Методики диагностики одарённости младших школьников.
материал на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnostiki_odaryonnosti_mladshih_shkolnikov.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики одарённости младших школьников.

  1. Методика диагностики одарённости детей для педагогов и родителей.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номер которого соответствует номерам вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
  3. петь, музицировать.
  4. заниматься ф/к
  5. играть вместе с другими детьми в различные игры.
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. делать что-нибудь на кухне.
  8. играть с техническим конструктором
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми словами
  10. самостоятельно рисовать
  11. играть в спортивные игры
  12. руководить играми детей
  13. ходить в лес, поле, наблюдать за живой природой
  14. ходить в магазин за продуктами
  15. читать книги о технике, машинах
  16. играть в игры с отгадыванием слов
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных
  21. убирать за собой книги, тетради
  22. конструировать, рисовать проекты самолётов
  23. знакомиться с историей
  24. самостоятельно заниматься различными видами художественного творчества
  25. читать книги о спорте
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям своё мнение
  27. ухаживать за домашними растениями
  28. помогать взрослым с уборкой в квартире
  29. считать и заниматься математикой самостоятельно
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями
  31. участвовать в постановке спектаклей
  32. заниматься спортом в секциях
  33. помогать другим людям
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (+ и -).

Дата ____________ Фамилия, имя ________________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на 7 сфер:

  • математика и техника (1 столбик в листе ответов)
  • гуманитарная сфера (2 столбик)
  • художественная деятельность
  • ф/к и спорт
  • коммуникативные интересы
  • природа и естествознание
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикале (+ и – взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше +. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы вы всех сферах могут быть хорошо выражены, при этом может наблюдаться отсутствие склонностей к какой-либо сфере.

Данная методика может активизировать работу с родителями, задуматься над проблемой. Интересны будут сопоставления ответов детей и родителей. Это позволит создать картину направленности интересов ребёнка и выявить зоны коррекционной работы как с детьми, так и с родителями.

Методика «интеллектуальный портрет».

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как все методики диагностики одарённости для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться, как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общеприняты, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструирование и др.)

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Проявляются в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем.

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая её разложение на составляющие. Синтез, напротив, - её синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребёнка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребёнка.

6. высокая концентрация внимания выражается обычно двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной целее.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

7. Память – способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не то, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Сфера личностного развития

  1. Увлечённость содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одарённости. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется на чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка. Доминирующая мотивация может выявляться путём наблюдений и бесед.
  2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Высокоодарённые дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
  3. Социальная автономность – способность и стремлении противостоять мнению большинства. В ребёнке, не смотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимым и юному, и взрослому творцу.
  4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что даёт ребёнку первый опыт принятия решения, что очень важно в любой творческой деятельности. Ребенок проявляет инициативу, легко общается со сверстниками и взрослыми.
  5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.
  6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребёнка не только свидетельство его одарённости, но и желательный результат воспитательной работы. Проявляется в стремлении заниматься разными, непохожими друг на драгу видами деятельности.
  7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребёнка будем оценивать по 5 бальной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется в деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки качества нет ( не имею).

Обработка результатов

Отметки внести в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребёнка при объективной оценки обычно получается звёздочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной.

Методика «Характеристика ученика».

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одарённых детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребёнка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик _______________________________________________

Дата ___________________________________________________

Класс ____________________________________________

Учитель ______________________________________________

Школа _________________________________________________

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

  1. имеет необычно большой запас слов ___________
  2. владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы ___________
  3. понимает смысл и причины действия людей и вещей _______
  4. является живым наблюдателем; «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или из какой-либо деятельности, чем другие _____
  5. поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе _____
  6. показал быстрое понимание арифметики ____

Мотивационные характеристики

  1. настойчив в поисках решения задания _______
  2. легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___
  3. обычно прерывает других _____
  4. прилагает усилия для завершения действия ____
  5. нуждается в минимуме указаний со стороны учителя ___
  6. упорный в отстаивании своего мнения ____
  7. чувствителен к мнениям других ____
  8. не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому ____
  9. склонен влиять на других, может быть лидером ____

