Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)
методическая разработка (2 класс) на тему

Варущенко Светлана Юрьевна

Рабочие программы по изучаемым предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_2018.docx125.73 КБ

Предварительный просмотр:

                       1.Пояснительная записка.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика

В 2016-2017 учебном  году Алина обучалась на базе ГБУ "Кашаровского детского дома-интерната для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии".

По  заключению  территориальной  психолого-медико-педагогической  комиссии г. Вышнего Волочка  (протокол  заседания  ТПМПК  №5/634 от  26 июня 2017г.)  рекомендовано  создание  специальных  условий  для  получения  образования, коррекции  нарушений  развития  и социальной адаптации  по  СИПР, разработанной  на  основе  АООП, вариант 2 (приказ  №1599) с учётом  психофизических  особенностей  и состояния  здоровья  ребёнка. Форма  обучения (в соответствии  с рекомендациями  ВК)  - на  дому.

Индивидуальный учебный план составлен в соответствии с законом  «Об образовании в Российской Федерации» и базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (вариант 2), на основании рекомендаций школьного ПМПк, протокол № 13 от 29. 05. 2018 года,  Положения ГКОУ «Вышневолоцкой   школы-интерната  № 1» «Об организации индивидуального  обучения на дому детей - инвалидов», и согласован с  родителями.

С 1 октября 2017 года у девочки изменились условия проживания, она продолжила обучение по месту жительства (в семье): г.ВышнийВолочёк, «Двор ф-киПролетарский Авангард» , д.1, кв.3 Жилищно-бытовые  условия   удовлетворительные. Семья  проживает  в деревянном  доме с частичными  удобствами. Воспитанием  девочки  занимается  бабушка Надежда  Витальевна.Члены  семьи  относятся  к ребенку  доброжелательно. заботятся  о ее здоровье.

У ребёнка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжёлой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Алина не умеет играть, речь и жесты не понимает. У  нее  наблюдаются  аффективная  вспышка  гнева. Проявление  физической  аутоагрессии:  стремление к нанесению себе повреждений (кусает свои запястья). Затруднено  взаимодействие   с предметами и различными материалами (вода, песок, крупа и пр.)                       На  прикосновения   взрослого   иногда  реагирует  криком.

В апреле 2018 года была консультация  офтальмолога. Обнаружилось, что у Алины имеется серьёзное нарушение зрения. Ученица  плохо фиксирует взгляд на лице человека,  не прослеживает взглядом за движущимися предметами, не интересуется игрушками).  Не всегда адекватно реагирует на прикосновение к телу рук педагога, на прикосновения к различным материалам, на вибрацию от предмета  (начинает нервничать и кричать). При звучании знакомой музыки  спокойнее реагирует на тактильные прикосновения. У девочки хорошо развито слуховое восприятие, прислушивается к звучанию человеческой речи и к неречевым звукам  к чтению  детских стихов ,музыкальных  игрушкам,  колокольчикам.

Внимательно слушает звучание музыки.  Помнит и  воспринимает   звучания музыки,  успокаивается после нервных приступов. Манипуляции с некоторыми инструментами сопряжены только с педагогом (рука в руке). Под звуки музыки, в положении сидя, девочка может спокойно раскачиваться в такт музыке из стороны в сторону при помощи педагога. Алина не может самостоятельно передвигаться, не держит равновесие в положении «сидя», Иногда у  нее получается перевернуться в кровати из положения «лёжа»- на бок. Не любит сидеть в кресле (средство технической реабилитации)- начинает кричать, выгибаться, беспорядочно размахивать руками.  

           Учебный  план  рассчитан на 34  учебные  недели  в году,  по 20 занятий в неделю, из них аудиторные с учителем – 18  занятий, внеаудиторные с родителями – 2 занятия. При  совпадении  дня  учебных  занятий  с  праздничными  датами  учитель  имеет  право (по  согласованию  с родителями) перенести занятия на другой свободный день. Продолжительность занятия - 20 минут. Продолжительность перемен между занятиями, необходимыми для отдыха, переключения внимания ребенка на другой вид деятельности, – 5 минут. Учебный план содержит  перечень основных учебных предметов, освоение которых максимально возможно в условиях надомного обучения, необходимо для полноценного развития ребёнка и соответствует его психофизическим  возможностям.

Основные задачи:        

1. Формирование учебной мотивации.

2.  Совершенствование сенсомоторного и двигательного развития.

3. Развитие коммуникативных навыков с использованием вербальных и невербальных средств.

4. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы.

5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 Считаю целесообразным выбрать для учащейся  следующие основные предметы: «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир»,  «Человек», «Музыка и движение». И два коррекционных курса : «Сенсорное развитие» и Предметно-практическая деятельность.

     Приоритетная задача на следующий учебный год: поддержание развития сенсомоторного потенциала в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым.                                                                                                                  

1.3. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Ребёнок нуждается в   постоянной   помощи при обучении со стороны родителей.

II. Содержание образования в условиях организации и (или) семьи.

2.1. Индивидуальный учебный план и расписание занятий

Названия  предметов.

Кол-во часов

  в    неделю.

Аудиторные

занятия.

Внеаудиторные

занятия.

Общее  кол-во

занятий

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

     3

     2

    1

      99

Человек.

      3

     2

    1

     99

Музыка и движения.

     2

      2

      66

Окружающий  природный мир

     2

      2

      66

Сенсорное развитие

      6

      4

      2

      198

Математические  представления.

