Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Мотурняк Алла Геннадьевна

    Общеинтеллектуальное направление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanimatelnaya_matematika_1-4_klassy_2_-_kopiya.docx268.09 КБ

    Предварительный просмотр:



    C:\Users\admin\Desktop\грамоты\3962.jpg







    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена в соответствии с:

    1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015  № 1576

    3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)

    4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,

    5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

    6.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

    7.Программой по учебному курсу  
    Рабочая
     программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).  


    8.Требованиям  Положения о рабочей программе ОУ.








    Актуальность и перспективность курса

    Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить успешнее, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

    Цели и задачи программы
    Цель внеурочной деятельности: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

    Задачи  внеурочной деятельности:

    •  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    • развитие краткости речи;
    • умелое использование символики;
    • правильное применение математической терминологии;
    • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
    • умение делать доступные выводы и обобщения;
    • обосновывать свои мысли.



    Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
    1-4 классы

    Формы и методы работы
          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

          Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

    Математические игры:

    • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
    • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
    • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
    • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
    • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
    • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
    • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

    Мир занимательных задач

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Геометрическая мозаика

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

    Форма организации обучения — работа с конструкторами:

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

    Форма организации обучения — работа с конструкторами:

    - моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

    - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

    - конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;


    Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4

           

    2.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА,  КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)

    Личностные УУД

    1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

     2.развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

    3.качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    4.воспитание чувства справедливости, ответственности;

    5.развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Предметные результаты отражены в содержании программы.

    Регулятивные  УУД: 

    1. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

    2.адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей         и других людей по исправлению допущенных ошибок;

    3.   конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

          4.Участвовать в учебном диалоге , оценивать результат поиска и ход    решения задачи.

             Познавательные УУД:
         1. анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять       условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

    1. анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
    2. моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
    3. конструировать несложные задачи.
    4. Устанавливать причинно-следственные связи;
    5. Выдвигать и обосновывать гипотезы, строить логические темы рассуждений.
             
      Коммуникативные УУД:

    1.  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
    2. обращаться за помощью;
    3. формулировать свои затруднения;
    4. предлагать помощь и сотрудничество;
    5. слушать собеседника;
    6. договариваться и приходить к общему решению;
    7. формулировать собственное мнение и позицию;
    8. осуществлять взаимный контроль;
    9. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.







    3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

    1 класс
    Числа. Арифметические действия. Величины(14 ч)

    Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Сложение и вычитание в пределах 20Построение математических пирамид.
    Масса. Единицы массы.
    Мир занимательных задач.(6 часов)
    Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
    способов решения.
     Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    Геометрическая мозаика(13 ч)
    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
    стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
    ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


    2 класс
    Числа. Арифметические действия. Величины(12 ч)

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
    Таблица умножения однозначных чисел
    .

    Определение времени по часам с точностью циферблат  с подвижными стрелками.  Отгадывание задуманных чисел.


    Мир занимательных задач.(10 часов)
    Решение нестандартных  и занимательных задач. Задачи в стихах.
    Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными.
    решение олимпиадных задач.
     Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).


    Геометрическая мозаика(12 ч)
    Геометрические узоры. Симметрия.
    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
    стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
    ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Прямоугольник. Квадрат. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).



    3 класс
    Числа. Арифметические действия. Величины(14 ч)

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
    со скобками). Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
    «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление».

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
    Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
    право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
    тремя одинаковыми цифрами. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
    число
    .


    Мир занимательных задач.(14 часов)
    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Задачи на переливание. Решение нестандартных задач (на «отношения»). Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Составление сборника занимательных заданий


    Геометрическая мозаика(8 ч)
    Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Единица длины километр.
    Конструирование многоугольников из заданных элементов. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
    ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
    Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»




    4 класс
    Числа. Арифметические действия. Величины(10 ч)
    Как велик миллион? Что такое гугол? Решение и составление ребусов, содержащих числа. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда

    Мир занимательных задач.(18 часов)
    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Задачи со многими возможными решениями. Занимательные задания с римскими цифрами. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
    «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Задачи, решаемые перебором различных вариантов. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
    несколько решений. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

    Геометрическая мозаика(6 ч)
    Единица длины километр. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
    метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
    фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
    ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
    усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
    эдр (по выбору учащихся).






















    Тематическое планирование



    Разделы

    1 год обучения

    2 год обучения

    3 год

    обучения

    4 год обучения

    практика

    теория

    итого

    практика

    теория

    итого

    практика

    теория

    итого

    практика

    теория

    итого

    1

    Числа. Арифметические действия. Величины.

    11

    3

    14

    4

    8

    12

    3

    11

    14

    3

    7

    10

    2

    Мир занимательных задач

    3

    3

    6

    2

    8

    10

    2

    10

    12

    3

    15

    18

    3

    Геометрическая мозаика

    9

    4

    13

    2

    10

    12

    2

    6

    8

    1

    5

    6

    Итого

    23

    10

    33

    8

    26

    34

    7

    29

    34

    7

    27

    34








             

     

    № п/п

    Разделы программы и темы учебных занятий

    Дата

    Характеристика деятельности

                         

                     

    Количество часов

    теория

    практика

    1.

    Интеллектуальная разминка

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

    1

    2.

    Числа-великаны

    Как велик миллион? Что такое гугол?

    1

    3.

    Мир занимательных задач

    Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
    достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
    казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
    СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

    0,5

    0,5

    4.

    Кто что увидит?

    Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

    1

    5

    Римские цифры

    Занимательные задания с римскими цифрами.

    1

    6

    Числовые головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
    слового кроссворда (судоку, какуро).

    0,5

    0,5

    7

    Секреты задач

    Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
    «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

    1

    8

    В царстве смекалки

    Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

    1

    9

    Математический марафон

    Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

    1

    10-11

    «Спичечный» конструктор

    Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

    0,5

    1,5

     12

    Выбери маршрут

    Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
    делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
    между городами и сёлами.

    0,5

    0,5

    13

    Интеллектуальная разминка

    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
    матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
    занимательные задачи.

    1

    14

    Математические фокусы

    «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
    последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

    1

    15-17

    Занимательное моделирование

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
    метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
    фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
    ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
    усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
    эдр (по выбору учащихся).

    0,5

    1,5

    18

    Математическая копилка

    Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
    зеты, детские журналы), для составления задач.

    1

    19

    Какие слова

    спрятаны в таблице?

    Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
    дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

    1

    20

    «Математика — наш друг!» 

    Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
    дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
    по проверке готовых решений, в том числе неверных.

    0,5

    0,5

    21

    Решай, отгадывай, считай

    Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
    чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
    стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
    можно использовать скобки.

    1

    22-23

    В царстве смекалки

    Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

    2

    24

    Числовые головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

    0,5

    0,5

    25-26

    Мир занимательных задач

    Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
    таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
    условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
    в условной записи.

    2

    27

    Математические фокусы

    Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

    0,5

    0,5

    28-29

    Интеллектуальная разминка

    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
    матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
    занимательные задачи.

    2

    30

    Блиц-турнир по решению задач

    Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
    несколько решений.

    1

    31

    Математическая копилка

    Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
    составления задач.

    0,5

    0,5

    32

    Геометрические фигуры вокруг нас

    Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
    Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
    (Работа с набором «Танграм».)

    1

    33  

    Математический лабиринт

    Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

    1

    34

    Математический праздник

    Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

    1

    Итого

    Теория- 8,5   Практика-24,5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

    Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

    "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

    Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

    рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

    Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

    Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...