Творческие характеристики

  1. любопытен и любознателен, задаёт много вопросов ____
  2. проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям ____
  3. часто предлагает необычные ответы, рассказывает с воображением, склонен к преувеличению ____
  4. с увлечением стремится рассказать другим об открытиях _____
  5. проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, получает удовольствие от игры слов ____
  6. не склонен принимать на веру «официальные решения» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства _____
  7. не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ____

Лидерские характеристики

  1. берёт на себя ответственность ___
  2. его любят одноклассники ___
  3. лидер в нескольких видах деятельности ____

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребёнке, чем, безусловно. Поможет другим учителям, например, при переходе ребёнка из начальной школы в среднее или из основной в старшие классы.

Методика «карта одарённости».

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хана и кафа. Она отличается от других методик тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введён «лист опроса», позволяющий легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и педагогам. Возрастной диапазон – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

  • первая и основная функция – диагностическая (оценивание степени выраженности у ребенка различных видов одарённости и определение преобладающей).
  • Вторая функция – развивающая (утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать, как программу его дальнейшего развития).

Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой.

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто

(+) – свойство, заметно выражено, но проявляется непостоянно

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечётко, проявляется редко

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте клетку пустой, но наблюдайте за этой стороной ребенка. Можно попросить бабушек или дедушек, родителей дать объективную оценку ребёнку по этой методике.

Лист вопросов

  1. склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями
  2. нестандартно мыслит, предлагает оригинальные решения
  3. учится новым знаниям очень легко
  4. в рисунках нет однообразия, оригинален
  5. проявляет большой интерес к музыке
  6. любит сочинять (писать) рассказы и стихи
  7. легко входит в роль персонажа
  8. интересуется механизмами и техникой
  9. инициативен в общении с сверстниками
  10. энергичен, ему необходим большой объём движений
  11. проявляет большой интерес к классификации
  12. не боится новых попыток, подкидывает новые идеи
  13. быстро запоминает и легко заучивает материал
  14. становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину и т.д.
  15. чутко реагирует на характер и настроение музыки
  16. может легко построит рассказ
  17. интересуется актёрской игрой
  18. может легко чинить испорченные приборы
  19. сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей
  20. любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
  21. умеет хорошо излагать свои мысли
  22. изобретателен в выборе и использовании различных предметов
  23. знает много о различных событиях и датах
  24. способен составлять оригинальные композиции из природного материала
  25. хорошо поёт
  26. при составлении рассказа придерживается сюжета
  27. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
  28. любит разбираться в неполадках и их причинах в неисправности механизмов
  29. легко общается с детьми и взрослыми
  30. часто выигрывает в спортивных состязаниях
  31. хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием
  32. способен увлечься , уйти «с головой» в любое дело
  33. обгоняет сверстников в учебе на год или два
  34. любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек
  35. в игру на инструменте, в песню вкладывает много энергии
  36. придерживается только необходимых деталей в рассказе о событии
  37. разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт
  38. любит рисовать чертежи и схемы механизмов
  39. улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения
  40. бегает быстрее всех в д/с, классе
  41. любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия
  42. способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
  43. проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность
  44. охотно рисует, лепит, создаёт композиции, без побуждения взрослых
  45. любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт, где можно послушать музыку.
  46. выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их чувства и переживания
  47. склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения
  48. читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов
  49. часто руководит играми и занятиями других детей
  50. движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию.
  51. наблюдателен, любит анализировать события
  52. способен не только предлагать, но и разрабатывать свои и чужые идеи
  53. читает книги, статьи с опережение сверстников на год (два)
  54. обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить чувства и настроение.
  55. хорошо играет на каком-либо инструменте
  56. умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания сути события
  57. стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает
  58. любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом
  59. склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для данного возраста
  60. любит ходить в походы, играть на открытых соревнованиях
  61. способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова
  62. любит пробовать новые способы решения жизненных задач
  63. умеет делать выводы и обобщения
  64. любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой
  65. в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения
  66. склоне фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом
  67. с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и переживания
  68. проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
  69. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям
  70. предпочитает проводить свободное время в подвижных играх
  71. имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении предметов
  72. способен предложить большое количество самых разных идей и решений
  73. в свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, читает книги.
  74. может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своём рисунке
  75. сочиняет собственные, оригинальные мелодии
  76. умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства и настроения
  77. любит игры-драматизации
  78. быстро и легко осваивает компьютер
  79. обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим
  80. физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикали (+ и - взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  • интеллектуальная ( 1 столбик)
  • творческая (2 столбик)
  • академическая (3 столбик)
  • художественно-изобразительная (4 столбик)
  • музыкальная (5 столбик_
  • литературная (6 столбик)
  • артистическая (7 столбик)
  • техническая (8 столбик)
  • лидерская (9 столбик)
  • спортивная (10 столбик)

