Главные вкладки

    Рекомендации по воспитанию особого ребенка
    материал на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Рекомендации по воспитанию особого ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobyy_rebyonok.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

                    Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.
    Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.
    Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). 
    Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.
    Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).
    Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.

    Области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и обучающих занятий:

    • движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
    • пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками
    • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него
    • общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
    • общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
    • основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребенку стать более независимым и самостоятельным.

    Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями

    1. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может Ваш малыш в каждой области развития.
    2. Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.
    3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. (пусть об этом будут знать се члены вашей семьи).
    4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
    5. Не ожидайте слишком многого сразу.        

    Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии

    1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
    2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
    3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
    4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
    5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
    6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
    7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
    8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
    9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
    10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по воспитанию в ребенке доброты ( Ю.П.Рогозин)

    Из всех способов воспитания самый эффективный - самовоспитание. Учить детей не жалеть для людей тепла и света своей души, проявлять к людям сердечный интерес. Искренняя похвала за выполненное доброе д...

    Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

    Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

    Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)

    Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания  или  гиперактивностью, этого  невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной...

    Воспитание особого ребенка

    Воспитание особого ребенка...

    Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка.

    Бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:– сти...

    Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

    Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье...