Занятие по курсу внеурочной деятельности "Знакомые незнакомцы". 2 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Коваленкова Любовь Евгеньевна

Занятие по курсу внеурочной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы». 2 класс.

ТЕМА: ТИГР – САМАЯ БОЛЬШАЯ КОШКА НА ЗЕМЛЕ.

Основные цели:

- сформировать представление об отличительных признаках животного;

- развивать познавательный интерес к изучению животных;

- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

Материал к занятию.

Демонстрационный материал: 1) картинки с животными; 2) эталон по понятию отличительных признаков животного; 3) карточки со словами для выяснения их лексического значения; 4)эталон к этапу рефлексии.

5) слайды: 1- «Найди лишнее»,2 – В.Путин в Уссурийском заповеднике; 3 – эталон таблицы к 7этапу.

Раздаточный материал: 1) конверты с картинками животных; 2-фото тигра и слова на карточках для 5 этапа; 3) таблица для 7 этапа;

Ход занятия

1.Мотивационный этап.

- С нами на занятии Белка  и любознательный Бельчонок, который любит задавать много вопросов своей маме. Поможем ему найти на них ответы?

- СЛАЙД 1. Помогите Бельчонку определить, какая группа животных лишняя. Почему? (домашние животные)

- Что я вам хотела сказать этим заданием? (продолжим изучать жизнь диких животных)

- Хотите получить  новое знание?

2.Актуализация знаний и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-С чего начнём работу? ( с повторения необходимых знаний)

-Перед вами на столах голубой конверт. Как будете работать? ( в парах)

-Как это будете делать? ( повторяют правила работы в парах)

- Выложите на парту содержимое конверта. Какое задание нужно выполнить Бельчонку? (разделить животных на группы).

- Эти же картинки с животными представлены на доске.( кошка, заяц, бурый медведь, мышь, лев, пантера, белка, рысь, тигр)

- Соберите на парте свой вариант.

- Продемонстрируйте у доски группы животных и назовите признак, по которому вы их разделили.

- Определите, о каком животном говорится в загадке? (записана на доске)

Этот зверь почти как кот,

Играть же с ним опасно.

В природе он живёт,

Большой он и клыкастый.

- Кто догадался, о каком животном говорится в загадке? (могут предложить разные варианты)

- С чем встретились? (с затруднением)

-Каким? (не можем определить животное)

Вывешиваю на доску эталон «Затруднение».

-Каким будет наше следующее действие? (понять, в чём заключается затруднение) 

3.Выявление места и причины затруднения.

-Что подсказывает, что это именно такое животное? (признаки)

-Назовите первый признак, указанный в загадке  (как кот).

-Выделите кошек (семейство кошачьих). Помогает этот признак определить животное? (нет)

-Назовите второй признак. (в природе он живёт).

-Какое животное лишнее? (домашняя кошка)

-Третий признак. (большой)

-Кого уберём? (рысь и пантеру)

-Четвёртый признак. (клыкастый)

-Кто лишний: лев или тигр?

- Почему не можем определить животное? (мало названо отличительных признаков  животного)

-Мы поняли причину затруднения.

Вывешиваю на доску эталон «Причина затруднения».

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- А что нам нужно сделать, чтобы  вспомнить характерные отличительные признаки животного? (выполнить похожее задание)

-Послушайте текст. Узнайте животное.

(Этот зверёк не больше кошки. Любит буреломы и горные таёжные леса. Живёт в дуплах невысоко от земли. Охотится днём и ночью. Нападает на зайцев, глухарей, тетеревов, лесных полёвок, мышей. В охоте за белкой чаще терпит неудачу. Ест и бруснику, рябину, кедровые орешки. Весной появляется потомство 3-4 детёныша. Самец помогает, приносит добычу. Редкое животное было на грани истребления за свой ценный мех. Сейчас спасён и занесён в Красную книгу.)

- Кто этот зверёк? (соболь)

-Почему смогли узнать животное? (указаны отличительные признаки)

-Какие отличительные признаки помогли узнать животное? (После ответов вывешиваю эталон по понятию отличительных признаков). (Приложение 1.)

- Вернёмся к причине затруднения. Почему не смогли найти отгадку? Чего мы не знаем?  (отличительных признаков животного).

- Мы поняли причину затруднения. Вспомнили отличительные признаки животных. Что будем делать дальше? (ставить цель )

Вывешиваю эталон «Цель».

-Какую цель ставите? (узнать отличительные признаки животного)

-Как вы это сделаете? (нужно получить недостающие знания)

5.Реализация построения проекта.

-Для чего нужно получить недостающую информацию? (чтобы отгадать, о каком животном говорится в загадке)

- Послушайте всю загадку и попробуйте  теперь догадаться, отличительные признаки какого  животного будем изучать.

Этот зверь почти как кот,

Играть же с ним опасно.

В природе он живёт,

Большой он и клыкастый!

Лишь чуть-чуть, совсем немножко,

Схож с домашней рыжей кошкой.

