Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа (2 класс)

Дзюбак Наталья Николаевна

            Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_finansovaya_gramotnost.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГАЛЬБШТДТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета.

Протокол от 25.08.2023г № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом   директора

МБОУ Гальбштадтская СОШ»

от 25.08.2023 г. № 165

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

для обучающихся 1-4 классов

Кусак,‌ 2023‌

Пояснительная записка

            Учебный курс внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность» рассчитан на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и по 40 минут январь-май), по 45 минут в 2-4 классах.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

 Срок реализации программы:  4 года

            Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, технология, литература и окружающий мир. При организации занятий учителю важно учитывать изменения социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:

• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески;

• актуальность для младших школьников игровой деятельности, совместной деятельности со сверстниками.

Взаимосвязь с программой воспитания

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

            Содержание курса внеурочной деятельности

            «Финансовая грамотность» (1-4 классы)

1 класс (33 ч)

1.Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

  1. Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

3.Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела-проект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

4.Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

  1. класс (34 часа)

1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. класс (34 часа)

1.Откуда в семье деньги (9 часов)

  • ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно        ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4 класс (34 часа)

1.Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.

Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы

— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Планируемые результаты освоения курса

Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные. Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;

  • составлять простые планы с помощью учителя

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • оценивать правильность выполнения действий;

  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;

  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

  • уметь характеризовать виды и функции денег;

  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;

  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Тематическое планирование

                                                            1 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР, ЭОР

Введение в экономику

1

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Потребности

9

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Товары и услуги

11

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Деньги

12

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Всего

33 ч.

https://fz.oc3com.com/site/teachers

                                                            2 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР, ЭОР

Что такое деньги и откуда они взялись

9

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Рассмотрим деньги поближе. защита от подделок

8

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Какие деньги были раньше в России

6

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Современные деньги России и других стран

11

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Всего

34 ч.

Форма промежуточной аттестации -  учёт текущих достижений.

                                         

3 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР, ЭОР

Откуда в семье деньги

9

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

На что тратятся деньги

10

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Как умно управлять своими деньгами

5

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Как делать сбережения

10

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Всего

34 ч.

Форма промежуточной аттестации -  учёт текущих достижений.

                                     

                                                                      4 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР, ЭОР

Богатство и бедность

14

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Труд-основа жизни

12

https://fz.oc3com.com/site/teachers

Как товары производят

8

https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Всего

34 ч.

Форма промежуточной аттестации -  учёт текущих достижений.

                                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС (33 часа)

№ п\п

 Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

1.  Введение в экономику (1 час)

1

Введение в экономику.

1

2.  Потребности (9 часов)

2

Потребности.

1

3

Что такое «потребность».

1

4-5

Какие бывают потребности.

2

6

Домашнее хозяйство.

1

7

Распределение ролей в семье.

1

8

Домашние обязанности в семье.

1

9-10

Что такое бюджет семьи.

2

3.  Товары и услуги (11 часов)

11-12

Какие бывают товары.

2

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

14

Зачем нужна реклама.

1

15

Роль рекламы.

1

16-17

Что такое «товар».

1

18

Товар и деньги-игра.

1

19

Рынок- игра.

1

20-21

Открытие твоего дела - проект.

2

4.  Деньги (12 часов)

22

Зачем нужны деньги.

1

23

Как появились деньги.

1

24

Деньги и страны.

1

25

Где и как хранятся деньги.

1

26

Что такое источник дохода.

1

27

Что такое «маркетинг».

1

28

Обмен.

1

29

Рынок.

1

30

Торговля.

1

31

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

32

Конкуренция.

1

33

Итоговое занятие.

1

Итого:

33 часа

2 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

1.  Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

3

Покупка.

1

4

Монеты. Бумажные деньги.

1

5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

Деньги - средство обмена, а не благо

1

8-9

Виды денег. Выгода обмена

2

2.  Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги.

1

16-17

Почему изготовление фальшивых денег

2

является преступлением.

3.  Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

19

«Меховые деньги».

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.

1

Гривенник. Полтинник.

22

Ассигнация.

1

23

Происхождения денег.

1

4.  Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран

1

25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2

27

Доллары. Евро.

1

28-29

Виды денег: наличные, безналичные,

2

электронные.

30

Пластиковые карты.

1

31

Деньги - средство обмена, а не благо

1

32

Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 часа

3 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

                           Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2-3

Доходы семьи.

2

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

8-9

Источники доходов.

Что влияет на размер доходов.

2

На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы.

1

11-12

Сбережения.

2

13

Долги.

1

14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

16-17

Понимание происхождения расходов.

2

18-19

Различие планируемых и непредвиденных

2

расходов.

Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы.

1

21-22

Семейный бюджет.

2

23-24

Планирование семейного бюджета.

2

Как делать сбережения (10 часов)

25-26

Виды сбережений.

2

27

Банковский вклад.

1

28

Копилка.

1

29

Недвижимость.

1

30-31

Сравнение разных видов сбережений.

2

32-33

Различие сбережений.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

4 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

 Раздела/тема

Кол-во часов

Примечание

1.  Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1

2-3

Как создаётся богатство.

2

4-5

Источники богатства государства

2

6-7

Источники богатства человека

2

8

Открытия и изобретения.

1

9

Важность знаний в создании богатства.

1

10

Ценности материальные и нематериальные.

1

11

Богатство и культура.

1

12

Богатство и милосердие.

1

13

Налоги.

1

14

Значение налогов.

1

Труд — основа жизни (12 часов)

15-16

Ценность и значимость труда.

2

17

Труд как потребность человека.

1

18

Труд как источник материальных благ.

1

19

Оценка труда.

1

20

Почему труд по-разному ценится.

1

21-22

Заработная плата.

2

23

Трудовые награды.

1

24

Результат труда.

1

25

Причины различий в оплате труда.

1

26

Продукты труда.

1

Как товары производят (8 часов)

27-28

Как товары производят.

2

29-30

Ресурсы для производства товаров.

2

31

Производители — люди, которые создают

1

(производят)товары.

32-33

Важность труда людей разных профессий.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Цель программы: создание на практике условий  для развития экономического образа мышления  путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса

Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.         Освоение содержания опирается на межпр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего...