Главные вкладки

    Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
    план-конспект занятия (2 класс)

    Чёрненькая Инна Викторовна

    Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.

    Задачи:

    • расширить и углубить знания обучающихся о Ямальском районе;
    • развивать потребность беречь и приумножать то, что достигнуто трудом предшествующих поколений;
    • воспитывать любовь к малой родине, чувство ответственности и гордости за её неповторимость и успехи в развитии.

    Форма проведения: заседание «Клуба путешественников» (виртуальное путешествие).

    Обязательная предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фильма на тему «Ямальский район»; чтение ненецких сказок и рассказов; ознакомление с загадками, пословицами народов севера; просмотр презентаций «Районы ЯНАО», «Наш Ямал», «Семь чудес Ямала», «Природа Ямала», «Мыс Каменный»; разучивание физкультминутки «У оленя дом большой», подвижных игр «Хэйро», «Важенка и оленята».

    В завершение занятия все участники в различной форме и своими словами убеждаются в верности высказывания:" Ямальский район - это наш родной край, здесь живут ваши родители, здесь и есть ваш дом.  Ямал – это наша малая Родина. Все, кто живёт на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Будущее Ямальского района в надёжных руках людей, которые знают, любят, гордятся своей землёй."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chyornenkaya_i.v._razrabotka_k_dnyu_yamalskogo_r-na.docx29.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Мыскаменская школа-интернат»

    Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности

    «Клуб путешественников» во 2 классе,

    посвящённого Дню Ямальского района

    Автор: И.В. Чёрненькая, учитель начальных классов

                                                   первой квалификационной категории  

    2017 год

    Тема: «Путешествие по Ямальскому району».

    Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся и интереса к своему родному району.

    Задачи:

    • расширить и углубить знания обучающихся о Ямальском районе;
    • развивать потребность беречь и приумножать то, что достигнуто трудом предшествующих поколений;
    • воспитывать любовь к малой родине, чувство ответственности и гордости за её неповторимость и успехи в развитии.

    Форма проведения: заседание «Клуба путешественников» (виртуальное путешествие).

    Оборудование: карты ЯНАО и Ямальского района; мультимедийная презентация по маршруту путешествия; фрагменты фильмов «Ямальский район», «Ямал – это будущего земля», «Яр-Сале», «Северная земля моя»; фрагмент из мультфильма «Песенка друзей»; бланк пропуска на территорию Ямальского района, листочки для ответов команд

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фильма на тему «Ямальский район»; чтение ненецких сказок и рассказов; ознакомление с загадками, пословицами народов севера; просмотр презентаций «Районы ЯНАО», «Наш Ямал», «Семь чудес Ямала», «Природа Ямала», «Мыс Каменный»; разучивание физкультминутки «У оленя дом большой», подвижных игр «Хэйро», «Важенка и оленята».

    Ход занятия

    На заседаниях «Клуба путешественников» обучающиеся рассаживаются полукругом за столом перед экраном и доской, на которой расположены карты ЯНАО и Ямальского района и эмблема клуба.

    Начинается очередное занятие традиционно с просмотра краткой видеозаставки телепередачи «Клуб путешественников» и исполнения первого куплета гимна клуба «Песенки друзей» (Муз. М. Старокадамского, сл. С. Михалкова) вместе с героями мультфильма. 

    Учитель: Путешествуя по материкам и странам, мы побывали в различных интересных своей уникальностью уголках нашей планеты. Сегодня нам предстоит открыть для себя ещё одну удивительную территорию. Путешествовать мы будем двумя экипажами, чтобы определить, чья команда более внимательная и сплочённая. За каждый верный ответ в ходе нашего путешествия команды получают 1 балл. Итак, в добрый путь. А чтобы вам догадаться, где мы сегодня побываем, посмотрите, пожалуйста, следующий сюжет. Просмотр видеофрагмента  «Северная земля моя».

    Ответы членов клуба.

    Учитель: И начнём мы своё путешествие с уточнения географического положения.

    Рубрика «Это интересно!» (информацию читает приглашённый старшеклассник, чтение сопровождается иллюстрационно-информационными слайдами).

    Мы живём в Ямальском районе. Он расположен в северо-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа. На востоке Ямальский район граничит с Тазовским районом, на юге — с Надымским районом, на юго-западе — с Приуральским районом, на западе и севере граница проходит по границе Байдарацкой губы и Карского моря.

    Общая площадь Ямальского района составляет почти 149 тысяч квадратных километров. На столь обширных территориях проживает 16 с половиной тысяч человек, из которых около 70% (10 тысяч) коренные жители - ненцы.

    На территории Ямальского района существует 6 муниципальных образований. Административным центром района является село Яр-Сале. Сёла Мыс Каменный, Панаевск, Салемал, Сеяха, Новый Порт имеют статус сельского поселения. Также на территории района есть вахтовые поселки Бованенково, Сабетта, Харасавэй. Главой Ямальского района является Андрей Николаевич Кугаевский.

    Перед каждой командой лежит необычный лист – это пропуск на территорию Ямальского района. Вам нужно внимательно прочесть вопросы, посоветоваться друг с другом и постараться на них правильно ответить.