     2

     2

       66

Предметно – практические  действия.

      2

      2

       66

     Дни недели.

Названия  предметов.

Время  проведения.

Понедельник.

Сенсорное    развитие.

13.20.-13.40.

Речь  и  альтернативная  (дополнительная)  коммуникация.

13.45.-14.05.

Математические   представления.

14.10.-14.30.

Окружающий   природный   мир.

14.35.-14.55.

Музыка   и  движения.

15.00.-15.20.

Среда

Сенсорное  развитие.

13.20.-13.40.

Математические  представления.

13.45.-14.05.

Человек.

14.10.-14.30.

Предметно - практическая   деятельность.

14.35.-14.55.

Музыка  и  движения.

15.00.-15.20.

Пятница.

Сенсорное   развитие.

13.20.-13.40.

Речь  и  альтернативная  (дополнительная) коммуникация.

13.45.-14.05.

Окружающий  природный  мир.

14.10.-14.30.

Сенсорное   развитие.

14.35.-14.55.

Человек.

15.00.-15.20.

Предметно – практические  действия.

15.25.-15.45.

С    расписанием   учебных  занятий   ознакомлена_______________________

2.2 Базовые учебные действия.

    Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и  внеучебных  условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Цель:   развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности  (в соответствии с физическими  и  психическими  возможностями) в решении   повседневных     жизненных     задач,  включение  в жизнь общества через индивидуальное  поэтапное  и  планомерное  расширение    социальных  контактов  и жизненного опыта.

Основные задачи:

1.  Подготовку    ребенка   к  нахождению    и   обучению    в  среде   сверстников,  к  

эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:         

•  направленность слухового внимания (на говорящего взрослого, на задание);

•  умение выполнять инструкции педагога;

•  использование по назначению учебных материалов;

•  умение выполнять действия по инструкции.

3. Формирование умения выполнять задание:

•  в течение определенного периода времени,         

 • от начала до конца,

4.  Формирование     умения   самостоятельно    переходить   от   одного  задания   (операции, действия)

   

Требования устанавливаются к результатам:

- личностным, включающим   сформированность  мотивации  к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметным,  включающим   освоенный  обучающимися   в ходе изучения учебного  материала  опыт  специфический  для  данной  предметной  области, деятельности по получению нового знания и его применению.

Формирование  базовых учебных действий.

Содержание

На нача

ло года

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»  

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

- коррекция негативизма

- коррекция агрессии и аффективных реакций

- коррекция двигательных и сенсорно – двигательных стереотипий

Средства мониторинга и оценки динамики обучения (условные обозначения).

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность  представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+

2.3 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи - нарушение всех ее структурных компонентов (фонетико-фонематического, лексического и грамматического), и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей, затрудняется формирование экспрессивных движений (мимика и др.), работа артикуляционного аппарата.

Цель  :формирование умения пользоваться доступными для ребенка средствами коммуникации в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

- Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;

- Учить понимать обращённую речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Учить овладевать умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

- Формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной  и  импрессивной  речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Обучать чтению в доступных ребёнку пределах, формировать навык понимания смысла узнаваемого слова, копировать с образца буквы.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Программа рассчитана на   99  занятий в год, 2  аудиторных  занятий   в неделю,                                                                              1 внеаудиторное  занятие.

1 четверть – 16  занятий;                                                                                                                                                             2 четверть – 14 занятий;

3 четверть – 20 занятий;

4 четверть – 16 занятий.

Календарно-тематическое  планирование  

«Речь  и  альтернативная  (дополнительная)  коммуникация»                                                                                                                      

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Кол-во занятий

Дата

Аудиторно

с учителем

Внеаудторно

Развитие  коммуникативных  навыков.

1

Установление  зрительного  контакта  с собеседником.

2

1

1

2

Реагирование  на  свое  имя  поворотом  головы.

2

1

1

3

Приветствие  собеседника

пожатием  руки.

2

1

1

4

Прощание с собеседником

пожатием  руки.

2

1

1

5-6

Выражение  своих  желаний

звуком.

2

2

1

7

Приветствие   собеседника  

мимикой.

2

1

1

8

Прощание  с собеседником

 мимикой.

2

1

1

9-10

Выражение  просьбы  о помощи

 звуком.

2

2

11-13

Реагирование  на  свое  имя

мимикой.

4

3

1

14-16

Реагирование  на  свое  имя

 звуком.

4

3

1

17-19

Выражение  согласия    мимикой

3

3

20-22

Выражение  согласия  звуком.

4

3

1

23-25

Выражение  несогласия  мимикой.

3

3

26-28

Выражения  несогласия  звуком.

4

3

1

29-31

Завершение  контакта.

Прощание  с собеседником  мимикой.

3

3

Коммуникация  с использованием невербальных  средств .

32-33

Указание  взглядом  на  объект.

2

2

34-35

Указание  взглядом  на  объект  при  выражении  своих  желаний.

3

2

1

36-38

Привлечение  внимания  звучащим  предметом.

4

3

1

39-40

Выражения  удовольствия   мимикой.

3

2

1

41-42

Выражения  неудовольствия  мимикой.

3

2

1

43-44

Выражения  удовольствия  звуком.

2

2

45-46

Выражения  неудовольствия  звуком.

3

2

1

47-48

Выражение  благодарности  звучащим  предметом.

2

2

49-50

Выражение  благодарности  

Звучащим  предметом.

3

2

1

51-52

Выражение  благодарности

Звуком.

