Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) на тему

Шакирова Эльвира Римгильевна

Программа курса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2" на основе:

  • Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373., с  изменениями  (приказы МО РФ   № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г.)
  •  Фундаментального ядра   содержания  общего образования
  • Основной  образовательной  программы  основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • Программы модуля «Основы мировых религиозных культур»  из курса  «ОРКСЭ» для 4  класса на основе учебника под редакцией Т.Д. Шапошниковой. Авторы: Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. – М.: Дрофа, 2015

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_shakirova.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка;

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
  2. Содержание учебного предмета, курса;
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
  4. Приложения:

-Приложение №1: Практическая  часть рабочей программы

- Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

-Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

- Приложение №4: Отчет по экскурсии

-Приложение №5:Требования к проектной работе

Пояснительная записка.

     Программа курса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2" на основе:

  • Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373., с  изменениями  (приказы МО РФ   № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г.)
  •  Фундаментального ядра   содержания  общего образования
  • Основной  образовательной  программы  основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • Программы модуля «Основы мировых религиозных культур»  из курса  «ОРКСЭ» для 4  класса на основе учебника под редакцией Т.Д. Шапошниковой. Авторы: Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. – М.: Дрофа, 2015

Цель  учебного предмета «Основы мировых и религиозных культур»

  •  как составляющей  целостной научной  картины мира,

 формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

 Задачи учебного предмета

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников,
  •  формирование  учебной  деятельности  учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации
  • ; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности

 

                                           Описание места учебного предмета в учебном плане

         Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «ОРКСЭ» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе в количестве 34 часов - 1 час в неделю.

.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета,курса.

Личностные  результаты

У обучающегос) будут сформированы:…

Обучающийся получит возможность для формирования:

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

  • Познавательные УУД

Обучающийся  научится:

строить логическую цепь рассуждения

Обучающийся получит возможность научиться формулировать проблему

выдвигать аргументы

  • Коммуникативные  УУД

Доносить свою позицию до других людей:

Обучающийся   получит возможность научиться

точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

  • Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

Обучающийся  научится: ) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

Обучающийся  получит возможность научиться достижение необходимого для продолжения образования уровня

  • Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Обучающийся   научится: понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

Обучающийся получит возможность научиться

самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Предметные

Обучающийся  научится: ) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Обучающийся получит возможность научиться

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

..

2.Содержание программы учебного предмета

Раздел 1. Знакомство с новым предметом – 4 часа

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, сказаниях, легендах – 5 часов

Раздел 3. Иудаизм – 5 часов

Раздел 4. Христианство – 6 часов

Раздел 5. Ислам – 5 часов

Раздел 6. Буддизм – 4 часа

Раздел 7. Подведение итогов - 5 часов

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Дата

план

Дата факт

ИКТ - ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1.Знакомство с новым предметом.

1.

Россия - наша Родина.

АРМ  ЕЦОР

Построение схемы родословного древа. Самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

2-3.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

АРМ

Презентация

Работа с текстом и иллюстрациями, беседа.

4.

Не совсем обычный урок.

Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку

мира».

АРМ

ЕЦОР СD

Сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...». Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

5.

Древние верования и религиозные культы.

АРМ

Беседа, самостоятельная работа в группах.

6.

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.

Презентация

Почему бумеранг является священным предметом (рассказ) Беседа, комментированное чтение.

7.

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.

АРМ

Беседа, сообщения о культуре майя, ацтеков, инков.

8.

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.

Презентация

Подготовка сообщения в группах: Какое животное по японскому календарю является символом нынешнего года, будет в следующем году?

9.

Саша рассказывает о верованиях древних славян.

АРМ

Беседа, работа в группах.

Раздел 3. Иудаизм.

10.

Представления о Боге в иудаизме.

АРМ  ЕЦОР

Найти информацию о Государстве Израиль.

Нарисовать символы иудаизма. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему.

11.

Мир и человек в иудаизме.

АРМ

ЕЦОР СD

Беседа о взаимоотношениях детей и родителей в еврейской семье. Какие качества в человеке развиваются благодаря такому воспитанию?

12.

Тора и заповеди.

АРМ  ЕЦОР

Беседа «К чему обязывают и что запрещают заповеди религии в иудаизме?» Самостоятельная работа с источником информации.

13.

О чем говорит иудейский Закон.

АРМ

Рассказ об отношении евреев к благотворительности. Групповая работа с источниками информации.

14.

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Знакомство с  иудейскими притчами, их смысл.

Раздел 4. Христианство.

15.

Представление о Боге и мире в христианстве.

.

Презентация

Сообщение об Иисусе Христе.

16.

Представление о человеке в христианстве.