    Вопросы:

    1. Какова площадь Ямальского района?
    2. Кто является главой Ямальского района?
    3. Сколько процентов от общего числа жителей района составляют ненцы?
    4. Сколько сельских поселений в Ямальском районе?
    5. В какой части ЯНАО расположен район?
    6. Сколько вахтовых посёлков существует на территории района?

    Внимание правильные ответы. Самопроверка своих ответов, подсчёт баллов.

    Учитель: молодцы, вы умеете внимательно слушать и сотрудничать друг с другом, оба экипажа получают пропуск на территорию Ямальского района.

    А сейчас нам предстоит познакомиться с главными фактами из истории Ямальского района и его символами.

    Рубрика «Это интересно!» (информацию читает приглашённый старшеклассник, чтение сопровождается иллюстрационно-информационными слайдами).

    10 декабря 1930 года образован Ямало-Ненецкий национальный округ и в его составе Ямальский район. Название полуострова Ямал, давшего имя всему автономному округу и составляющего территорию одноимённого муниципального образования, в переводе с ненецкого означает — «край земли».

    Герб Ямальского района был принят 28 декабря 1998 года. Основной идеей герба Ямальского района стало совмещение национального оленеводства местного коренного населения (голова оленя, украшенная национальным орнаментом указывают на это) и разработкой крупнейших месторождений газа, с которыми неразрывно связаны становление и развитие района, что символизирует голубой цвет рогов оленя.

    Флаг Ямальского района утверждён 11 января 1999 года.

    Вопросы:

    1. Когда образован Ямальский район?
    2. Когда был принят герб нашего района?
    3. Что и почему изображено на гербе Ямальского района?
    4. Когда был утверждён флаг нашего района?
    5. Что означает название «Ямал»?
    6. Какой остров находится на севере нашего полуострова?
    7. Что символизирует чёрный цвет в символах Ямальского района?
    8. Как называется орнамент, используемый в символике нашего района?

    Внимание правильные ответы. Самопроверка своих ответов, подсчёт баллов.

    Учитель: в Ямальском районе живут и трудятся люди разных национальностей, поэтому очень важно понимать и уважать культуру друг друга. А чтобы понимать, надо знать особенности природы и традиций коренных народов северного края. Поэтому сейчас мы дополним свои знания в этой области и познакомимся с интересными фактами.

    Но сначала мы отдохнём и поиграем в уже известную вам подвижную игру подвижных «Хэйро» («Солнце»).

    Рубрика «Это интересно!» (информацию читает приглашённый старшеклассник, чтение сопровождается иллюстрационно-информационными слайдами).

    Ямальский район находится севернее полярного круга. Полуостров Ямал представляет собой пологую равнину с множеством рек и озер. Зима здесь длится 230 дней в году и характеризуется особенно сложными метеорологическими условиями - низкой температурой при высокой скорости ветра и высокой влажности воздуха. Длительность весеннего периода уменьшается от 45 дней на юге и до 35 дней на севере. Значительная протяжённость полуострова с севера на юг (750 км) и с запада на восток (до 240 км) — причина больших различий в климатических условиях его отдельных частей. Продолжительность летнего периода на юге полуострова составляет около 50 дней. Осень наступает в середине августа.

    Юрибей - самая большая река на полуострове, протекает в его южной половине, образуется слиянием рек Прав. и Лев. На полуострове Ямал насчитывается более 50 тысяч озёр.

    Растительность тундр формируется в очень суровых условиях. Растения низкорослы, часто имеют стелющуюся или подушковидную форму, растут куртинками, пятнами. Среди них много ягод. Грибы также не редкость в тундре.

    Среди животных самыми известными являются северные олени (постановлением губернатора с 2006 года они занесён в «Красную книгу ЯНАО»), волки, бурые медведи, росомахи, песцы.

    В Ямальском районе созданы три крупнейшие охранные природные территории - природный парк «Юрибей» для развития экологического туризма, государственный природный заказник «Нижне-Обский» для охрана перелётных птиц, их мест миграций и гнездования и биологический заказник «Ямальский» для сохранения редких видов животных и растений. Характер и обычаи коренного населения – ненцев отражаются в их праздниках, приметах и поговорках.

    «Не мучай животное – оно принесет тебе беду».

    «Не втыкай в землю острые предметы – ей больно».

    «Если у чума злая собака, то и хозяин злой».

    «Много грибов – много белок».

    «Не бросай в реку камни – хозяин не даст рыбы».

    «Красное солнце к ветру».

    «Снег скрипит к морозу».

    Вопросы:

    1. Сколько крупных охранных территорий создано в Ямальском районе?
    2. Назовите 3 вида животных Ямальского района.
    3. Какие грибы можно встретить в тундре на нашем полуострове?
    4. Назовите самую большую реку на полуострове Ямал.
    5. Какую протяжённость с севера на юг имеет полуостров?
    6. Сколько шестов нужно для возведения чума?
    7. Почему, по обычаю ненцев, нельзя втыкать в землю острые предметы?
    8. Как называется главное божество у ненецкого народа?