3

2

1

53-54

Выражение  благодарности    мимикой.

2

2

55-56

Приветствие  и прощание  звучащим  предметом.

3

2

1

57-58

Реагирование  на  свое  имя

взглядом.

3

2

1

59-60

Указание  взглядом  на  объект.

2

2

Импрессивная    речь.

61-62

Понимание  слов,   обозначающие  предмет  по  теме  «Фрукты»

Яблоко.      Банан.

3

2

1

63-64

Апельсин.    Груша.

3

2

1

65-66

Понимание  слов,  обозначающие  предмет  по  теме  «Игрушки».

Кукла.    Мяч.

3

2

1

Личностные и предметные планируемые результаты

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- Реагированиенасобственноеимя.

- Узнавание (различение) имёнчленовсемьи, педагога.

Достаточный уровень

- Узнавание действий (пить, есть, спать, гулять, играть.

- Выражение своих желаний жестом, словом, с  индивидуальной  помощью  педагога.

Личностные результаты:  

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  

- овладение доступными социально-бытовыми  навыками, используемыми в повседневной жизни;  

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;  

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Содержание                                                                        

На нача

ло

года

1 полу

годие

2

полугодие

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.

  • Приветствие собеседника жестом
  • Приветствие собеседника словом («Привет»)
  • Выражение своих желаний жестом
  • Выражение своих желаний словом
  • Выражение просьбы о помощи жестом
  • Выражение просьбы о помощи словом
  • Выражение благодарности жестом
  • Выражение благодарности жестом, словом
  • Выражение своих желаний с использованием графического изображения
  • Ответы на вопросы с использованием графического изображения

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

  • Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов
  • Понимание слов, обозначающих предмет:

- Транспорт (мотоцикл, велосипед, самокат)

- Бытовая техника (фен, утюг, микроволновая печь,     холодильник)

- Ягоды

Экспрессивная речь.

  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов
  • Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов
  • Называние собственного имени
  • Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
  • Называние (употребление) слов :

     - спать

     - гулять

     - есть

     - мой

     - твой

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

  •  Использование графического изображения  для обозначения предметов и объектов:

      - Транспорт

      - Бытовая техника

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение:

- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы),  коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

Музыка и движение.

В процессе   образовательной  деятельности   по  предмету  важно  учитывать  состояние  здоровья   ученицы.  Необходимо   переключаться  с  одного  вида  музыкальной  деятельности  на   другой,  с  пения  к  слушанию  музыки. На  занятиях  развивается  способность  эмоционально   воспринимать  музыкальные  произведения.  Недоступно  развитие зрительно-моторной    координации  движений. Алина  не  способна  самостоятельно  передвигаться  без  помощи  взрослого.  Поэтому,  в  учебную программу  не  включен  раздел  «Движения  под  музыку». Весь  песенный  репертуар  подбирается в  соответствии с индивидуальными  особенностями  речевого  развития  ребенка.Мелодии песен  простые,    небольшие  по  объему- доступны  к  пониманию  обучающейся.

Цель  обучения:  эмоционально-двигательная  отзывчивость  на музыку  и использование  приобретенного  музыкального  опыта  в  жизни

Задачи обучения:

  1. Помочь  ребенку  средствами  музыки   научиться  воспринимать    звуки  окружающего  его  мира.
  2. Формирование   знания о музыке с помощью  изучения  произведений  различного жанра.

Коррекционные задачи:

-  развивать  чувство ритма,  речевую  активность,

-  развитие  слухового  восприятия,

-  развитие  произвольного  внимания,

-  развитие  зрительной  памяти.  

-  коррекция  эмоционально-волевой  сферы.                                                            

Методы  и приемы  обучения:

- прием  наглядности и иллюстрирования,                                                                                  - беседа,  показ,  объяснение,                                                                                                    -  совместные  действия  ученицы с педагогом   по  показу.по  образцу.    по  словесной  инструкции.

- упражнения  на  развитие  слухового  внимания.

- музыкальные  дидактические  игры с  музыкальными  игрушками

Место  учебного  предмета  в  учебном  плане.

Учебный  предмет  «Музыка  и движение»  является    частью  учебного  плана, согласно  которому   на  его  изучение   в  объеме  33  недели,  отводится    2  занятия  в  неделю.  ( за  год  - 66  занятий).

1 четверть -  16 занятий.

2 четверть – 14 занятий.

3 четверть – 20  занятий

4 четверть -  16  занятий.

Программно-методический материал  включает  3  раздела:

«Слушание  музыки»                                                                                                                               Слушание  аудиозаписи  и  узнавание  различных звуков  природы.                                               Совместно  с педагогом    пропеть  под  музыку  свое  имя.                                              Слушание  звучащих  музыкальных  инструментов.                                                                      Слушание  и   различение    звучание  музыкальных  игрушек.                                                 Слушание  аудиозаписи, узнавание  разнообразных  звуков.                                      

  • «Пение».

        Совместно  с  педагогом    пропеть  под  музыку  свое  имя.

  • «Игра  на  музыкальных инструментах».                                                                                                                                                          

Освоение  игры  на  музыкальных  инструментах )  барабан,  бубен,   маракас)  на  доступном  для  ребенка  уровне.

Календарно – тематическое   планирование                                                                            Музыка  и движение»

Содержание  изучаемого  материала.

Кол-во

занятий

Дата

Слушание  музыки.

1-2

«Слушание музыки»

Звуки  лесе.

2

3-4

 «Музыка   осени»

2

5-6

« Музыка  дождя».

2

7-8

«Тихие  и громкие  ладошки».

2

9-10

Тихие  и громкие  звоночки».

2

11-12

«Веселый  дождик»

2

13-14

«Что  звучит?»

1

15-16

Погремушка

»Тихо – громко»

2

17-18

Колокольчик.

«Тихо -  громко»

2

Пение

19-20

Колыбельная.

Кто   как звучит».

2

21-22

Музыка   в  природе

Песня   комара.

2

23-24

Музыка  в  природе.

Песня  жука.

2

25-26

Пение  птиц.

2

Игра  на  музыкальных  инструментах.

27-28

Узнавание  музыкальных  инструментов.

2

29-30

Барабан.

Бубен.

Маракас.

Бубенцы.

2

31-32

 Игра  на  музыкальном  инструменте.

Бубен.

2

33-34

35-36

Барабан.

Маракас.

2

2

37-38

Погремушка.

2

39-40.

Колокольчик.

2

Слушание  музыки.

41-42

Звуки  природы.

2

43-44

Пение  птиц.

2

45-46

Музыка  в  природе.

Песня  жука.

2

47-48

Тихие  и громкие  ладошки.

2

49-50

Тихие  и громкие  звоночки.

2

51-52

Погремушка

«Тихо – громко».

2

53-54

Погремушка.

«Весело - грустно».

2

55-56.

Колокольчик.

«Тихо – громко»

2

57-58

Колокольчик.

«Весело – грустно».

2

59-60

«Звуки  природы»

2

61-62

« Звуки  водопада»

2

63-64

«Пение  птиц»

2

65-66.

Слушание тихой  и громкой  музыки.

2

Личностные и предметные  планируемые   результаты.

Минимальный  уровень:

- Узнавание  музыкальных  инструментов  (барабан, бубен, колокольчик)

-Выполнение   действий  с  предметами  под  музыку с  индивидуальной  помощью  учителя.        

Достаточный  уровень:

- Прослушивание  музыкальных  произведений.

- Различение  громкой  и тихой  музыки.

Предметные  результаты:

- Освоение   игры  на  музыкальных  инструментах  ( барабан.маракас.  бубен)  и выполнение   совместно  с  педагогом  по  принципу  «Рука в руке».

Личностные  результаты:

- Эмоциональное  участие  в процессе  общения  к совместной  деятельности с педагогом.

Средства  мониторинга  и   оценки  динамики  обучения.

Содержание

На начало

1 полугодие

2 полугодие

Слушание

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан
  • маракас
  • колокольчик
  • бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

- различение  быстрого   и  медленного  звучания  музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан
  • маракас
  • колокольчик
  • бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан
  • маракас
  • колокольчик
  • бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан
  • маракас
  • колокольчик

Материально-техническое обеспечение

Дидактический материал:

- картинки    музыкальных   инструментов:  барабан, бубен,  маракас.                                                                                - детские  музыкальные  игрушки,                                                                           -  платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные.

- Музыкальные  инструменты: барабан, бубны, бубенцы, маракас.                           Оборудование:  компьютер.аудиозаписи, видеофильмы,  презентации (записи со звучанием музыкальных  инструментов.

Учебно – методическое  обеспечение:                                                                                                

Наглядное  пособие  для  педагога    «Знакомство  с  музыкальными  инструментами».

Рудякова  Е.А.

Разработка  индивидуальной  программы  обучения  ребенка  с  ТМНР.

/Е.А. Рудякова     О.Ю. Сухарева  «Воспитание  и обучение  детей  с  нарушениями  в  развитии» № 3 –с. 20-22,  2014.

                       Коррекционный   курс

                       «Предметно -  практическая  деятельность».

Лепка   является  первым  видом  занятий . необходимых  для  глубокой умственной  отсталостью   ребенка на   начальных  стадиях  формирования  ИЗО. Знакомство  с  пластилином обучающейся   усваивает  способы  передачи основных  признаков  предмета:  формы, величины.

На  занятиях  по  аппликации   выполняется  работа  с бумагой,      знакомятся  со  свойства  бумаги.

Рисование   воспитывает   у  обучающейся   эмоционального    отношения  у  миру.

Цель  обучения:  формирование   простых  доступных    действий  с  различными  предметами  и  материалами.

Задачи:

- формирование   способов  обследования  предметов  и выделения  его  формы  по  показу  учителя.

-  развитие  хватательных  функций  руки,

-  развитие  кожаного- мышечного  чувства.

Коррекционные   задачи:

- развитие   зрительного  восприятия,

-развитие  зрительно - моторной   координации,

- развитие  тактильных  ощущений.пространственной  ориентировки,

- развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.

-  укрепление  мышц  рук.

Методы  и  приемы:

- прием  наглядности  и  иллюстрирования,

-  совместные  действия  ученицы  с  педагогом,

-  выполнение  упражнений  и заданий  по  показу,  по  образцу,  по  словесной  инструкции,

-  беседа,  показ,  объяснение.

Место   коррекционного  курса    в   учебном   плане.

  На  изучение  коррекционного    курса  «Предметно-практическая  деятельность» рассчитано    в  объеме  33  недели,  2  занятия  в неделю,  за  год-66  занятий.

1 четверть  - 16  занятий,         3  четверть -  20  занятий,

2  четверть – 14  занятий          4 четверть -  16  занятий.

Программа  представлена  следующими  разделами:

  1. «Действия  с  материалами»
  2. « Действия  с  предметами»

«Действия  с  материалами».

