Реализация требований ФГОС НОО
статья на тему

Зрюева Ольга Владимировна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_trebovaniy_fgos_noo.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Яготинская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района

Реализация требований  ФГОС НОО

(из опыта работы учителей начальных классов)

                                                             Выступление подготовила:

Зрюева О.В., учитель начальных классов

Яготино-2016

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта, который ориентирует на достижение не только предметных  результатов, но,    прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

В 2008 году начальная школа активно включилась в изучение ФГОС, а в 2011-2012 учебном году учащиеся первого класса нашей школы начали обучение  по введённому в действие с 1 января 2010 года Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. 

Работа по подготовке к внедрению ФГОС учителями начальных классов нашей школы была начата с изучения пакета документов, обеспечивающих реализацию ФГОСа, а так же педагогического и методического потенциала, нами были приобретены авторские программы. Вопросы введения ФГОС второго поколения были рассмотрены на заседаниях методического объединения учителей начальных классов. Проведён анализ ресурсов учебно-методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного к организации образовательного процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся. Учителями начальных классов были пройдены курсы повышения квалификации, проведены классные родительские собрания и консультации, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС, представлена программа действий по реализации стандартов.

Реализация: стандартов второго поколения в нашей школе осуществляется на основе УМК «Школа России». Все учащиеся начальной школы обеспечены учебниками. Каждый учебник имеет свое электронное приложение, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку, делает урок более живым и интересным.

Учителями начальных классов составлены рабочие программы по учебным предметам, в которых, в соответствии с требованиями нового Стандарта, были прописаны цели, задачи, требования к планируемым результатам, а также программы внеурочной деятельности с учетом пожеланий учащихся и родителей.

 Введение ФГОСа стало новым испытанием для педагогического коллектива школы. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по-новому. Ещё  И. Г. Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». 

Перед нами встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности  и помочь ему познать себя. В качестве методологической базы стандарта второго поколения используется системно-деятельностный подход, основанный на разработках Эльконина-Давыдова, Гальперина, Леонтьева. Именно системно- деятельностный  подход обучения помог решить эту проблему, где позиция ученика – активная, он  выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя, как это происходит на рабочем традиционном уроке. Однако, при работе с УМК «Школа России» существуют определенные трудности в организации деятельностного подхода на уроке, т.к. данный комплекс является хорошей, крепкой программой традиционного обучения. Планируя урок по  УМК «Школа России», нам приходится учитывать опыт учителей развивающего обучения и брать из него самое актуальное на сегодняшний день, те приемы, которые можно использовать для традиционного обучения.

Для решения данной проблемы на уроках учитель создаёт такие условия, которые позволяют научить детей ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, осуществлять поиск решения, контролировать и оценивать свои достижения. Учащиеся при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умения жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

На протяжении всего обучения в начальной школе ведется работа по формированию универсальных учебных действий. Работа по формированию УУД строится по следующему алгоритму:

  1. Планирование
  2. Формирование
  3. Диагностика
  4. План корректировки
  5. Подбор заданий
  6. Рефлексия

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют «шкалу», «лесенку успеха» и т.д. Организована психолого-педагогическая диагностическая работа, а именно, работа по отслеживанию формирования УУД.

На уроках часто можно наблюдать игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Очень эффективно использование на уроках различных элементов соревнования, создание ситуации успеха. Применение ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, способствует самоорганизации труда, самообразованию учащихся, расширяет зоны индивидуальной активности. 

В течение всего учебного периода формы, приемы и методы проведения занятий постоянно совершенствовались. Индивидуальная работа сочеталась с коллективной, групповой, работой в парах. Такая методика позволяет приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. 

Помимо всего вышеперечисленного учителя начальной школы вместе с детьми на уроках и кружках занимаются исследовательской и проектной деятельностью, т.к. метод проектов является одной из форм реализации системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности.

Результаты работы учащихся отмечаются в их портфолио, которые ведутся весь учебный год, и будут продолжать в течение всей начальной школы и дальше.

Портфолио учащихся начальной школы включает в себя следующие разделы:

  • Титульный лист (на котором размещена фотография ученика, указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, дата начала и окончания портфолио начальной школы);
  • Моя учеба (в данный раздел вкладываются в файлы хорошо выполненные работы — самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады, проекты и т.д.);
  • Мое творчество (сюда мы размещаем рисунки ребенка, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи);
  • Мои достижения (в этот раздел мы размещаем – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.);

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса МБОУ ЯСОШ, которая предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). В нашей школе занятия по внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное («Азбука юного пешехода в 3-4 классах)
  • спортивно-оздоровительное («Планета здоровья» в 1-2 классах и «Тропинка к здоровью» для учащихся 3-4 классов);
  • общеинтеллектуальное («Логика, информатика, математика» в 1-2 классах, «Хочу все знать!»  для учащихся 3-4 классов);
  • художественно-эстетическое, общекультурное («Чудеса аппликации» в 1-2 классах и «Маленькая мастерская» для учащихся 3-4 классов).

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, – экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. 

Учителя нашей школы с опытом работы по внедрению ФГОС принимают участие в работе районных семинаров, конференций, дают открытые уроки,  проходят курсы повышения квалификации, участвуют в вебинарах.

Педагоги планируют и в дальнейшем знакомить родителей и общественность с деятельностью, связанную с введением ФГОС, на родительских собраниях, на сайте школы.

Прошло пять лет,  есть первые результаты – значит, можно сделать и первые выводы. Пожалуй, главное достоинство новых стандартов – это поворот от школы, передающей только знания, к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Отмечается следующая положительная тенденция:

  • использование учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий,
  • ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
  • осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
  • возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;
  • положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...

Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный...

Реализация требований ФГОС

Презентация в виде схем....

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Доклад на тему: Возможности УМК Школа 2100 для реализации требований ФГОС

Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими п...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...