Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рудакова Татьяна Алексеевна

Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_3b.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 106»

«Рассмотрено»                       на  заседании МО                    

_____

Протокол №1 от 24.08.2017

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______  

25.08.2017

«Утверждаю»

Директор МБОУ « СОШ № 106»

____________

Приказ № 01-04/64/1 от 29.08. 2017

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для учащихся 3Б класса

Составитель: Рудакова Т.А.,

учитель начальных классов

г. Барнаул

2017

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты :

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
  • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия: Товар. Деньги.  Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

  • Объяснять причины  и  приводить примеры обмена.
  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства товарных денег.
  • Приводить примеры товарных денег.
  • Приводить примеры первых монет.

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты  от подделок бумажных денег.

Основные понятия: Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему  изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия:«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение  безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия: Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги  на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.  

Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять  деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
  • Сравнивать разные виды сбережений.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»


п/п

Кол-во
часов

Название раздела программы, тем занятий

Формы
организации  и виды деятельности

1.Обмен и деньги– 16 часов

1

1.1.

Появление обмена товаров

Коллективная, парная, беседа по теме

2

1.2.

Что такое деньги и откуда они взялись

Коллективная, парная, мозговой штурм

3

1.3.

Первые деньги

Коллективная, парная, беседа по теме

4

1.4.

Монеты

Индивидуальная, изучение информации.

5

1.5.

Бумажные деньги

Индивидуальная, изучение информации.

6

1.6.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Коллективная, парная, деловая игра

7

1.7.

Гурт. Подделка монет.

Коллективная, парная, беседа по теме

8

1.8.

«Орёл» и «решка», аверс и реверс, номинал.

Индивидуальная, изучение информации, решение задач

9

1.9.

Номинал банкнот. Защита от подделок

Индивидуальная, изучение информации

10

1.10.

Какие деньги были раньше в России

Коллективная, парная, беседа по теме

11

1.11.

Клады. «Меховые деньги»

Коллективная, парная, беседа по теме

12

1.12

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

Коллективная, парная, деловая игра

13

1.13.

Рубль, гривенник и полтинник.

Коллективная, парная, беседа по теме

14

1.14.

Современные деньги России.

Коллективная, парная, беседа по теме

15

1.15.

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

Коллективная, изучение информации

16

1.16.

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.

Коллективная, парная, мозговой штурм

2. Семейный бюджет – 18 часов

17

2.1.

Откуда в семье деньги

Коллективная, парная, беседа по теме

18

2.2.

Клады, лотереи, наследство

Коллективная, парная, беседа по теме

19

2.3.

Заработная плата

Коллективная, изучение информации

20

2.4.

Пенсии, пособия, стипендии

Коллективная, изучение информации

21

2.5.

Аренда и проценты в банке, кредиты

Коллективная, парная, беседа по теме

22

2.6.

На что тратятся деньги

23

2.7.

Расходы на самое необходимое

Индивидуальная, беседа по теме, решение задач

24

2.8.

Откладывание денег и непредвиденные расходы

Индивидуальная, беседа по теме, решение задач

25

2.9.

Хобби, вредные привычки

Индивидуальная, беседа по теме.

26

2.10.

Как умно управлять своими деньгами

Коллективная, парная, мозговой штурм

27

2.11.

Расходы и доходы. Считаем деньги

Коллективная, парная, мозговой штурм

28

2.12.

Расходы и доходы. Считаем деньги

Коллективная, парная, деловая игра, решение задач

29

2.13.

Как делать сбережения

Коллективная, парная, мозговой штурм

30

2.14.

Задачи из блокнота

Коллективная, парная, деловая игра, решение задач

31

2.15.

Задачи из блокнота

Коллективная, парная, деловая игра, решение задач

32

2.16.

Интересные факты о деньгах

Коллективная, изучение информации

33

2.17.

Интересные факты о деньгах

Коллективная, парная, деловая игра

34

2.18.

Итоговое занятие

Коллективная, парная, деловая игра

Лист внесения изменений

Дата

внесения

изменений

  Причина и характеристика изменений

 Основание (приказ)

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Цель программы: создание на практике условий  для развития экономического образа мышления  путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса

Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.         Освоение содержания опирается на межпр...

КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...