Работа  с  бумагой.

Сминание,   разрывание, разглаживание,  скручивание  листа  бумаги  одной  и двумя  руками  совместно  с  педагогом.

               «Действия  с  предметами»

Захватывание,  удержание,  опускание,  встряхивание,  вращение,  толкание,  нажимание  одной  и  двумя  руками  совместно  с  педагогом.

Тянуть,  толкать.вынимать.  складывать, перекладывать,  вставлять    предметы   одной  и  двумя   руками  совместно   с  педагогом.

Календарно - тематическое планированиепо

коррекционному   курсу  «Предметно-практическая  деятельность».

( 2  занятия  в  неделю)   (за  год -66 занятий).

№п/п

Содержание изучаемого материала

Кол-во

занятий.

Дата

Действия с материалами.

1

Сминание   салфетки, туалетной бумаги -двумя руками

1

2

Сминание   салфетки, туалетной бумаги  -одной рукой.

1

3

Сминание   салфетки, туалетной бумаги -пальцами

1

4

Сминание   бумажных полотенец и газеты -двумя руками

1

5

Сминание   бумажных полотенец и газеты -одной рукой

1

6

Сминание   бумажных полотенец и газеты -пальцами

1

7

Сминание   цветной  бумаги  двумя  руками

1

8

Сминание    цветной  бумаги  одной  рукой

1

9

Сминание   цветной  бумаги   пальцами

1

10,11,12

Разрывание   бумаги, двумя  руками

3

13,14,15

Разрывание  ваты   двумя  руками

3

16,17,18

Разрывание  материала   двумя руками

3

19,20

Размазывание   природного   материала    листьев    двумя  руками

2

21,22

Размазывание  природного    материала    листьев     двумя  руками

2

23,24

Размазывание   природного  материала  травы    двумя  руками

2

25,26

Разминание  материала   пластилина   двумя  руками

2

27,28

Разминание  материала    пластилин   одной  рукой

2

   29,30

Разминание  материала   пластилина   двумя  руками

2

31,32

Разминание  материала   пластилина   одной   рукой

2

33

Пересыпание  материала   крупы  двумя  руками.

1

34

Пересыпание  материала    песка   двумя   руками.

1

35

Пересыпание  материала    земли   двумя  руками.

1

36

Пересыпание  материала    мелких  предметов   двумя   руками.

1

37,38

Переливание   материала  воды   двумя  руками.

2

39

Наматывание материала  бельевой  веревки.

1

40

Наматывание материала   шпагата.

1

41

Наматывание   материала   шерстяной   нитки.

1

42

Наматывание   материала   шнура.

1

Действия с предметами.

43,44

Захватывание   предмета

2

45,46

Удержание   предмета

2

47,48

Отпускание   предмета

2

49,50

Встряхивание  предмета, издающего  звук

2

51,52

Толкание  предмета   от   себя

2

53,54

Притягивание   предмета   к  себе

2

55,56,57

Вращение  предмета.

3

58,59,60

Вынимание   предметов  из  емкости

3

61,62

Складывание  предметов  в  емкость

2

63,64

Перекладывание  предметов   из  одной  емкости   в другую

2

65,66

Нанизывание   предметов   на   стержень

2

Личностные  и предметные   планируемые   результаты.

Минимальный  уровень:

-узнавание  и различение видов бумаги

- Достаточный  уровень:

-формирование навыков работы с бумагой по образцу, по показу

Предметные  результаты:                                                                                                    -   Освоение  простых  действий  с предметами   на доступном  уровне.                                                          

-  Умение выполнять  действия  с бумагой по показу,  совместно с педагогом  по принципу  «Рука в руке».

Личностные  результаты:

 - Наличие  мотива к общению  с педагогом.                                                                                          

                  Средства  мониторинга  и  оценки    динамики  обучения

 «Предметно - практические   действия».

Содержание

На начало года.

1 полугодие

2 полугодие

Действие с материалами

- Сминание   материала   (бумага):

 - одной рукой

  -двумя руками

- разрывание    материала  (бумага)   (вата)

Пересыпание  материала  ( песок).

- пересыпание  материала  (крупа)

-разминание  материала   ( пластилин):

- одной  рукой

-двумя  руками.

Действия с предметами

Захват,  удержание  предметов с помощью.

-  отпускание   предметов  с  помощью.

- вынимание  предметов  с помощью.

- складывание   предметов  с помощью.

- перекладывание   предметов   (из коробки в коробку)

- встряхивание  предмета   (шумящие и звенящие предметы)

- нажимание  на предмет  всей  рукой

- вставление   предметов   (стаканчиков) друг в друга  с помощью.

 - вставление  в  отверстия   шариков.

- нанизывание   предметов   кольца.

- нанизывание  предметов   шарики.

-Вращение  предмета  игрушки  юла.

- вращение   предмета    крышка  пластиковой

бутылки.

- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки):

одной рукой

двумя руками

-встряхивание   предмета, издающих   звук (бутылки  с  крупой)

- открывание предмета:  коробки  с крышкой.

                  Материальное – техническое   обеспечение:

- компьютер,  видеозаписи,  презентации.

Оборудование:  пластилин.тряпочка  для  рук,  доска  для  пластилина,

 карандаши,  бумага,  салфетки,   дидактическое  пособие  «Виды  бумаги»

,игрушки.пластиковая  бутылка, песок, вода.  крупы, машинка, банка с крышкой. Материалы  для  пересыпания  круп, песка.  Емкости  разной  дины  для  сыпучих  материалов, крупная  мозаика, крупные и мелкие  предметы.шнур, веревка,  туалетная бумага. Шерстяные  нитки,  пирамидка.

