Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр"
рабочая программа на тему

Куницына Елена Сергеевна

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр" реализуется в начальной школе с целью приобщения младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Пречистенская СОШ

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

2 КЛАСС

Составила: Куницына  Е.С.

2015 – 2016 уч.год

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Пояснительная записка

    Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель программы:

приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

   Задачи программы:

Формировать практические навыки творческой деятельности.

Развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.

Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Общая характеристика курса

   Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Отличительными особенностями и новизной программы являются: принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра,

где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Данная программа  направлена на развитие  творческой  личности и создание условий для её самореализации, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

       Основная,  театрализованная,  деятельность       – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.

Место курса «Кукольный театр» в учебном плане

Программа данного курса  разработана для учащихся 2 класса и рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю)

Описание ценностных ориентиров курса

    Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

          Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

         Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно,  все возможно.

          Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Ожидаемый результат

В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • об устройстве театра.
  • и умеет:
  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей.                                                                                                                              

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  • формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
  • развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
  • формирование установки на здоровый образ жизни.
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий для личного развитии

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи,
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,
  • умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
  • проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: 

умение вступать в диалог,

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
  • умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.
  • умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать,
  • умение контролировать действия партнёра по деятельности.
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
  • формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Регулятивные УУД: 

  • моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
  • различение допустимых и недопустимых форм поведения.
  • умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
  • умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.  
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание программы

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народной куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия.   На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы  кукловождения, что даст возможность   раскрепощению,   артистические  навыки  в плане переживания и воплощения  образа.
Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора.
Куклы-персонажи - уникальные создания. Они являются информативной, образовательной игрушкой и могут многое рассказать тем, кто занимается изучением истории, этнографии, литературы, изобразительного и прикладного искусства.
  Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира.

 Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Критерии оценивания  

Знания, умения и навыки учащихся по внеурочной деятельности не  оцениваются.

Используемая литература

1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.

3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.

3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Интернет - ресурсы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

 

Планируемые результаты

Дата

Прим.

предметные

метапредметные

личностные

1

Вводное занятие. Театр.  . Знакомство с историей возникновения театра кукол

анализировать видеоряд театральных кукол

познакомятся с  историей возникновения кукольного театра, культурой других стран

  Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий ,умение устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, слушать собеседника

Регулятивные различение допустимых и недопустимых форм поведения, понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

02.09

2

Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

знакомство с понятиями « балкон», «ло

жа», «закули

сье», «сцена», «партер»  и др.

познакомятся с профессиями  театра

09.09

3

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение  учителем стихотворения К.И. Чуковского «Телефон». Упражнения и игры на развитие воображения

Знакомство с пьесой, анализ характеров героев произведения

читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта

Познавательные : умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и анализ поведения героя Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, включаться в диалог, в коллективное обсуждение,

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. ·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

 Регулятивные понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

16.09

4

Распределение ролей и чтение произведения учащимися . Развитие  речевого дыхания и артикуляции

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

23.09

5

Отработка чтения каждой роли  Упражнения и игры на внимание

Разучивание ролей.

читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта

30.09

6

Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом  

07.10

7  

Беседа по охране труда . Изготовление кукол и бутафории.  

Изготовление простейших плоских кукол для игры за ширмой, бутафории

Знать и соблюдать правила работы с ножницами, иглой, уметь читать чертежи

Познавательные : проявлять индивидуальные творческие способности

Коммуникативные обращаться за помощью ,предлагать помощь и сотрудничество

Регулятивные

 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

14.10

8 - 9

Изготовление кукол и бутафории

21.10

11.11

10

Обучение работе над ширмой  

Знакомство с понятием «декорация».

определять последовательность событий, составлять план.        

Познавательные : умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные умение вступать в диалог, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных

Регулятивные осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе ,потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

18.11

11

Обучение работе над ширмой . Распределение технических обязанностей по спектаклю  

Освоить  правила вождения куклы над ширмой, распределять обязанности по подготовке спектакля

25.11

12

Генеральная репетиция пьесы.

Прогон спектакля

Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение

Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий

Коммуникативные осуществлять взаимный контроль, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных

Регулятивные  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений,  

02.12

13

Показ пьесы детям, родителям

 09.12

14

Выбор пьесы: р. н.с. «Колосок»  Чтение пьесы вслух  Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

Знакомство с пьесой, анализ характеров героев произведения

читать сказку, передавая с помощью интонации настроение героев произведения

 Познавательные : умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и анализ поведения героя Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, включаться в диалог, в коллективное обсуждение,

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. ·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

 Регулятивные понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

  16.12

15 - 16

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

Разучивание ролей

 23.12

13.01

17-19

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Использование   приёмов работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформление  изделий, осваивание способа разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

овладеть технологией изготовления изделий из мягких материалов, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал

Регулятивные  : овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные  : научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме,  

Коммуникативные  : слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников  .

