева                           Вероника Михайловна

Твардовский                    Сергей Александрович

Тушнова                           Марина Ивановна

  1. Подчеркни метафоры в стихотворении:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается … (И.С.Никитин)

  1. Прочитай данные слова и покажи стрелочками верные значения этих слов:

Энергичный                 Беззастенчивый, грубый, бесцеремонный, дерзкий.

Активный                     Такой, на которого можно положиться, постоянный в своих чувствах.

Вежливый                    Кто принимает деятельное участие во всем.

Верный                         Приветливый, обходительный, мягкий в обращении.

Наглый                          Кто проявляет быстроту, живость, решительность в действиях.

  1. Перечисли названия произведений зарубежный авторов, которые ты читал. ______________________________________________________________________________
  2. Главными героями каких произведений являются:

Гулливер - …

Том Сойер - …

Мюнхгаузен - …

Волк и бабушка - …

Маркиз Карабас - …

Старый крот - …

  1. Нарисуй иллюстрацию к твоей любимой русской народной сказке. Так, чтобы ее можно было узнать.

(за каждый правильный ответ – 2 балла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по математике 2 класс

Олимпиада составлена для начинающих математиков. Подготовлена инструкция и ключи к олимпиаде...

«Самореализация учащихся начальной школы через участие в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и конкурсах-играх».

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка....

Участники предметных (заочных) олимпиад

Участники предметных (заочных) олимпиад...

Достижения обучающихся в заочных предметных конкурсах, олимпиадах.

Достижения обучающихся в заочных предметных конкурсах, олимпиадах....

Предметная педагогическая олимпиада

Предметная педагогическая олимпиада. Начальная школа...

Самореализация учащихся начальной школы через участие в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и конкурсах-играх

Доклад о самореализации учеников начальной школы через участие в конкурсах и олимпиадах....