Учебно – методическое  обеспечение:

Программа  образования  учащихся  с умеренной и  тяжелой   умственной

отсталостью.  Под  ред. Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой.  –С -ПТ.-ЦДК, 2011.

Рудякова  Е.А. «Разработка  индивидуальной  программы  обучения  ребенка  с  ТМНР» Е.А. Рудякова   О.Ю. Сухарева «Воспитание   и  обучение  детей  с  нарушениями  развития» № 3.-с.20-22.  2014.

                                   

«Человек.

Приобщение   ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представления  о  себе, становление  личности  ребенка  происходит  при  условии  его  активного  сознания им  окружающего мира  В  процессе  взаимодействия  с  родными  и близкими.

Цель  обучения  –  формирование   представления  о  себе  самой  и ближайшем  окружением.

Задачи  программы:

- Формирование  гигиенических  навыков,

-  формирование  представления  о  себе,

-  умение  соотносить  свое  имя  с своим  изображением  на  фото, отражением  в  зеркале,
 - формирование  умения  поддерживать  режим дня,
 - формирование  умения  определять  свое  самочувствие,  сообщение  об этом  взрослому..

-    Воспитание  доброжелательного  отношения  друг другу  при  выполнении  процессов  самообслуживания.

Коррекционные  задачи:

-  Развитие  представлений  о  себе, о собственном  теле,
- узнавать и различать  части  тела, предметы  одежды  и обуви.

 - Развитие  зрительно-слухового  восприятия,                                                                  -  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.                                                                                  – развитие  произвольного      внимания.

-  развитие  пространственной    ориентировки.

Методы  и приемы:

- прием  наглядности  и   иллюстрирования,                                                                                             - выполнение  действий  по  подражанию, по  показу,

-  совместные  действия  ученицы  с  педагогом,                                                               - игровые  приемы.

Место  учебного  предмета  в  учебном  плане.

Учебный  предмет   «Человек»  является   частью   учебного  плана,  согласно                                     которому  на  его  изучение  в  объеме   33   недели,                                                             отведено  2 занятия   в  неделю   с  учителем,  с  родителями – 1  занятие.за  год –   99  занятий.

1 четверть –  24  занятия

2 четверть – 21  занятие.

3 четверть – 30  занятий.

4 четверть – 24  занятия.

Основное  содержание  предмета  «Человек».

«Одежда». «Обувь».

«Части тела». «Семья». «Пища».

«Предметы  одежды  и обуви».

«Предметы  санитарии». «Предметы  для  приема  пищи».

Календарно – тематическое   планирование  по   предмету   «Человек»

Тематическое планирование.

Кол-во занятий

Дата

Аудиторные

с учителем.

Внеаудиторные.

Представление  о  себе.

1-2

Я - девочка.

Узнавание девочки  по  внешнему  виду.

2

1

1

3-5

Части  тела человека.

Руки.

Ноги,

Голова.

3

2

1

6-9

Ориентировка   в  частях  тела.                 Руки

Голова,

 Ноги,

Туловище.

4

3

1

10-13

Ориентировка  в частях  тела.

Голова - волосы,

 Нос, рот, уши.

 Зубы,  глаза.

4

3

1

14-15

Показ  частей тела на фотографии.

2

2

16-18

Показ  частей  тела  на  игрушке.

2

1

1

19-20

Упражнение   «Собрать фигуру человека».

2

1

1

21-22

Упражнение

«Части  тела».

2

1

1

23-24

  Части  тела:  руки, плечи, пальцы,

Ногти.

2

1

1

25-

26

Узнавание  частей  тела  туловища-

спина, живот.

2

2

1

27-28.

Узнавание  частей  лица  человека.

Глаза, брови.

2

1

1

Гигиена  тела.

29-30

Предметы санитарии  и гигиены.

Мыло, полотенце,

Туалетная  бумага.

Зубная  паста.

Зубная  щетка.

2

1

1

31-32

Мытье  рук  мылом.

Вытирание  рук  полотенцем.

2

1

1

Одежда.

33-35.

 Предметы  одежды.

Платье.

Пальто.

Кофта.

Юбка.

Куртка.

Рубашка.

3

2

1

36-38

 Детали  предметов  одежды.

Молния.

Пуговицы.

2

1

1

39-40

Узнавание  одежды  по  картинкам.

2

1

1

Обувь.

41-42

Предметы  обуви.

Ботинки.

Сапоги.

Тапки.

2

1

1

43-44.

Узнавание  предметов  обуви по картинкам.

2

1

1

45-46

Узнавание предметов обуви и одежды.

2

1

1

Пища.

47-48

Сообщение о желании пить.

2

1

1

49

50

Сообщение  о  желании  есть.

2

1

2

1

51-52

Еда  руками  банан.

2

1

1

54-

56

Еда  ложкой.

3

2

1

57-58

Использование  салфетки  во  время приема пищи.

2

 1

1

59-63

 Предметы  для  приема  пищи:

Ложка,

Тарелка.

Стакан

Кружка.

Блюдце.

5

4

1

Семья.

64

66.

Узнавание  членов  семьи.

3

2

1

Личностные  и  предметные  планируемые  результаты.

Минимальный  уровень.