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

МЕТОДИКА 2

Определение мотивов учения школьников

Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемые мотивы ученика.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

На отдельных карточках написать мотив в виде суждения и предложить ученику разделить их на пять групп по степени важности. Можно попросить выбрать только семь наиболее важных карточек или дать задание выбрать только три наиболее важные.

Перечень мотивов

Количество указаний, %

Ранговое место

1.

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться

2.

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

3.

Понимаю свою ответственность за учение перед классом

4.

Хочу закончить школу и учиться дальше

5.

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

6.

Хочу быть культурным и развитым человеком

7.

Хочу получить хорошие отметки

8.

Хочу получить одобрение учителей и родителей

9.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне

10.

Хочу быть лучшим учеником в классе

11.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

12.

Хочу занять достойное место среди товарищей

13.

Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение

14.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

15.

Не хочу получать плохие отметки

16.

Нравится узнавать на уроке о слове и числе (и др.)

17.

Люблю узнавать новое

18.

Нравится, когда учитель рассказывает интересно

19.

Люблю решать задачи разными способами

20.

Люблю думать и рассуждать на уроках

21.

Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ШИФР:

1-3 – мотивы долга и ответственности;

4-6 – самоопределение и самосовершенствование;

7-9 – мотив благополучия;

10-12 – престижность;

13-15 – избежание неприятностей;

16-18 – мотивация содержанием;

19-21 – мотивация процессом учения.

В ЦЕЛОМ: СУЖДЕНИЯ 1-15 – выяснение социальных мотивов;

16-21 – выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Мотивы можно дать на карточках и предложить учащимся разделить их на пять групп по степени важности. Или же выбрать семь наиболее важных мотивов (или три).

МЕТОДИКА 3

Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся

Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда вы не может5е ответить на вопросы с помощью наблюдения.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Отберите нужных вам учеников, побеседуйте с учителями, которые их хорошо знают, познакомьтесь с их родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, постарайтесь сами ответить на некоторые вопросы, используя данные своих личных наблюдений за школьником и результаты бесед с учителями.

Анкета для определения интенсивности познавательного интереса

1.Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

(Час-полтора - для младшего школьника)

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.

2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучиться, но самому найти ответ.

б) Когда как.

в) Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает ученик дополнительной литературы?

а) Постоянно много.

б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.

в) Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится ученик к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) Очень эмоционально.

б) Когда как.

в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли ученик задает вопросы?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.

Анкета для определения уровня познавательных интересов

1.Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в) Никак не связаны.

2.Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?

а) Постоянно.

б) Иногда.

в) Очень редко.

3.Ставит ли ученик перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) Большинство занятий подчинено этому принципу.

б) Ставит такие задачи, но редко их выполняет.

в) Не ставит долговременных задач.

4.В какой мере, занимаясь любимым делом, ученик может делать интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делает всегда столько, сколько нужно.

б) Делает периодически.

в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.

5.Способен ли ученик при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) Всегда, когда нужно.