Он огромен и усат,

Мех роскошный полосат!

- Какие признаки помогли догадаться, что это тигр? ( внешний вид)

- Видели ли вы это животное? Где? Что вы о нём знаете? С кем сравнивается?

- Кто может сформулировать тему занятия? (предполагают: Тигр – большая рыжая (полосатая) кошка.

Музыкальная физминутка

-Итак, какой признак нам помог определить животное? (внешний вид)

-Откуда возьмём информацию о других признаках? (рассказ учителя, самостоятельно)

- Я предлагаю прослушать информацию о тигре.

В моём сообщении встретятся слова ( на доске  прикрепляю по одной карточке со словом и выясняем его значение: джентельмен, невежа, муфта, бакенбарды, джунгли, этолог)

-Возьмите зелёный конверт (предложены фотографии ( Приложение 2) и  предложения на карточках (Приложение 3).  В ходе сообщения вы должны соотнести предметные картинки и предложения  на карточках. Работа в парах.

 - Бельчонок тоже понял значение слов и готов выполнять вместе с вами задание. Будьте внимательны  ( в ходе рассказа учащиеся выкладывают кластер).

- Бельчонок предложил свой вариант кластера. У кого получилось также?

-С какой целью  мы выполняли это задание?  ( узнать отличительные признаки тигра)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Поработаем в группах. Вам необходимо подготовить рассказ о тигре, используя « Приём 6-ти вопросов». ( у группы учащихся карточка  с вопросами  эталона по понятию отличительных признаков, каждый ученик готовит ответ на один вопрос)

- Договоритесь, кто на  какой вопрос  будет  готовить ответ. (Защита рассказов по группам)

- Что является причиной исчезновения тигров? ( уничтожение природных мест обитаний, браконьерство)

СЛАЙД  2. В.Путин в Уссурийском заповеднике.

-Сообщение учителя о посещение премьер-министром В.Путиным в 2008 году Уссурийского заповедника с целью ознакомления с программой по спасению тигров, о Фонде по спасению тигров.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Мы поняли, что тигр – кошка. Но Бельчонок просит помочь  ему разобраться в вопросе, чем тигр похож на  домашнюю кошку и что отличает его от  неё.

Об этом  узнаете, когда прочтёте рассказ В Зотова «Тигр» .  После чтения представьте полученную информацию, заполнив таблицу.

-Белка тоже выполняла эту работу, чтобы  помочь сынишке, и вот  что у неё получилось. (СЛАЙД 3.)

- У кого так же выполнена таблица? (У кого не так, корректируем работу)

8. Включение в систему знаний на повторение.

- Предлагаю игру «Чьё это меню?»  Расскажите об этом животном.(трава, муравьи, орехи, лось)

-Предлагаю определить «Кто лишний среди группы животных?» Почему?

( на рисунке лиса, медведь, заяц,  тигр).( Заяц – растительноядное животное)

9.Этап рефлексии учебной деятельности на занятии.

-Какую цель ставили на занятии? Сумели ли её достичь?

-Оцените себя. (Предлагаю эталон самооценки. Приложение 4)  

-Кому Бельчонок благодарен за помощь?

-Домашнее задание: загадки о тигре.


Приложение 1 

ПРИЗНАКИ

  • Внешний вид;
  • Повадки;
  • Место и среда обитания;
  • Когда и на кого охотится;
  • Как размножается и ухаживает за потомством;
  • Место в природе;

Приложение 2

карта россии

 Приложение 3

                Тигр – самая большая кошка на Земле.

Места обитания в России - Приморский и Хабаровский край.

Во время охоты использует свою окраску, страшный рык и направление ветра.

Обычная добыча тигра – кабаны, косули, лоси, антилопы.

Во время еды (и после) тигр много пьёт.

Тигрица приносит  не каждый год 2-3 детёныша.  

Тигр всюду исчезает и занесён в Красную книгу.

                                                                                                       Приложение 4

Сегодня я узнал…

Я попробую…

Сегодня я сумел…

Было интересно…

Я расскажу об этом…

Меня удивило…

Было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 2 класса "Фауна нашего края".

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" во 2 классе разработано для обучающихся Воронежской области. На занятии использовались разнообразные виды и формы работы, работа в парах, груп...

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Тикоконструирование". 1 класс.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Тикоконстрирование». Тема: Конструирование по схеме. Комбинирование по цвету. «Осенний лес» (1 класс) Цель: формирование экологического сознания и п...

Внеурочное занятие по курсу "Уроки милосердия" 2 класс

На уроке дети получат представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомятся с церковной терминологией: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные роди...

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс

Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях,   о функциях денег в жизни человека....

конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Мир музея. Учись смотреть и видеть». 1 класс Тема: «О чём говорят вещи. Красота обычных предметов»

Программа "Мир музея" разработана сотрудниками Русского музея Санкт-Петербурга с 1 по 11класс. Дети посещают занятия в школе и планово залы Русского музея....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...