Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы»
рабочая программа (1 класс) по теме

Александровская Екатерина Викторовна

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из одной части. Содержание программы выстроено в рамках единой логики и рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomye_neznakomtsy.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. Цель и задачи курса «Знакомые незнакомцы»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений о  нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4.  Воспитание ответственного отношения к природе.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «Знакомые незнакомцы», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из одной части. Содержание программы выстроено в рамках единой логики и рассчитана на 66 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип личностной ориентации;
  • Принцип системности и целостности;
  • Принцип экологического гуманизма;
  • Принцип краеведческий;
  • Принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко знаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Знакомые незнакомцы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают - Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  1. Место факультативного курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1х классов.

  1. Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение животных в жизни человека, правила ухода за ними;

- многообразие животных, экологические связи между ними;

- основные виды животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за домашними животными (посильное участие);

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

 «ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 66 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.   Введение  (2 часа)

2

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

2

  2.   Дикие животные  (38 часов)

18

20

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

1

4

Серый хищник - волк

1

1

5

Хозяин леса - медведь

1

1

6

Любознательный зверёк - белка

1

1

7

Куница - охотник на белок

1

1

8

Лесной красавец - лось

1

1

9

Сердитый недотрога - ёж

1

1

10

Подземный житель - крот

1

1

11

Всеядное животное - барсук

1

1

12

Бобр-строитель

1

1

13

Запасливый бурундук

1

1

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

1

15

Мышка-норушка

1

1

16

Рысь - родственник кошки

1

1

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

1

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

1

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

1

20

Обобщающие занятие о диких животных

1

3.   Пернатые  жители   (28 часов)

14

14

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

1

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

1

23

Ворон - красивая, умная птица

1

1

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

1

26

Соловей - «великий маэстро»

2

27

Галка - городская птица

1

1

28

Загадочная птица - кукушка

1

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

1

30

Любимая птица - снегирь

1

1

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

1

32

Наш добрый сосед - скворец

1

1

33

«Золотая птица» — иволга

1

1

34

Обобщающее занятие о птицах

2

34

34

                                                 Итого:

68

                             

  1. Содержание курса

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  - 68 часов

«ВВЕДЕНИЕ». (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(2 часа)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (38 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (2 часа)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии),  чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (2 часа)  

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (2 часа)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В. Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (2 часа)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (2 часа)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В. Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. Куница - охотник на белок (2 часа)

Знакомство с куницей, рассказ В. Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (2 часа)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (2 часа)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (2 часа)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук  (2 часа)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (2 часа)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (2 часа)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (2 часа)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (2 часа)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (2 часа)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (2 часа)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (2 часа)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (2 часа)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (2 часа)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2.  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей - самая распространённая птица на Земле (2 часа)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (2 часа)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (2 часа)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (2 часа)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (2 часа)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (2 часа)

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (2 часа)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (2 часа)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (2 часа)

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (2 часа)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (2 часа)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш  добрый сосед - скворец. (2 часа)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая  птица» — иволга. (2 часа)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (2 часа)

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».

  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Знакомые незнакомцы» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

  1. Литература
  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9.   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  11. Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12. Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13.  Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14.  Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15.   Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.
  16. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17.  Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  18.  Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19.  Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20. Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  21.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  22.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  23.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.
  25.  Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
  27.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков, Белгород  2008.
  28.  Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Знакомые незнакомцы"

Ø  Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знакомые-незнакомцы"

      Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.          В ...