.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»
рабочая программа (1 класс) на тему

Корсунова Татьяна Николаевна

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Юный краевед»

Духовно-нравственного направления

Возраст учащихся:  1-4 класс(7-10  лет)

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности

    Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

Цель  программы  «Юный  краевед»:

- формирование осознанного отношения к истории  своего  края, к  людям,  живущим  в  нем, к  окружающей  нас  природе.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления о малой  Родине;

-  формировать опыт участия в  краеведческо  - исследовательской  деятельности;

- познакомить с  разными  способами  получения  информации.

-научить  оформлять  поисковые  работы.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам  тех,  кто причастен  к  судьбе  Родины.

-развивать  потребность в  познании   себя  в  мире.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к  Родине через любовь к  малой  родине, чувство  патриотизма.

- формировать  активную  жизненную позицию

- воспитывать  уважение  к  нашим  истокам,  к  родной  земле,  ее  природным  особенностям  и  преданиям.

 «Личностные и метапредметные результаты освоения курса

 «Юный  краевед»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный  краевед»  соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  школе  для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс). Программа «Юный  краевед» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

34часов

8 часов

26 часов

3 класс

34часов

6 часов

28 часов

4 класс

34часов

9 часов

25 часов

Содержание курса внеурочной деятельности

«Юный краевед»

 Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших

                                     

Программа первого класса рассчитана на 33 часа 1 час в неделю.. В программе есть основное содержание каждой темы,  и возможные практические работы и экскурсии. Обобщающие уроки  проводятся в конце полугодия.

Содержание разделов и тем

1 четверть (7 ч)

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?

Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

2 четверть (7 ч)

Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.  Первая учительница.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Тема 10. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).

Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.

Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».

Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек,  глины,  спичек, пластилина).

Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 21. Такие разные профессии.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.

Тема 22. Профессии в моей семье.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).

                                                 IV четверть ( 9 часов)

Тема 24. Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие..

Тема 25-26.Отечество. Наша Родина-Россия.

Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Тема 27-28.О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Тема 29.  Москва – столица нашей Родины.

Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»

Тема30. Сто народов – одна страна.

Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Тема 31.  Я – надежда Отечества.

Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества.  Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Тема 32. Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран».

Тема 33. Обобщающий урок «Мой родной дом».

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

Достижение цели осуществляется через  беседы, краеведческие  игры,  тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие мероприятия.

. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Техническое оснащение:

 мультимедийный проектор, интерактивная доска;

 цифровой фотоаппарат;

 компьютер (с выходом в Интернет) и т.д.

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.

.

Волина В. Учимся играя. – М., 1994.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.

Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.

Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1.

.Что изучает краеведение

1 час

05.09

2.

Мой дом

1 час

12.09

3.

Мир твоего дома.

1 час

19.09

4.

Жизнь каждого члена семьи

1 час

26.09

5.

Отношения в семье

1 час

03.10

6.

Моя родословная

1 час

10.10

7.

Я и мое имя

1 час

17.10

8.

Родная школа

1 час

24.10

9.

Я- ученик, я- школьник

1 час

10.11

10.

Трудовая жизнь школы.

1 час

17.11

11.

Школьные, семейные традиции и праздники

1 час

24.11

12.

Новый год.

1 час

01.12

13.

Рождественские колядки

1 час

08.12

14.

Обобщающий урок

1 час

15.12

15.

Мой город (экскурсия)

1 час

22.12

16.

Заочное путешествие по Воронежу

1 час

12.01

17.

Моя улица

1 час

19.01

18.

Крестьянская изба

1 час

29.01

19.

Экскурсия в краеведческий музей

1 час

02.02

20.

История одежды

1 час

09.02

21.

История вещей

1 час

16.02

22.

Такие разные профессии

1 час

02.03

23.

Профессии в моей семье

1 час

09.03

24.

Экскурсия на предприятие( почта)

1 час

16.03

25.

Экскурсия на предприятие

1 час

23.03

26.

Наш современный город

1 час

06.04

27.

Отечество. Наша Родина-Россиия

1 час

13.04

28.

О гербе, флаге,гимне

1 час

20.04

29.

Москва- столица России

1 час

27.04

30.

Сто народов- одна страна

1 час

04.05

31.

Я- надежда Отечества

1 час

11.05

32.

