Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам усвоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа работы клуба НОУ «Эврика» направлена на развитие творческих способностей младших школьников, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.
Программа также обеспечивает требования стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы младших школьников, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели.
Основная цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи программы:
- развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- развитие у детей умения работать с различными источниками информации.
Учебно-исследовательская практика ребенка в образовательном процессе начальной школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены традиционной классно-урочной системой обучения. Поэтому исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Планируемые результаты после изучения курса ученик научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- готовить тексты собственных докладов;
- составлять план действий по своей работе;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- презентовать свою работу.
- получит возможность научиться:
- структурировать материал;
- под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
- проводить самоконтроль;
- делать умозаключения и выводы.
Формируемые универсальные учебные действия.
УУД. | Результат. |
Коммуникативные | Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Рабочая программа НОУ "Эврика» рассчитана на 2 года обучения для двух возрастных групп. Занятия организуются в виде работы клуба и проводятся в 2-х группах: 1 группа – 2 классы по 2 часа в неделю, 2 группа – 3, 4 классы по 2,5 часа в неделю. Всего – 170 часов.
Программа включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы:
- подпрограмма "Тренинг" - занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;
- подпрограмма "Исследовательская практика" - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
- подпрограмма "Мониторинг" - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов, участие в конкурсах разного уровня).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма "Тренинг"
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма "Исследовательская практика".
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма "Мониторинг".
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
- Учебно-тематический план
2-е классы
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения занятий | |
Теория Практика | ||||
| Тренинг. | 22 | ||
1 | Что такое исследование. Какие бывают проекты. | 2 | 04.09 | |
2 | Наблюдение и наблюдательность. | 2 | 11.09 | |
3 | Что такое эксперимент. | 2 | 18.09 | |
4 | Учимся задавать вопросы. | 2 | 25.09 | |
5 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 2 | 02.10 | |
6 | Как правильно выбрать тему проекта. | 2 | 09.10 | |
7 | Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками. | 2 | 16.10 | |
8 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 | 23.10 | |
9 | Что такое парадоксы. | 2 | 30.10 | |
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 | 06.11 | |
11 | Мини-конференция "Как работать над проектом". | 2 | 13.11 | |
Исследовательская практика. | 26 | |||
12 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 2 | 20.11 | |
13 | Как возникают сказки и рассказы. | 2 | 27.11 | |
14 | Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки. | 2 | 04.12 | |
15 | Профессии людей, связанные с созданием книги. | 2 | 11.12 | |
16 | Экскурсия в библиотеку. | 2 | 18.12 | |
17 | Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений. | 2 | 25.12 | |
18 | Коллективное исследование "История возникновения игрушек". | 2 | 08.01 | |
19-20 | Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". | 4 | 15.01 22.01 | |
21-24 | Просмотр презентаций проектов учащихся 2 группы НОУ | 4 | 4 | 29.01, 05.02, 12.02, 19.02 |
Мониторинг. | 28 | |||
25-27 | Мини - конференция "Мир игрушек". | 8 | 26.02, 05.03, 12.03, 19.03 | |
28-31 | Мини - конференция по итогам собственных исследований. | 4 | 8 | 26.03, 02.04, 09.04 16.04, 23.04, 30.04 |
32-36 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов. | 6 | 07.05, 14.05, 21.05 |
Итого: 74 часов
Основные особенности программы.
Самостоятельная исследовательская практика во втором и третьем классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия учеников в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся четвертых классов.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия в 4 классах обучения усложняются, но сохраняют общую направленность занятий.
3, 4-е классы
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения занятий | |
Теория Практика | ||||
| Тренинг. | 30 | ||
1 | Что такое исследование. Какие бывают проекты. (повторение) | 2,5 | 06.09 | |
2 | Наблюдение и наблюдательность. (повторение) | 2,5 | 13.09 | |
3-4 | Что такое эксперимент. | 2,5 | 2,5 | 20.09, 27.09 |
5 | Учимся вырабатывать гипотезы и задавать вопросы | 2,5 | 04.10 | |
6 | Как правильно выбрать тему проекта? | 2,5 | 11.10 | |
7-8 | Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками. | 2,5 | 2,5 | 18.10, 25.10 |
9 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2,5 | 01.11, | |
10 | Что такое парадоксы. (повторение) | 2,5 | 08.11 | |
11-12 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 5 | 15.11, 22.11 | |
Исследовательская практика. | 30 | |||
13 | Мини-конференция "Как работать над проектом". | 2,5 | 29.11 | |
14 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 2,5 | 06.12, | |
15 | Виды проектной деятельности | 2,5 | 13.12 | |
16 | Виды учебно-исследовательской деятельности | 2,5 | 20.12 | |
17 | Определение тем индивидуальных исследований. | 2,5 | 27.12 | |
18 | Этапы работы над проектом. | 2,5 | 03.01 | |
19-20 | Мини-конференция по итогам самостоятельной работы | 5 | 10.01, 17.01 | |
21-24 | Подготовка к участию в конкурсах различного уровня | 5 | 5 | 24.01, 31.01, 07.02, 14.02 |
| Мониторинг. | 36 | ||
25-29 | Участие в Фестивале Творческих и исследовательских работ младших школьников МБОУ «СОШ №2» пгт Уренгой | 5 | 7,5 | 21.02, 28.02, 07.03, 14.03, 21.03 |
30-36 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов. | 7,5 | 16 | 28.03, 04.04, 11.04, 18.04, 25.04, 02.05, 16,05, 23.05, 30.05 |
Итого: 96 часов
Содержание программы
Подпрограмма "Тренинг"
Тема "Что такое исследование".
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из "живого уголка" и т. п.).
Тема "Наблюдение и наблюдательность".
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема "Что такое эксперимент".
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема "Учимся вырабатывать гипотезы".
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема "Знакомство с логикой".
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема "Как задавать вопросы".
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема "Учимся выделять главное и второстепенное".
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".
Тема "Как делать схемы".
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.
Тема "Как работать с книгой".
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема "Что такое парадоксы".
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях".
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема "Как сделать сообщение о результатах исследования".
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания "Как сделать сообщение". Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма "Исследовательская практика"
Тема "Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований".
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема "Индивидуальная работа по "методике проведения самостоятельных исследований".
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив "Папку исследователя", проводит собственные изыскания.
Тема "Экспресс-исследование".
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема "Семинар по итогам экскурсии".
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема "Коллективная игра-исследование".
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема "Коллекционирование".
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема "Экспресс - исследование "Какие коллекции собирают люди".
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема "Сообщения о своих коллекциях".
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма "Мониторинг"
Тема "Мини-конференция по итогам экспресс - исследований".
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема "Мини-конференция по итогам собственных исследований".
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: "коллекционирование" и "продолжи исследование". Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов".
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, заочное участие в конкурсах юных исследователей разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-367300-1386997932.jpg)
Программа объединения дополнительного образования "Тайны русского языка"
Кружок дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-61542-1537033262.jpg)
Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут
Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425093-1395736626.jpg)
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425093-1395736626.jpg)
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439339-1669543073.jpg)
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"
программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439339-1669543073.jpg)
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"
Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....