б) Только изредка.

в) Не способен.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Изученных учащихся отнести к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы, учитывая, что ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.

МЕТОДИКА 6

Изучение интересов школьника

Цель: провести диагностику познавательных интересов школьников, их содержание и глубину.

Необходимый материал: конверты, задачи по разным предметам и разного содержания.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Приготовить для учащихся задачи по разным учебным предметам, причем задачи разного характера:

  1. Задачи на воспроизведения знаний.
  2. Задачи на установление причинной зависимости.
  3. Задачи на выделение закономерности.
  4. задачи на практическое использование знаний.
  5. Задачи творческого характера.

По каждому из разделов надо приготовить 3-4 задачи.

Кроме задач, можно использовать вопросы из предыдущих методик, точнее, результаты исследования школьников по этим заданиям.

Задачи надо разложить по соответствующим конвертам, на которых написано, какого характера задачи в них вложены. Изучаемым школьникам предложить самостоятельно выбрать конверт в соответствии со своими интересами.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для диагностирования тех или иных познавательных интересов надо учесть следующие денные:

  1. Характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный, направленный).
  2. Содержание выбранных школьником познавательных заданий (чему он оказывает предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного характера).
  3. Характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или оригинальный подход, творческое решение).
  4. Эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе выполнения задания (ученик действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).
  5. Соответствие между предметным содержанием выбранного конверта и содержанием деятельности, к которой ученик проявляет склонность в свободное от школьных занятий время.

Получив ответы на перечисленные вопросы, вы сможете дать качественную характеристику интересов школьника, их особенностей или их отсутствия к учебному процессу.

МЕТОДИКА 7

Выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся (методика успеха)

Цель: выявить среди учащихся с несформированными познавательными интересами тех, кто легко продвигается в развитии при наличии успеха в деятельности, и тех, для которых такой успех является недостаточным.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Отобрать учащихся явно без сформированных познавательных интересов, что обнаруживается в их полном равнодушии к учебным занятиям. Подобрать для них индивидуальные, доступные каждому учебные задачи. При этом сказать учащимся, что задачи эти достаточно трудные. После того как все ученики справятся с решением этих задач, дать им другие задачи, почти не отличающиеся от первых по трудности, но при, этом сказать школьникам, что эти задачи значительно труднее первых.

И, наконец, предложить ученикам действительно более трудные задачи. Во всех трех случаях работа учеников оценивается учителем словесным одобрением, а во-первых двух случаях можно поощрить ученика отметкой, но в третьем случае работа выполняется не на отметку.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основе проведенного исследования выделить учащихся, которые к третьей серии задач остались равнодушными. Эти ученики находятся на низком уровне развития познавательного интереса. Выделить учащихся, которые проявили в третьей серии задач интерес, но не справились с их решением из-за недостатка знаний или сообразительности. Эти школьники для развития познавательных интересов нуждаются в помощи по овладению знаниями.

Выделить учащихся, которые проявили при выполнении заданий третьей серии интерес и справились с решением. Эти ученики при поддержке со стороны учителя (методика успеха) будут развивать свои познавательные интересы.

Данная методика не только диагностирует уровень развития познавательных интересов и способствует их развитию, но и оказывает влияние на самооценку учащихся, повышает ее и таким образом порождает у учащихся веру в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики одаренности младших школьников

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...

Тема: Личностные факторы в становлении одарённости младших школьников. Секция: Методика преподавания в начальных классах. Выступление c элементами презентации видов работ.

Известны слова Л.Н. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ни­чему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут,...

Методики диагностики одарённости учащихся

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве е...

Методика диагностики одарённости младших школьников

Методика диагностики одарённости младших школьников помогает правильно построить диагностическую работу учителя.Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию ...

Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников

Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников...

Адаптированный вариант методики для экспресс-диагностики устной младших школьников

Материал содержит очень удобный табличный вариант обследования устной речи младших школьников. Составлен по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В....

Методики диагностик для младших школьников

Диагностики выявления и развития способностей младших школьников...