Земля- общий дом

1 час

18.05

33.

. Обобщающий урок»Знатоки края»

1 час

       25.05


ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ

(второй год обучения)

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

В ходе изучения программы необходимо научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.

Учитель может проводить занятия в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы и желания. Это могут быть воображаемые путешествия, дискуссия, размышление, игра, экскурсии в музеи, храмы,  архивы города.

В программе учитель найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные практические работы и экскурсии.  Обращаем внимание учителя на то, что обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя.

педагог.

Содержание разделов и тем

1 четверть (9 ч)

Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.

Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

Тема 2. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.

Практическая работа. Игра «В музее».

Тема 3. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».

Тема 4. Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Воронежского края.

Тема 5. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. Работа с «лентой времени».

Тема 6. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»

Тема 7. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.

.

Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.

Тема 8. В доме старого воронежца. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии.

Практическая работа. Творческое задание «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».

2 четверть (7 ч)

Тема 9. Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.

Практическая работа. Рисуем карту родного города.

Тема 10. Областные музеи. Областной краеведческий музей. Музей изобразительных искусств имени А. Крамского. Дом-музей А. Дурова.

Практическая работа.

Тема 11. Памятники истории и культуры на территории Воронежского края. Костёнки – жемчужина палеолита. Дивногорье – Маяцкое городище. Веневитиново – усадьба поэта – друга А.С. Пушкина.

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 12. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 13. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.

Практическая работа. Устный рассказ.

Тема 14. Каменные ветераны. Дом губернатора. Дом Гарденина. Дом Тулинова. Магистрат. Арсенал. Дом Мартынова (по выбору учителя).

Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов».

Тема 15. Церковные архитектурные памятники. Успенская (Адмиралтейская) церковь. Казанская церковь. Церковь святой Ксении Петербургской. Церковь в твоем крае.

Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем).

                                          4 четверть (8 ч)

Тема 16. Путешествие по главным улицам г. Воронежа. Большая Дворянская. Большая Мостовая. Малая Дворянская и другие (по выбору учителя).

Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».

Тема 17. Памятники на воронежской земле. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).

Тема 18. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Воронежа и области.

Практическая работа. Музейный спектакль или инсценировка на тему «Как люди жили в древности».

ГОРОД КОЛЬЦОВА И НИКИТИНА

(третий год обучения)

Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.

Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.

В программе учитель найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные практические работы и экскурсии. Обращаем внимание учителя на то, что обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя.

Содержание разделов и тем

1 четверть (9 ч)

Тема 1. Вводный урок. Знакомство с правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов.

Практическая работа. Работа над оформлением и созданием классного детского журнала.

Тема 2. Люди творчества. Кто они? Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».

Практическая работа. Работа в группах  над иллюстрациями.

Тема 3. И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина.

Практическая работа. Подготовка рефератов.

Тема 4. Экскурсия к памятнику И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина. Экскурсия по выбору учителя.

Тема 5. Литературная гостиная. Художественное чтение стихов.

Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений.

Тема 6. Библиотека имени И.С. Никитина. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческим отделом.

Тема 7. Воронежская школа. Распространение грамотности в Воронежском крае. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому.

Практическая работа. Работа в группах.

Тема 8. Воронежская школа. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.

Практическая работа. Подготовка авторефератов.

Тема 9. Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы (Мариинская женская гимназия, женская гимназия Кожевниковой, реальное училище, духовная семинария и др.). Экскурсия по выбору учителя.

2 четверть (7 ч)

Тема 10. Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.

Практическая работа. Оформление альбома «Местный фольклор».

Тема 11. Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери. Обрядовая культура. Знакомство с церковными основами праздника.

Практическая работа. Проведение праздника Казанской Богоматери.

Тема 12. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Тема 13. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Сказки А.Н. Корольковой.

Практическая работа. «Сочиняем сказку».

Тема 14. Русские народные сказители. А.К. Барышникова.   Сказки А.К. Барышниковой.

Практическая работа. Чтение сказки А.К. Барышниковой «Куприяниха».

Тема 15. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 16. Творческий путь А.В. Кольцова. А.В. Кольцов и русская литература. Начало творческого пути. Ранние произведения. А.В. Кольцов и русская литература.

Практическая работа. Подготовка рефератов.

