Профессинальная этика и этический кодекс учителя
материал на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Реферат на тему "Профессиональная этика и этический кодекс учителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Контрольная работа по дисциплине

«Профессиональная этика и этический кодекс учителя»

на тему

В чем состоят основные требования этики учителя?

Выполнил: слушатель курсов  Охохонина Н.В.,

учитель МБОУ Таятской ООШ с.Таяты

Красноярского края

Таяты – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  …………………………………………………….. …….3

3

1.  Профессиональная этика педагога …………………………….4

4

4

2. Категории педагогической этики ………………………… … ..6

3.Требования нормы поведения педагога…………… ………….10

Заключение  …………………………………………………………13

Литература               ………………………………………………..14

8

1

1

 

2

 

2

Введение

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

вопросы о том, как должен поступать человек;

теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

В чем же состоят основные требования этики педагога, мы и рассмотрим в этой работе.

  1. Профессиональная этика педагога.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

«Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов» [1].

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

Этика педагога — феномен, на наш взгляд, совершенно особый. И все же ее сущность и содержание, как и любой профессиональной этики, наиболее полно и последовательно раскрываются с помощью анализа ее  «структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.

Во-вторых, это этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.

В-третьих, это этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.

В-четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования»[3].

Таким образом, мы рассмотрели структуру профессиональной этики.

 

  1. Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

«Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.»[2] Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

«Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск»[5].

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Таким образом, кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.

  1. Требования нормы поведения педагога

Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые требования во взаимоотношениях педагога с учащимися, их родителями, коллегами и к самому себе.

1. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны: самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

2. Для педагога необходимо постоянное совершенствование профессиональной деятельности: повышение квалификации, поиск и внедрение  инновационных  методов работы.

3. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

4. В общении с обучающимися  и родителями педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

5. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизн

7. Алкоголизм и табакокурение несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

9. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

10. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

11. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

12. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

13. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

14. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи исключены ругательства, грубые и оскорбительные фразы.

15.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

16. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

17.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

18. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

19. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает  разрешить конфликты между родителями и обучающимися.

20. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

21. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями обучающихся. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

22. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.

Таким образом, выше перечисленные требования или нормы поведения педагога являются первостепенными и входят в профессиональный кодекс учителя.

Заключение

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведений и взаимоотношений педагогов с учащимися и их родителями. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно в каждый момент времени, влияют на поведение педагога, побуждая его действовать определенным образом.  

 Так как профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей, повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводят к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики,  некоторые из них, входящих в профессиональный педагогический кодекс, мы рассмотрели в данной работе.

Литература

  1. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.
  2. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика.
  3. Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2006. 800 с.
  4. Котигер, Я. Педагогическая этика / Я. Котигер, В. 1984 - С. 79-81.
  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: учебное пособие. М.: РУДН, 2010. 288 с.
  6. Этика: учебное пособие /под ред. Проф. П.В. Петрия. М.: ВУ, 2007. 254 с.
  7. https://studfiles.net/preview/2378165/page:5/
  8. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-41794


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотой кодекс учителя

Учи, ибо ты – учитель. Не суди, ибо ты – не судья. Возлюби коллег своих – всех и всяких. Возлюби и предметы чужие, как свои. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся. Гнев же...

Этический кодекс

Этический кодекс педагогов ГБОУ...

Этический кодекс

Этический кодекс педагогов ГБОУ...

Этический кодекс педагога - психолога

Этический кодекс педагога - психолога службы практической психологии образования России. Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в Москве. Данны...

этический кодекс учителя-логопеда

Этика-учение о нравственности. Учитель-логопед обязан основывать свою профессиональную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе. ...

Этический кодекс педагога-психолога

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога- психолога системы образования России (далее -психолог)Главной целью Этического кодекса является установление...

памятка "Этический кодекс учителя"

памятка "Этический кодекс учителя"...