-Узнавание  и показывание   изучаемых  предметов  по  картинкам  и игрушкам.

- Узнавать  и  показывать  предметы  одежды  и обуви.

- Снятие  предметов  одежды  и обуви  с  помощью  учителя.

- Понимание  обращенной  речи.

Достаточный  уровень:

- Узнавание  изученных   частей  тела  человека.

-  Узнавание    изученных деталей  предметов  одежды  и обуви.

-  Узнавание    изученных предметов  санитарии  и гигиены.

Личностные   результаты:

- Развитие  навыка  общения  с педагогом.

-Наличие  мотивации  к  обучению.

- Желание  выполнять  совместные  игровые  действия  с педагогом.

Средства    мониторинга  и оценки динамики  обучения.

«Человек».

Содержание

На начало  года

1 полугодие

2 полугодие

Представления о себе

- идентификация себя как  девочки.

- узнавание (различение) частей тела:

  • рука
  • нога
  • туловище
  • голова
  • живот
  • шея
  • волосы
  • уши

- знание назначения частей тела

- узнавание (различение) частей лица:

  • глаза
  • брови
  • нос
  • лоб
  • рот (губы, язык, зубы)

- знание назначения частей лица

- сообщение о состоянии своего здоровья

- узнавание   своего  имени

Обращение с одеждой и обувью

- узнавание (различение) предметов одежды:

  • пальто
  • куртка.
  • шапка
  • шарф

  • свитер (кофта)
  • рубашка
  • футболка (майка)
  • трусы
  • юбка (платье)

  • носки (колготки)

Узнавание    предметов   обуви.

- Сапоги.

- Ботинки.

-Тапки.

-Туфли.

Семья

- узнавание (различение) членов семьи

-«мама»    «папа»  «Бабушка»  «Дедушка».

Материально-техническое    обеспечение.

- графические средства:  карточки с изображениями объектов, людей, действий, картинки  предметов  обуви и одежды,

-  предметные  картинки  «Семья»,   «Части  тела»,  « Предметы  для  приема  пищи»,                                    

- предметы  санитарии и личной  гигиены,

- информационно-программное обеспечение:

  -компьютерные программы для создания пиктограмм,

 - компьютерные программы символов,

- компьютерные.- программы для общения, обучающие компьютерные программы,

- аудио и видеоматериалы.

Учебно-методическое  обеспечение.

1.Рудякова    Е.А.

Разработка   индивидуальной  программы  обучения  ребенка  с ТМНР.

Е.А. Рудякова  О.Ю. Сухарева   «Воспитание  и обучение  детей  с нарушениями  развития.- 2011   № 3, с.20-23.

 2.Царев  А.М.  « СИПР – как  основа  образования  обучающихся  с  умственной  отсталостью  ( интеллектуальными  нарушениями)  в  контексте  ФГОС».  

/ А.М. Царев    «Воспитание  и  обучение  детей  с нарушениями  в  развитии» - № 3-  с. 34-42),  2016..

                    Окружающий   природный   мир

Важным  аспектом  обучения  детей  с глубокими нарушениями интеллекта и с ТМНР является расширение представлений об окружающем  природном  мире. Программный  материал  по предмету  «Окружающий  природный  мир»  рассчитан  на  формирование  у обучающихся  представлений  о  природе,  её  многообразии,  о  взаимосвязи  живой, неживой природы  и человека.

Данная  программа  составлена  на  основе  адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования  обучающихся с умеренной, тяжелой  и глубокой   умственной  отсталостью  ( интеллектуальными  нарушениями),    ТМНР  ( вариант  2).

Цель  обучения  –  формирование  представлений  о  живой  и  неживой

природе,  о  взаимодействии  человека  с  природой,  бережного  отношения  к природе.  

Задачи  программы  являются:  

1.формирование представлений  об  объектах  и  явлениях  неживой  природы.

2. формирование временных представлений.

3.формирование представлений о  растительном и животном  мире.  

Коррекционные  задачи:                                                                                                                 - развитие  зрительно - слухового  восприятия.                          

 -развитие   произвольного  внимания.                                                                                         –коррекция  мышления  и  речи.

Методы  и  приемы   обучения:

- беседа, показ,  объяснения,  экскурсия,  наглядное  иллюстрирование  материала,

- совместные  действия  с  ученицей  и учителем  по  показу .по  словесной  инструкции.

Место  учебного  предмета  в учебном  плане.

Учебная  программа  по  предмету  «Окружающий  природный  мир»  рассчитана  на  66   занятий.  ( 2 занятия  в  неделю).

1 четверть – 16 занятий;

2 четверть -  14 занятий;

3 четверть -  20 занятий;

4 четверть -  14 занятий.

Программа  представлена  следующими  разделами:

1.«Растительный  мир».

2.«Животный  мир».  

3.«Временные  представления».

4.«Объекты  н неживой  природы».

  «Окружающий  природный  мир».

Количество  занятий  - 66  ( 2 занятия  в  неделю)  

Дата

Тема занятия

Кол-во  занятий.

Виды деятельности

Временные  представления.

 (8)

1-8

Осень.  Признаки  осени.                                                Осенняя  экскурсия  в  парк.  

Листопад. Признаки  листопада.

Экскурсия  в  парк.                                                             «Наблюдения  за  изменением  окраски   листьев.»

2

2

       4

Признаки  осени.  Сбор  листьев. Загадки.  Стихи  про  «Осень.»       Листопад..

9-13

Живой  мир.

(37)

Домашние   животные.  Кошка.   Внешний  вид.