20.01

27.01

03.02

20 - 21

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Разучивание ролей

Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение

10.02

17.02

22 - 23

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю

Освоить  правила вождения куклы над ширмой, распределять обязанности по подготовке спектакля

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

24.02

02.03

24

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

Прогон спектакля

Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение,

 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий

Коммуникативные осуществлять взаимный контроль, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных

Регулятивные  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу

 

09.03

25

Показ пьесы детям.

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу

16.03

26

Показ пьесы  родителям.

06.04

27 - 34

Посещение театрального профессионального спектакля

просмотр театральной постановки.

знать виды театрального искусства, основы актёрского мастерства

Познавательные : пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре спектакля, проводить сравнение и анализ поведения героя

Коммуникативные·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

Регулятивные 

Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах

формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, осознание значимости занятий для личного развития

13.04– 25.05

Список литературы

1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.

3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.

3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Батлейка — белорусское народное кукольное представ-
ление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её ре-
пертуар наряду с историей, рассказывающей о рожде-
нии Христа, входили народные пьесы («Царь Макси-
милиан») и короткие интермедии («Вольский — куз-
нец польский», «Корчмарь Берек» и др.).

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие
подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити
для управления марионеточной куклой. Она бывает
горизонтальной (для марионеток-животных) и верти-
кальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — пере-
носный театр кукол, в котором разыгрываются пред-
ставления религиозного характера, связанные с леген-
дой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два
этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюже-
ты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, по-
рой — социальные). Вертепные куклы передвигаются
по прорезям в полу сцены.

Гапит — трость, на которую насажена головка тросте-
вой куклы. Гапит, снабженный простейшей механи-
кой, позволяет поворачивать и наклонять головку.
Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управ-
ляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецко-
го народного драматического театра и театра кукол.
Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два сто-
летия уступил место новому национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его
характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Ро-
дился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в
которых он участвовал, были заимствованы из жизни
ткачей города. Все возрастающая популярность Гинь-
оля в народных кругах вытеснила старого Полишине-
ля. До сих пор французские кукольные представления
носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе
сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу
входит только кукловождение, а текст произносит на-
ходящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художествен-
ное оформление действия на ширме или театральной
сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним
видом основную и заменяющая её в случае необходимо-
сти при решении особых сценических задач,

Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане
ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрово-
го пространства,. ограниченная в театре кукол шир-
мой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого
теневого театра кукол. Славился своими шутками и
неприязнью к «власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, при-
крепляемые к обуви, или специальные башмаки на
толстой подошве. Они используются в том случае, ког-
да рост актера-кукольника не позволяет ему держать
куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, оорамляющие
сцену по бокам.

Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный
кукольник, создатель знаменитого театра и его героя
Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес.
На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из
белого мрамора, на котором актер изображен со своей
куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Наци-
ональном музее Праги.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью
нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций,
предметов и действующих лиц на сцене в отдельные
моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с
подвижным выражением лица. Пальцы актера нахо-
дятся непосредственно в голове куклы и управляют ее
ртом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — зна-
менитый кукольный актер и режиссер, создатель соб-
ственного оригинального театра кукол. Многие его
спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по
А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Вол-
шебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока
«Божественная комедия», «Говорит и показывает
ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны
мировой классикой.

Олеарий — немецкий путешественник, посетивший
Россию и оставивший «Подробное описание путеше-
ствия голштинского посольства в Московию и Пер-
сию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое
документальное упоминание о кукольном представ-
лении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изобра-жающий кукольника с Петрушкой, датированный
1636 годом.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформ-
ления сцены. Представляет собой полоску ткани, под-
вешенную на штанге или тросе.

Пантомима — выразительные движения телом, переда-
ча чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч — популярный герой английского театра кукол,
снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неиз-
менно сопутствует жена Джуди. Их представления —
образец английского юмора и злой социальной сати-
ры — пользовались в Англии огромным успехом и со-
хранились до сих пор.

Папье-маше — наиболее распространенный способ изго-
товления кукольных голов, представляющий собой
оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи
или гипсовой форме изнутри.

Парик — накладные волосы.

Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается
в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «по-
догнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев
актера.

Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавес-
ка, закрывающая конструкцию ширмы со стороны
зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляет-
ся к рамке ширмы наглухо, передник просто подвеши-
вается. Применяется при различных устройствах раз-
борных ширм.

Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трех-
палой перчатки для управления головой и реками
куклы.

Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смель-
чак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство

юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный
нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он
разыгрывал, почти не подвергались изменениям на
протяжении столетий. В кукольных представления::
вместе с Петрушкой принимали участие различные
персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др.
Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях
Петрушки перекликаются с кукольными представле-
ниями других стран.

Пищик — специальное приспособление, которь:::
пользовались актеры-петрушечники.

Полишинель — герой французского театра кукол середи-
ны XVIII века, пришедший из Италии. По своему харак-
теру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план — окно или прорезь на основной
ширме, находящиеся ниже основной грядки. Исполь-
зуется для показа контрастных сцен с «живым» акте-
ром или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничиваю-
щая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта — черная маска.

Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех илп иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.