Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность». с обучающимися 3 класса
план-конспект занятия (3 класс)

алёнушка1978

Внеурочное занятие рассчитано для детей начального звена в возрасте 8-10 лет. На занятии обучающиеся раскроют роль денег в нашей жизни, научатся различать понятия "бартер, монета, купюра, рассчёт, услуга, товар"  и выстраивать логическую связь между этими понятиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность».

с обучающимися 3 класса

Тема: «Роль денег в нашей жизни».

Маркова Алена Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ ИРМО Никольская СОШ

2023 с.Никольск.

Технологическая карта урока.

Образовательная область: функциональная грамотность.

Предмет: финансовая грамотность

Тема: «Роль денег в нашей жизни»

Образовательная программа: «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: раскрыть роль денег в нашей жизни

Прогнозируемые результаты:

обучающиеся научатся различать понятия «бартер», «монета», «купюра», «расчёт», «услуга», «товар»;

выстраивать логическую связь между этими понятиями.

Личностные УУД: научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;

строить общения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

РегулятивныеУУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Основные понятия: деньги,купюра, расчёт, потребность, услуга, товар.

Время: 40 минут

Дидактическое обеспечение: карточки с напечатанными задачами урока, купюры номиналом 100 рублей, словарь С.И.Ожегова, карточки с заданием для групповой работы, коробка с ручками, ластиками, со скрепками и конфетами.

Методическое обеспечение:

1. презентация

2.

3.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.

Этапы урока/время

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

1. Приветствие и эмоциональный настрой на продуктивную работу на уроке

- Послушайте изречение немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха:

«Накопить много денег-храбрость.

Сохранить их-мудрость.

А умно расходовать-искусство».

- Кто сможет предсказать название нашего урока?

-Сегодня я проведу у вас урок финансовой грамотности.

-Садитесь.

Приветствуют учителя

Высказывают свои предположения,

Регулятивные: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Актуализация знаний и мотивация

(6-8 мин)

#1055;росмотр видеофрагмента.

-Ребята, я сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент, который содержит историю возникновения денег.

-Будьте внимательны, после просмотра я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будете ответить.

-Итак, внимание на экран.

- Сформулируем тему нашего урока:

«Роль денег в нашей жизни».

-Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

#1063;то такое бартер?

#1050;акие предметы в древности заменяли современные деньги?

3. Где создали первый монетный двор?

4. Где впервые выпущены бумажные деньги?

5. Какие виды расчёта вы знаете?

- Скажите, а какую роль деньги играют в жизни человека?

- Цель урока: раскрыть роль денег в жизни человека.

-Наши задачи на урок:

- мы познакомимся с понятиями о деньгах

- совершим сделки с деньгами

- узнаем о культуре поведения с деньгами

- ответим на главный вопрос урока.

Просмотр видеофильма

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы

(Обмен

Ракушки, песок, шкурки

Рим и Греция

В Японии

Наличный и безналичный)

Формулируют ответы и цель урока

Предметные:

Знать: определение слов: деньги, бартер, монета, купюра.

Уметь: анилизировать полученную информацию

Метапредметные: связывать экономические понятия с математикой, умение вести счёт купюр

Регулятивные: самоконтроль деятельности

Предметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения

Проектор, ноутбук.

Видео.[2]

запись на доске

Задачи урока напечатаны на карточках (приложение №1)

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Мозговой штурм

-Сейчас я предлагаю сыграть вам в игру. Для этого вам необходимо работать в паре. За каждый правильный ответ пара сможет заработать по 100 рублей.

-Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будите ответить.

#1063;то делает с рублем копейка?

#1063;то известная пословица предлагает взамен ста рублей?

#1054; каком любимом продукте детьми экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене целого килограмма»?

4. Как называются деньги, которые родители выделяют своим детям?

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Смогли заработать. Они вам ещё пригодятся.

Работа в парах

Бережет

100 друзей

Чипсы

Карманные

Предметные:

Знать: понятия «рубль и копейка»

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Купюры номиналом 100 рублей

(Приложение №2)


«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

1. Работа со словарём

-Познакомимся с понятием «деньги».

Откроем словарь С.И.Ожегова и найдём определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

- Первая задача решена. Познакомились с понятием.

#1057;казочная викторина, «Какой обмен совершается?»

- С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке. За каждый правильный ответ 100 рублей.

Слайд 1.

«Гуси – Лебеди»

– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)

Слайд 2.

«Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

(Купля – продажа)

Слайд 3.

«По щучьему велению»

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер).

- Вторая задача решена. Мы разобрались, что такое сделка и какие виды сделок существуют. Узнали, что не только можно покупать, но и вести обмен.

Знакомятся с понятием, записывают в тетрадь

Участвуют в сделке

За участие все получают по 100 купюре

• Предметные:

Знать: понятие «деньги»,

Уметь: самостоятельно формулировать определения изученных понятий.

• Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Словарь С.И.Ожегова

Презентация. [1]

Проектор и ноутбук.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

100 рублёвые купюры

Первичное закрепление

(5-7 мин)

- Вы умеете обращаться с деньгами?

- А сейчас мы поговорим о культуре обращения с деньгами. Каждой подгруппе я даю карточку с ситуацией, вы должны обсудить и прокомментировать их. На это я вам даю 3 мин.

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

- Подведём небольшой итог. В разных ситуациях деньги мальчики получили от родителей и захотели на этом подзаработать, но не усвоили правил. Помогите сформулировать эти правила обращения с деньгами.

1 правило: не играть на деньги

2 правило: следить за подсчётом

3 правило: планировать расходы

4 правило: учиться зарабатывать самим и честно

- Запишите их в тетрадь.

- Мы решили третью задачу нашего урока. Усвоили правила обращения с деньгами.

Делятся своим опытом

Делятся на две подгруппы

Получают карточки

Комментируют ответы

Формулируют правила, записывают в тетрадь

Предметные:

Уметь:

Знать:

• Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К: формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в парах

• Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Карточки. (приложение 3)

Запись на доске

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

-Я предлагаю вам сыграть в игру «Продай это»

-У меня есть коробочка с необычными предметами. Ваша задача – не глядя в коробочку выбрать предмет из коробочки и попытаться придумать для него интересную, оригинальную рекламу и продать его. У вас есть по 100 рублей, можете смело потратить их на товар.

- Сегодня вы участвовали в сделках, покупали и продавали товар, разрешали некоторые ситуации по обращению с деньгами.

Играют в игру по желанию. Выкупают товар.

• Предметные:

Уметь: применять полученные знания на практике

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Коробка. В коробке ручки, скрепки, ластики, конфеты.

Подведение итога

(2 ми)

-Что нового узнали, что вспомнили?

- Сможем ли мы сегодня ответить на главный вопрос нашего урока. Какова роль денег в нашей жизни?

Отвечают на вопросы

• Предметные:

Уметь: применять полученные знания в жизни

• Метапредметные:

Р: оценивать результат деятельности

П: строить речевое высказывание в устной форме;

• Личностные : осознавать нужность полученных знаний

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

- Возьмите смайлик. Я вам предлагаю самим нарисовать эмоции этого смайлика от нашего урока. Начните с фразы сегодня на уроке я…

- Выскажите своё отношение от полученного урока.

- Деньги занимают очень важную роль в жизни человека, но советую:

- Не забывай, мой юный друг

Всё золото мира бессильно,

Потому что нельзя купить:

Здоровье, счастье, семью и улыбку

И умение общаться, творить и дружить.

-Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

• Предметные:

Уметь: анализировать собственную деятельность;

• Метапредметные:

Р: оценивать результат деятельности

П: строить речевое высказывание в устной форме;

• Личностные : осознавать личностный смысл учения.

Пустые смайлики (приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс

Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях,   о функциях денег в жизни человека....

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Программа внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность"

Курс «Финансовая грамотность» основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Рабочая прогр...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов

          Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и ...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия "Кто такие финансовые мошенники?" (Курс: "Финансовая грамотность", 2 класс)

Планируемые результаты: научатсяЛичностные: понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансами.Познавательные: владеть основными понятиями «финансовое ...