Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"
рабочая программа на тему

Трохина Юлия Владимировна

Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам усвоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа работы клуба НОУ «Эврика» направлена на развитие творческих способностей младших школьников, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.

        Программа также обеспечивает требования стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы младших школьников, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели.

Основная цель  программы:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.

Задачи программы:

  • развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • развитие у детей умения работать с различными источниками информации.

Учебно-исследовательская практика ребенка в образовательном процессе начальной школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены традиционной классно-урочной системой обучения. Поэтому исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Планируемые результаты  после изучения курса ученик научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • составлять план действий по своей работе;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • презентовать свою работу.
  • получит возможность научиться:
  • структурировать материал;
  • под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
  • проводить самоконтроль;
  • делать умозаключения и выводы.

Формируемые универсальные учебные действия.

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Рабочая программа НОУ "Эврика» рассчитана на 2 года обучения для двух возрастных групп. Занятия организуются в виде работы клуба и проводятся в 2-х группах: 1 группа – 2 классы по 2 часа в неделю, 2 группа – 3, 4 классы по 2,5 часа в неделю. Всего – 170 часов.

Программа включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы:

- подпрограмма "Тренинг" - занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;

- подпрограмма "Исследовательская практика" - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;

- подпрограмма "Мониторинг" -  содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов, участие в конкурсах разного уровня).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма "Тренинг"

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма "Исследовательская практика".

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма "Мониторинг".

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

  1. Учебно-тематический план

 2-е классы

Тема

Количество часов

Дата проведения занятий

Теория        Практика

 

Тренинг.

22

1

Что такое исследование. Какие бывают проекты.

2

04.09

2

Наблюдение и наблюдательность.

2

11.09

3

Что такое эксперимент.

2

18.09

4

Учимся задавать вопросы.

2

25.09

5

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

02.10

6

Как правильно выбрать тему проекта.

2

09.10

7

Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками.

2

16.10

8

Учимся выделять главное и второстепенное.

2

23.10

9

Что такое парадоксы.

2

30.10

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

06.11

11

Мини-конференция "Как работать над проектом".

2

13.11

Исследовательская практика.

26

12

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2

20.11

13

Как возникают сказки и рассказы.

2

27.11

14

Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки.

2

04.12

15

Профессии людей, связанные с созданием книги.

2

11.12

16

Экскурсия в библиотеку.

2

18.12

17

Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений.

2

25.12

18

Коллективное исследование "История возникновения игрушек".

2

08.01

19-20

Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка".

4

15.01

22.01

21-24

Просмотр презентаций проектов учащихся 2 группы НОУ

4

4

29.01, 05.02,

12.02, 19.02

Мониторинг.

28

25-27

Мини - конференция "Мир игрушек".

8

26.02, 05.03,

12.03, 19.03

28-31

Мини - конференция по итогам собственных исследований.

4

8

26.03, 02.04, 09.04

16.04, 23.04, 30.04

32-36

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов.

6

 07.05, 14.05,

21.05

Итого: 74 часов

Основные особенности программы.

Самостоятельная исследовательская практика во втором и третьем классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия учеников в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся четвертых классов.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия в 4 классах обучения усложняются, но сохраняют общую направленность занятий.

3, 4-е классы

Тема

Количество часов

Дата проведения занятий

Теория        Практика

 

Тренинг.

30

1

Что такое исследование. Какие бывают проекты. (повторение)

2,5

06.09

2

Наблюдение и наблюдательность. (повторение)

2,5

13.09

3-4

Что такое эксперимент.

2,5

2,5

20.09, 27.09

5

Учимся вырабатывать гипотезы и задавать вопросы

2,5

04.10

6

Как правильно выбрать тему проекта?

2,5

11.10

7-8

Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками.

2,5

2,5

18.10, 25.10

9

Учимся выделять главное и второстепенное.

2,5

01.11,

10

Что такое парадоксы. (повторение)

2,5

08.11

11-12

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

5

15.11, 22.11

Исследовательская практика.

30

13

Мини-конференция "Как работать над проектом".

   2,5

29.11

14

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2,5

06.12,

15

Виды проектной деятельности

2,5

13.12

16

Виды учебно-исследовательской деятельности

2,5

20.12

17

Определение тем индивидуальных исследований.

2,5

27.12

18

Этапы работы над проектом.

2,5

03.01

19-20

Мини-конференция по итогам самостоятельной работы

5

10.01, 17.01

21-24

Подготовка к участию в конкурсах различного уровня

5

5

24.01, 31.01, 07.02,

14.02

 

Мониторинг.

36

25-29

Участие в Фестивале Творческих и исследовательских работ младших школьников МБОУ «СОШ №2» пгт Уренгой

5

7,5

21.02, 28.02, 07.03,

14.03, 21.03

30-36

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов.

7,5

16

28.03, 04.04, 11.04, 18.04, 25.04, 02.05,

16,05, 23.05, 30.05

Итого: 96 часов

Содержание программы

Подпрограмма "Тренинг"

Тема "Что такое исследование".

Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из "живого уголка" и т. п.).

Тема "Наблюдение и наблюдательность".

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема "Что такое эксперимент".

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема "Учимся вырабатывать гипотезы".

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема "Знакомство с логикой".

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема "Как задавать вопросы".

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема "Учимся выделять главное и второстепенное".

Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".

Тема "Как делать схемы".

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.

Тема "Как работать с книгой".

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема "Что такое парадоксы".

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях".

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема "Как сделать сообщение о результатах исследования".

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания "Как сделать сообщение". Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма "Исследовательская практика"

Тема "Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований".

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема "Индивидуальная работа по "методике проведения самостоятельных исследований".

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив "Папку исследователя", проводит собственные изыскания.

Тема "Экспресс-исследование".

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема "Семинар по итогам экскурсии".

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема "Коллективная игра-исследование".

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема "Коллекционирование".

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема "Экспресс - исследование "Какие коллекции собирают люди".

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема "Сообщения о своих коллекциях".

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма "Мониторинг"

Тема "Мини-конференция по итогам экспресс - исследований".

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема "Мини-конференция по итогам собственных исследований".

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: "коллекционирование" и "продолжи исследование". Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов".

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, заочное участие в конкурсах юных исследователей разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)

Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...

Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут

Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"

программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"

Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....