Самореализация учащихся начальной школы через участие в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и конкурсах-играх
статья

Карпович Татьяна Анатольевна

Доклад о самореализации учеников начальной школы через участие в конкурсах и олимпиадах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchastie_v_olimpiadah.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация учащихся начальной школы через участие в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и конкурсах-играх

Подготовила:

Карпович Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ им. М. М. Рудченко

с. Перелюб»

Перелюб,2018

        Одна из основных задач современной школы -  помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал,  обеспечить развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

        Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка.

         С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, называют «одарёнными», их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и  творческую.

        В ежедневной деятельности при подходе, ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

         Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему школа должна создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка и особенно «одарённого». Начинать надо в начальных классах.

Наиболее эффективным средством выявления, развития способностей и интересов, учащихся являются предметные олимпиады.

        Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

        Современное образование предоставляет учащимся большую возможность принять участие в олимпиадах. В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня.  Каждая олимпиада несет в себе определенный развивающий потенциал. Олимпиады формируют у детей не только умения по школьным предметам, но и помогают актуализировать скрытые способности. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

В 1 классе в течение сентября мною была проведена стартовая диагностика обучающихся. Согласно сводной таблицы данных педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе по рабочей тетради Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой "Школьный старт" базовый уровень готовности по инструментальному показателю показали 6 человек (Акиярова Д., Ахметова Д., Белова О., Курасова Т., Надоршина К., Прохоров И, Сараев К.). Далее в своей деятельности руководствовалась пособием «Методики диагностики одаренности младших школьников» (под ред. А.И. Савенкова, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета).

С целью получения первичной информации о направленности интересов младших школьников была проведена методика «Карта интересов для младших школьников». Чтобы полученная информация была объективна, провела по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Во второй четверти была проведено исследование по методике «Изучение интересов, потребностей и развитие способностей младших школьников», целью которой было получить информацию об интересах и увлечениях детей для организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов. Результаты по двум методикам были практически идентичные. Затем, по итогам года, я провела анализ полученных результатов диагностики и результатов участия детей в различных конкурсах и олимпиадах. Наиболее активными оказались: в творческом направлении Чен А., Курасова Т., Сараев К., Ахметова Д. Также выделились ребята с высокой познавательной активностью, которым интересно принимать участие в предметных конкурсах и олимпиадах – Акиярова Дарина, Прохоров Иван.

 Многие учащиеся проявляют активную жизненную позицию. Об этом говорит то, что дети приняли участие в конкурсах и олимпиадах, а также приняли активное участие во внеклассных мероприятиях «Посвящение в первоклассники», «День Матери», «Новый год», «Прощание с азбукой», «Ура! Театр!».

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы.

Следует заметить, что данные обучающиеся также показали неплохие результаты и во втором классе.

В целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа по выявлению одаренных детей в нашем классе ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеклассной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.

        Эта работа будет продолжена и в этом учебном году. Она способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки.

“Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”.         Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

«Самореализация учащихся начальной школы через участие в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и конкурсах-играх».

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка....

Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы

Выступление на педагогической августовской конференции по теме: "Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...

Результаты участия учащихся в предметных и дистанционных олимпиадах,международных конкурсах-играх за 2 класс.

Участие учащихся в предметных и дистанционных олимпиадах, их победы сегодня рассматривается как один из критериев оценки деятельности образовательных организаций, деятельности педагога при прохождении...