АРМ

Поделка «Как люди выражают свою любовь».

Кому бы вы подарили эту поделку.

17.

Библия — священная книга христиан.

АРМ

Объяснение значения слова «православие»

18.

Православие.

АРМ  ЕЦОР

Самостоятельная работа с источником информации.

Беседа, комментированное чтение. Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Руссой православной церкви (Рождество, Крещение, Пасха и т. д.), подобрать иллюстрацию.

19.

Католицизм.

 

 

  АРМ

ЕЦОР СD

Рассказать о внешнем облике и внутреннем убранстве католического храма.

20.

Протестантизм.

   

.

Беседа, комментированное чтение. «Чем отличаются протестанские дома молитв от православных церквей и католических  костёлов?»

Раздел 5. Ислам.

21.

Представление о Боге и мире в исламе.

Презентация

Что означает слово «ислам», кого называют мусульманами.

22.

Пророк Мухаммад.

АРМ  ЕЦОР

Самостоятельная работа с источником информации Сообщения о Великой Отечественной войне, почему в годы войны люди разных национальностей и вероисповеданий вместе защищали нашу землю.

23.

Коран и Сунна.

АРМ

ЕЦОР СD

Знакомство с  исламской притчей. Объяснение смысла.

24.

Столпы ислама. Праздники ислама.

Расскажите о мусульманских праздниках. Групповая работа с источниками информации.

25.

Священные города и сооружения ислама.

Самостоятельная работа с источниками информации. Сообщение о священных сооружениях ислама.

Раздел 6. Буддизм.

26.

Жизнь Будды.

Презентация

Объяснение значений слов, сказанных Буддой  ученикам перед смертью.

27.

Учение Будды.

АРМ

Групповая работа с источниками информации.

28.

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.

Презентация

Самостоятельная работа с источниками информации. Найти информацию о главных буддистских праздниках, как их отмечают буддисты, проживающие в России.

29.

Священные тексты буддизма.

 

 

 

Знакомство с буддистской притчей, ее смысл.

Раздел 7. Подведение итогов.

30.

«Золотое правило нравственности».

Презентация

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.

31.

Не совсем обычный урок. Интересный разговор

АРМ

ЕЦОР СD

Размышление, что нужно для того, чтобы желание,  которое загадали друзья, исполнилось?

32.

Подготовка творческих проектов

Презентация

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

33.

Презентации творческих проектов

Презентация

Защита творческих работ

34.

История религии в России. Обобщающий урок.

Презентация

Защита творческих работ

Приложение №1:

Практическая часть рабочей программы

п/п

Название  работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Развитие речи

2

Контрольные работы:

- стартовая контрольная работа

- тематические контрольные работы

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля

( декабрь)

- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации (май)

4

Контрольные  диктанты

5.

Контрольное списывание

5

Зачет

6

Учебные экскурсии

1

1

1

3

7

Проектные работы

1

Приложение №2

Литература для учителя:

  1. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М., 2013
  2. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М.: Дрофа, 2012
  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Литература для обучающихся:

1.Учебник «Основы мировых религиозных культур»  М., Дрофа 2015

Материально-техническое обеспечение:

  1. Меловая доска.
  2. Компьютер
  3. Мультимедиа проектор
  4. Интерактивная доска
  5. мобильный класс
  6. документ камера

Цифровые  образовательные  ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  2. «Супердетки».  Тренировка быстрого чтения.
  3. «Супердетки».  Тренировка быстрого чтения.

Интернет ресурсы

  1. 1. http://www.uchportal.ru/load
  2. http://www.uchportal.ru/search?searchid=2160029&text=Текст.%20Предложение.%20Слово&web=0#p=1&refer_site=www.uchportal.ru&lr
  3.  http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/vkluchi-zvuk.ru/zvuki-zhivotnyih-na-sms
  4. http://pedsovet.su/load/241-3-2 \
  5. http://viki.rdf.ru
  6. http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/okruzhayushchiy-mir

Приложение № 3 

Алгоритм работы с текстом


I.Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.


II.Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.


III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.


IV.Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.


V.Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.


VI.Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.


VII.Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";

Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"


Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?


VIII.Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.

Приложение №4

Отчет  по  экскурсии

 

Ученика _________ класса                             от    «_____» __________________20_____г.

Тема  экскурсии:_____________________

 Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

 Вид экскурсии__________________

Цель  экскурсии (цель  ученика):___________________________________

  Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед  экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы

2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой  работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы ( реферата, проекта, сочинения  и пр. ), с приложением  подтверждающих   материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

 Отчет подготовил: обучающийся  _____ класса  / Фамилия .И/________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка :_________(______________)                 / Фамилия . И.О. /________________/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...