    Внимание правильные ответы. Самопроверка своих ответов, подсчёт баллов.

    Физкультминутка «У оленя дом большой…»

    Учитель: с годами Ямальский район становится более красивым и благоустроенным. Всё это результат огромного труда людей, которые тут живут. Сегодня нам есть чем гордиться и мы хотим рассказать об этом всем. 

    Рубрика «Это интересно!» (информацию читает приглашённый старшеклассник, чтение сопровождается иллюстрационно-информационными слайдами).

    Основными отраслями деятельности предприятий района является добыча углеводородного сырья, оленеводство, рыболовство, охотодобыча. В районе есть два рыбозавода: Пуйковский и Новопортовский. Последний был открыт в 1931 году и знаменит своим уникальным подземным холодильником, одним из наиболее протяженных в мире, сооруженном в вечной мерзлоте с минимальным привлечением техники.

    Ямальский район занимает 1 место в Ямало-Ненецком автономном округе по количеству поголовья оленей - более 200 тысяч голов. Сельскохозяйственные предприятия и общины с помощью убойно-перерабатывающего комплекса в Яр-Сале наладили поставки продуктов оленеводства в страны Евросоюза, где их продукция пользуется большим успехом.

    Полуостров Ямал является крупнейшей мировой ресурсной базой по углеводородному сырью. По доказанным запасам природного газа он стоит на первом месте среди других регионов мира и в ближайшие 30 лет муниципальное образование Ямальский район – энергетическое сердце страны. Запущено Бованенское месторождение, газ идет в Европу. Начаты работы по проектированию строительства завода по производству сжиженного природного газа на Сабетте.

    Ведется разработка на Южнотамбейском и Новопортовском месторождениях. Развитие топливно-энергетического комплекса Ямальского района влечет за собой движение вперед других сфер жизнедеятельности. Большая работа проводится по благоустройству. Благодаря чему во всех сёлах построены новые дороги и отремонтированы старые, появились скверы, спортивные и детские площадки, памятники и монументы.

    Созданы благоприятные условия для обеспечения всех юных граждан Ямала средним общим образованием. В районе имеется 8 детских садов, 8 общеобразовательных школ. Также имеется краеведческий музей, 8 культурно-досуговых учреждений, 9 библиотек. Растут учебные достижения школьников нашего района – это их достойный вклад в общее дело по усилению нашего района и улучшению жизни на Ямальском полуострове.

    Вопросы:

    1. Сколько в нашем районе школ?
    2. Есть ли в нашем районе краеведческий музей?
    3. Где в нашем районе находится естественный холодильник (мерзлотник)?
    4. По каким показателям наш район занимает 1 место в ЯНАО?
    5. Сколько в Ямальском районе библиотек
    6. Как называется районная газета?
    7. Как называется главное божество у ненецкого народа?
    8. Что называют узорной письменностью народов Ямала?

    Внимание правильные ответы. Самопроверка своих ответов, подсчёт общей суммы баллов. Поздравление победителей.

    Учитель: уважаемые путешественники. Ямальский район - это наш родной край, здесь живут ваши родители, здесь и есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все, кто живёт на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Вы сегодня доказали, что будущее Ямальского района в надёжных руках людей, которые знают, любят и гордятся своей землёй. А сейчас я хочу вас попросить высказать своё мнение о сегодняшнем путешествии, продолжив фразу «Теперь я знаю, что …»

    Высказывания членов клуба.

    Учитель: нам пришла пора возвращаться из нашего путешествия.

    Завершается очередное занятие традиционно исполнением первого куплета гимна клуба «Песенки друзей» и просмотром краткой видеозаставки телепередачи «Клуб путешественников».

    Литература и интернет-источники

    1. Морозов Ю Коренные малочисленные народы севера Ямала. СПб: Русская коллекция, 2005.
    2. https://ru.wikipedia.org/
    3. http://mo-yamal.ru/o-rayone/rayon/1181.php
    4. http://www.yamal.ru/new/gor13.htm
    5. http://yarsale-muzey.ru/istoriya-yamal-skogo-rayona-0.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

    Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

    Методическая разработка развивающих занятий в малых группах для школьников 1-2 классов «Забавная логика»

    Цель занятий - развитие логического мышления младших школьников. Материал представлен в наглядном виде - 1 страница на каждое занятие. Программа предусматривает 20 занятий и рассчитана на работу в мал...

    Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"

    Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников".  Программа расчитана на 4 года, носит краеведческий характер. Имеет структуру соответствующую требованиям ФГОС. Программу можно менят...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов

    Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...

    Методическая разработка факультативного занятия по курсу «Введение в народоведение» Тепло родного дома

    В данной работе представлен сценарий занятия по факультативному курсу «Введение в народоведение» в форме зимних посиделок «Тепло родного дома». Материал занятия предполагает углубление знаний младших ...

    Конспект внеурочного занятия по курсу "Мир деятельности", тема «Проверяю свою работу. Подробный образец», УМК "Перспектива"

    Планируемые результаты:Личностные:сформировать представление о понятии «подробный образец», уточнить понятие «образец»;проявлять интерес к учению.Познавательные:определить цель...