Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему

Белкина Светлана Михайловна

Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях,   о функциях денег в жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_chto_takoe_dengi_i_kakimi_oni_byvayut.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

Внутришкольный конкурс методических разработок урока

(внеурочного занятия) с применением интерактивных ресурсов

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности

«Что такое деньги и какими они бывают»

2 класс

Номинация:

Лучшее внеурочное занятие с применением мультимедийных ресурсов.

 Автор: Белкина Светлана Михайловна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Бийск 2017


Технологическая карта  занятия по финансовой грамотности

Автор

Белкина Светлана Михайловна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», город

Класс

2

Предмет

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности

Тема

Что такое деньги и какими они бывают

Цель занятия:

создание условий для формирования  начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

Задачи

рассмотреть выгоды обмена,

объяснить неудобства бартера и причины появления денег,  

познакомить учащихся с историей денег.

Компетенции

  • Объяснять выгоды обмена.
  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.
  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Планируемые результаты

Предметные

  • содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
  • о функциях денег в жизни человека;
  • познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.

Метапредметные

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.

Личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основные понятия и термины

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Технологии занятия:

Технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение

Образовательные ресурсы

Федин, C. Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся». 2, 3

Оборудование

Ээкран, компьютер, проектор.

Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

  1. 1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

никому не тесно,
По секрету скажу вам:

 "Будет интересно!”

 Слушают, настраиваются на работу

 

2.Предъявление практической задачи

Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”?

- Разгадайте ребус и вы ответите на этот вопрос.

Разгадывают ребус

 (СЛАЙД 1)

Получается  слово

 «Деньги"

 3.Определение  темы занятия. Целеполагание.

Подготовить учащихся к открытию нового знания.

Сформулировать тему и поставить цель занятия.

Сформулируйте тему нашего занятия.

Беседа по вопросам

– Что вы знаете о деньгах?  (По ходу беседы, заполняется слайд)

- Что хотите узнать?  

Участвуют в беседе, слушают друг друга

(СЛАЙД 2)

4.Актуализация.

Эвристическая беседа

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

 Путешествие в историю денег.

 - Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

    Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».

- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет)Почему?

    Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

Отвечают на вопрос

Получается, какой-то беспорядок!

5.Освоение нового материала

-Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как изучите информацию, которая представлена на карточках. (Приложение 1)

Работают в группах

После изучения материала представители групп выходят к доске и заполняют «кластер»

Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа получает карточку со сведениями об истории возникновения товарных денег.

(СЛАЙД 3)

6. Игра

– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.

Игра (Приложение 2)

Обсуждение:  

-Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

Вариант 2:  просмотр  мультфильма  (Галилео. Деньги 2)

Дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Ответы детей подвести примерно к следующим:

1) Затрачивается много времени.

2) Сложность и неудобство поиска.

3) Обмен может сорваться.

Тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.

7.Продолжение работы по теме занятия

- Такие деньги назывались - товаро - деньги. Их  можно было обменять на другие товары или использовать в своём хозяйстве по прямому назначению.

- Как считаете, удобными были эти деньги? Почему? (нет) 

Овец и быков нужно где- то держать и кормить. Продукты же, от долгого хранения портятся. Меха ест моль. Людям были нужны практичные деньги. Чтоб можно было носить их с собой и в любой момент купить крупную вещь или мелкую. И самым первым таким видом денег стали раковины каури. Долгое время они были в обращении. Иностранные купцы развезли их по всему свету. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Слушают,

участвуют в беседе,

высказывают предположения

(СЛАЙД 4)

8. Изучение новой темы (продолжение)

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?Откроем учебник на странице 16-17, прочитаем и найдём ответ на этот вопрос.

Открывают учебник, один ученик читает вслух.

9.Физминутка

- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете

Слушают, выполняют действия

Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье.

10. Беседа по вопросам,  работа с учебным пособием

Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.

Мы выяснили, что золото и серебро оказались очень удобным материалом для денег. Драгоценные камни тоже дороги, редки и красивы, как золото и серебро.

Почему же их не стали использовать в качестве денег? Обсудите в группе.

Проверка

- Перенесёмся в наши дни. Какие бывают деньги?

-Монеты, какого достоинства вы знаете?

- Перечислите известные вам купюры.

- С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей?

Высказывают и обосновывают

свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Работа в группах

Одна группа получает задание - найти ответ на этот вопрос в учебнике.

После обсуждения, ответы детей фиксируются на доске

(Красноярск)

11. Итог занятия:

Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания

–Так почему деньги называют великим изобретением человечества?– Что нового узнали? Чему удивились?

- Что нельзя купить за деньги?

-Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Отвечают, выполняют подсчёт

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

12. Рефлексия

Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность

- Наше занятие подходит к концу.

- Какая цель была?

- Удалось достичь поставленной цели?

Оцените свою работу на занятии.  «Пантомима»

Анализируют свою деятельность.

Приложение 3


  Приложение 1

       

     Самые   первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина.

     Феи -  самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой  огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке.

      В Америке в 18 веке  «денежной единицей» был  табак. На  границе с Китаем, даже в 19 веке  товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка).

       В Исландии платежным средством  служила сушеная рыба, и тогдашний  товарообмен выглядел следующим образом.

Подкова-1 рыбина;

Пара  башмаков-3 рыбины.

        У  туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури.  Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и  в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века.

      В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.

   

     На Руси деньгами служили при обмене  шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

    В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью.

    В  Мексике, индейцы использовали бобы какао.

    В греческих колониях предметом торговли были  хлеб, пшеница и другие злаки.

 Приложение 2

Игра: на столе у каждого лежит карточка.  На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)

Приложение 3

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Что такое деньги"

Заниятие по финансовой грамотности (2 класс)...

"Что такое деньги и какими они бывают"

Освоение первоначального представления о деньгах как средстве приобретения товаров...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Урок по финансовой грамотности "Что такое деньги?"

Результативность  урока "Что такое деньги?" в 4 классе  достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рас...

Конспект урока по финансовой грамотности "Что такое деньги".

vШиринский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9...

Статья и разработка мероприятия "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности по теме «Наличные и безналичные деньги».

Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности  в решении финансовых проблем. Финан...

Технологическая карта финансовой грамотности по теме:«Деньги в разных странах» 1 класс

Цель урока: формирование общего представления о деньгах таких стран как: Россия, США, Украина, Белоруссия, Китай, Армения, Казахстан, Франция, Индия, Япония.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с ...