Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Погодина Нина Петровна

Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palitra.odt23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка

муниципального района Красноярский Самарской области

 

Программа художественно-эстетического направления

 изостудия «Волшебная палитра»

   

                                                                                                                                                                                      Составитель программы:      

                                                                                                                                                                                      учитель:    

                                                                                                                                                                                      Погодина Н.П.

2015-2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Волшебная палитра »  для 2-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.  

Цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

       Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством;

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 Творческие задачи: 

- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

 

 Программа  разработана как   система введения в художественную культуру и включает в себя   изучение основ живописи ,техники рисования,  декоративно-прикладного искусства. В связи с этим выделяется следующие виды  художественной деятельности:

     —  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

 

 Постоянное практическое участие школьников в этих видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Занятия   предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа изостудии «Волшебная палитра» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение  с натуры, по памяти, по представлению; декоративная  работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Режим занятий

Занятия  проводятся 2 часа в неделю  , 68 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания рабочей программы

Приоритетная цель дополнительного художественного образования— духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

 

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится: 

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, коллаж;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы   художественной деятельности: изображение на плоскости;  украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика,  дизайн, декоративно-прикладные  формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 

 

Содержание программы.

Вводное занятие 1час.

Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии.   Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы.

Уроки фантазии-15 часов.

Знакомство с различными видами нетрадиционных техник рисования. Монотипия, рисование набрызгом , акварель и соль. Создание композиций с их использованием.

Живопись-26 часов.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, рыб, растений, трав. Изображение поверхности земли, воды; неба. Изображение построек. Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых.  

 Азбука рисования — 9 часов.

Ознакомление с приёмами рисования различных животных: рыб, насекомых, птиц, зверей. Создание сюжетных композиций на основе полученных знаний и умений. Приём стилизации в живописи.

 Декоративно-прикладное искусство — 6 часов.

 Ознакомление с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства: дымковская и филимоновская росписи игрушек, гжельская и  хохломская росписи. Создание эскизов игрушек и посуды.

 Секреты мультипликации — 10 часов.

Передача чувств на бумаге. Изображение различных форм головы в зависимости от характера героев (злодей, красавица, весёлый, задумчивый...) . Пропорции тела человека. Как подбирать форму тела в зависимости от персонажа. Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры. Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков.

Организация и обсуждение выставки детских работ -1час.

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Календарно-тематическое планирование занятий изостудии «Волшебная палитра»

(68 часов)

 п/п

Тема

Содержание

Дата

Вводное занятие

1

«Знакомство с изостудией»

Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии.   Инструктаж по технике безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности.

Уроки фантазии

2-3

«Чудеса монотипии»

Техника «Монотипия».  Приемы выполнения работ в этой технике.  "Обитатели морских глубин», «Динозавры».

4-6

«Приём рисования  «набрызгом»

Знакомство с приёмом рисования «набрызгом». Выполнение работ в этой технике: «Сивка-Бурка», «Вперёд, в Лапландию», «Полевые цветы».

7

«Ночное небо»

Изображение ночного неба с применением техники «набрызгом».

8-10

«Витраж»

Выполнение декоративной композиции: "Рыбки в аквариуме», «Сказочные птицы».  

11-14

«Силуэт»

Изображение силуэтов  людей, танспорта  с помощью трафаретов. Композиция «В Космосе», «Среди морских просторов», «По дорогам Земли».  

15-16

«Акварель и соль»

Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и солью.

Живопись

 17-20

 Пейзаж. Способы изображения деревьев.

Обучение приёмам рисования деревьев. Техника рисования «по мокрому», «примакивание».  Рисование с помощью поролона. Зигзагообразные деревья.  Рисование различных деревьев(берёза, сосна, дуб). Использование полученных умений при выполнении пейзажей : «Берёзовая роща», «Осень в лесу», «Ели»...

 21-22

 Пятно в живописи.

Получение живописного пятна. «Поздняя осень», «Золотая осень».

 23

   Пишем небо.

Техника рисования «живопись в размывку». Летнее небо.

 

 24-26

  Приёмы изображения воды.

 Знакомство с различными способами изображения воды. Как нарисовать волны, рябь. Мыльная живопись. «Морской пейзаж».  

27-28

 Теплые и холодные цвета и оттенки

Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от  характера его насыщения белой или черной краской.Выполнение тематической композиции «На Антарктиде», "В пустыне»,   используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели.

29-30

Осенний дуб.

 Выполнение изображений в технике «пуантизм».

31-32

  Зимний пейзаж.

Рисование белой гуашью на тонированном картоне.  

33

  В волшебном лесу.

 Выполнение рисунка средствами графического изображения – линией и пятном. Материалы: акварель, фломастеры. 

 34

 Натюрморт

 Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на цветном картоне. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. Выполнение натюрморта с фруктами.  

  35

 «Постройки вокруг нас»

Передача фактуры материалов (кирпич, камень, черепица, дерево).  Стены и башни.

36-37

 "Старинный замок»

Изображение средневекового замка.

   38-39

 «Дворцы»

Изображение чудесного дворца.

  40-42

«Сказочный замок».

Изображение   замка. Для сказочного героя. Передача в постройке характера персонажа. Замок Снежной королевы. Замок Чародея. Замок прекрасной принцессы.

Азбука рисования.

43-44

Рисуем рыб.

Приёмы рисования рыб. Жители аквариума. В морских просторах.

45

Рисуем насекомых.

Простейшие приёмы рисования насекомых (жуки, бабочки…)

46-47

Рисуем птиц.

Как рисовать птиц. Птицы вокруг нас.

48-49

Рисуем животных.

Изображение животных на основе простейших геометрических форм.

50-51

Приём стилизации.

Рисование иллюстраций к сказкам, используя приём стилизации («Сорока- белобока», «Теремок», «Курочка Ряба»…).

 Декоративно-прикладное искусство

 

  52-53

 Русская игрушка.

 Дымковская  и филимоновская  глиняные  игрушки.

Знакомство с дымковской и филимоновской росписью.  

Создание эскизов глиняных игрушек и их роспись.

54-55

Голубая гжель.

Знакомство с гжельской росписью 2.Составление простого узора из элементов гжельской росписи.  Создание эскизов посуды и роспись по мотивам гжельских мастеров.

 56-57

Золотая хохлома.

Знакомство с хохломской росписью. Составление простого узора из элементов хохломской азбуки. Создание эскизов посуды.

 Секреты мультипликации

 58

 Рисуем лицо. Эмоции. Мимика.

 Передача чувств на бумаге.

59-60

 Рисуем персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка, гусеница, цветы...)

 Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков.

 

 61

 Рисуем голову.

  Изображение различных форм головы в зависимости от характера героев (злодей, красавица, весёлый, задумчивый...)

 62-63

 Рисуем туловище. Пропорции тела.

 Пропорции тела человека. Как подбирать форму тела в зависимости от персонажа.

64-65

Создание мультипликационных образов.

Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры.

66-67

Выполнение иллюстраций к мультфильмам.

68

Итоговое занятие

Подведение итогов работы. Выставка работ.

Литература.

Большой самоучитель рисования /Пер.с англ. О.Солодовниковой, Н.Веденеевой, А.Евсеевой. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС».  

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.