Тема 17. Экскурсия в дом-музей А.В. Кольцова. Памятник А.В. Кольцову. Экскурсия по выбору учителя.

Тема 18. А.В. Кольцов как один из крупнейших создателей русской песни.

Практическая работа. Работа над детским журналом «Сочиняем стихи».

Тема 19. Воронеж песенный. Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами.

Практическая работа. Разучивание русских народных танцев.

Тема 20. М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни. Жизнь и творчество М.Е. Пятницкого.

Практическая работа. Экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого.

Тема 21. Воронежский государственный русский народный хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Хор и война. М. Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России.

Практическая работа. Разучивание частушек и песен Воронежского края.

Тема 22. Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актеры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки.

Практическая работа. Подготовка масок, костюмов, декораций к предстоящей театрализации.

Тема 23. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Поход в театр.

Тема 24. Театрализованное представление. Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников, сценок потешников, кукольных инсценировок.

4 четверть (8 ч)

Тема 25. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».

Практическая работа. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Черное Ухо».

Тема 26. Поэты родного края. Конкурсное чтение стихотворений местных поэтов.

Практическая работа. Заучивание стихов.

Тема 27. Встреча с местными литераторами. Встреча с местными литераторами.

Практическая работа. «Нарисуй, что ты представлял, слушая стихи поэта».

Тема 28. Знакомство с газетами города Воронежа. Знакомство со средствами массовой информации города или районов области (по выбору учителя). «Воронежские губернские ведомости».

Практическая работа. Подготовка газеты «Наш класс».

Тема 29. Экскурсия в редакцию газеты. Работа редакции газеты.

Практическая работа. Подготовка и выпуск газеты «Наш класс».

Тема 30. Выдающиеся люди Воронежского края. И.Н. Крамской – великий русский художник. С.Я. Маршак – детский писатель. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко – наши земляки-космонавты.

Практическая работа. Подготовка реферата о деятельности одного из знаменитых людей.

Тема 31. Обобщающий урок-викторина «Знаете ли вы их имена?»

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

(четвертый год обучения)

Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.

В программе учитель найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные практические работы и экскурсии. Обращаем внимание учителя на то, что обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя.

Содержание разделов и тем

1 четверть (7 ч)

Тема 1. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Тема 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

Практическая работа. «Лента времени».

Тема 3. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 4. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

Тема 5. Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Практическая работа. Конструирование кораблей.

Тема 6. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I.

Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

Тема 7. Поэты, писатели, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота. В. Загоровский, А. Аббасов, И. Никитин, С. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.

2 четверть (7 ч)

Тема 8. Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».

Тема 9. Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного праздника.

Тема 10. Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян.

Практическая работа. Чтение рассказов, стихов.

Тема 11. Балы и развлечения в жизни дворян. Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

Практическая работа. «Нарисуй костюм дворянина».

Тема 12. Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями

Тема 13. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 14. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 15. Герои – защитники города (села). Рассказ о защитниках края.

Практическая работа. Встреча с ветеранами (по возможности).

Тема 16. Освобождение. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 17. По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.

Тема 18. Герои Советского  Союза в моем крае.  Воронежцы – Герои Советского Союза.

Практическая работа. Подготовка выступлений и докладов.

Тема 19. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту.

Практическая работа. «Напиши письмо солдату».

Тема 20. Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей.

Тема 21. Тыл – фронту. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа. Работа с экспонатами школьного музея.

Тема 22. Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан.

Практическая работа. Рассказ о судьбах родственников.

Тема 23. Памятники воинской славы в моем городе (селе). Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам,  улицам, названным именами героев войны.

4 четверть (8 ч)

Тема 24. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Составление плана города.

Тема 25. Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 26. Я – гражданин России, я – воронежец! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.

Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».

Тема 27. Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 28. Воронеж сегодня. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие (завершение работы, начатой в 1 классе).

Тема 29. Наши праздники. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.

Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

Тема 30. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежского края в курсе истории России.

Практическая работа. «Придумай и опиши город будущего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...

Рабочая программа курса дополнительного образования "Юный математик"

Рабочая программа курса дополнительного образования "Юный математик" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"

Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные таланты"

Цель программысоздание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Юный исследователь"

Программа «Юный исследователь» – интеллектуальной направленности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"

программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"

Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....