5

  Узнавать  по картинке, фото,              в  игрушке, звукоподражание

14-18

   Собака.  Внешний  вид.                           Домашние  животные.

5

Узнавание  по  внешнему  виду.

19-23

Корова.  Внешний  вид.                                     Домашние  животные.

5

Узнавание  по  внешнему  виду.

 24-28

Курица. Внешний  вид.

Домашние  птицы.

5

Узнавание по  внешнему  виду.

29-33

Дикие животные: заяц.                       Внешний  вид.

5

Узнавание  по  внешнему  виду.

34-38

 Лиса.  Дикие  животные.           Внешний  вид.

5

Узнавание  по  внешнему  виду.

39-42

 Волк  Дикие  животные.                                         Внешний  вид.

4

Узнавание по  внешнему виду.

43-45

Медведь.  Внешний  вид.

3

Узнавание по  внешнему  виду.

 Фрукты  и  ягоды.

46-48

   Яблоко.

 3

Узнавать  по  цвету.  Форме,  вкусу и запаху.

49-50

Груша

2

Работа с картинками.

51-52

Банан

2

Работа с картинками.

53-54

Апельсин

2

Работа с картинками.

55-56

Арбуз

2

Муляжи фруктов.

57-58

Овощи:

(4)

Узнавание по форме, цвету.

Огурец

2

59-  

Помидор

1

Узнавание по форме, цвету.

60

Морковь

1

Узнавание по  форме, цвету.

Неживая   природа

( 6)

61

Вода

1

Состояния воды.

62-63

Земля,  камни.

2

Определение  на  ощупь.

 64

Небо  и  солнце

1

Значение воздуха и солнца

 65-66

Земные  сутки:  день  и  ночь

2

Работа по картинкам.

Планируемые  результаты  

Минимальный  уровень.

-   Умения  выполнять    задания  по  показу, образцу .словесной  инструкции.                                              -  Овладение  навыками  адаптации  в  образовательной  организации.                                         -   Социально- эмоциональное участие в процессе  общения и игровой     деятельности.

Достаточный  уровень.

- Имеет  представления  об объектах  неживой  природы.                                                            (Вода,  воздух,  река.земля.)                                                                                                                  – Имеет  представление  о  временах  года,   характерных  признаках.                                                                             (Осень .Зима, Весна.  Лето.)                                                                                                 -  Имеет  представления  о  растительном  мире.                                                                                                                                                                                                                                                                     (Овощи. Фрукты   и ягоды )                                                                                                                       – Имеет  представления  о  живом  мире.                                                                       (Домашние  животные.  Кошка. Собака )                                                                                                                          (Дикие  животные.   Медведь.   Волк.)

Личностные  результаты:

-Проявление  интереса  к  изучению  окружающего   природного   мира.                                                        - Наличие  мотивации  к  обучению.

Средства  мониторинга  и оценка  динамики  обучения.

                                    « Окружающий   природный  мир».

Содержание

На начало  года.

1 полугодие

2 полугодие

Животный мир

Дикие  животные.

Узнавание    по  картинкам.

Показывание   по  картинкам.

  • волк

  • медведь

 Домашние   животные.

Узнавание  по  картинкам.

Показывание  по  картинкам.

  • кот

  • собака

Растительный мир

Фрукты.

Узнавание  и показывание  по  картинкам.

    - Яблоко.

    -  Банан.

Овощи.

Узнавание  и показывание   овощей.

по  картинкам.

  • помидор

  • огурец

Объекты природы.

- узнавание   солнца

- узнавание    воды

- различение   земли,    неба

Временные представления.

- узнавание  частей   суток:

  • день

  • ночь

- различение   времен   года:

  • зима
  • весна
  • лето
  • осень

  Материально-техническое обеспечение:

- графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм,

-индивидуальные  карточки,  картинки.  Раскраски  по  изученным  темам,                                                                                - муляжи   овощей, фруктов,                                                                                                                                              - фигурки   домашних  и диких  животных.

- аудио и видеоматериалы.

Учебно - методическое обеспечение

Литература для учителя.

1.. Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

2.. «Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва «Просвещение» 1998 г.

 Математические представления.

 Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями  без  специально  организованного  обучения.  Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении.

Цель  обучения  математике-  формирование  элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи обучения: формировать  временные,  количественные, пространственные отношения, представления о форме и величине, учить  решению повседневных практических задач

                       Коррекционные  задачи:                                                                                                        -  развитие  зрительно-слухового  внимания,                                                                      -  развитие  мелкой  моторики  пальцев  руки.                                                                           –  развитие  произвольного  внимания.                                                                                                             –  развитие  пространственных  и  временных   представлений  о  предметах.

                    Методы  и  приемы  обучения:

- совместные  действия  ученицы  с педагогом  по  показу,  по  образцу,  по  словесной  инструкции.                                                                                                         – приемы  наложения  и приложения,                                                                                                              -  обводка трафаретов.  шаблонов,                                                                                                                                                       -  счетные  действия с множественными  предметов.                                                                             –  прием  наглядности  и  иллюстрирования.

             Место  учебного  предмета  в  учебном  плане.                                                                На  изучение  учебного  предмета   «Математические  представления» отведено    33 недели,    2 занятия  в  неделю. ( за год – 66 занятий).                                                                                                     1 четверть –  16 занятий.                                                                                                                              2 занятия –   14  занятия.                                                                                                                            3 четверть -  20  занятий.                                                                                                                                                     4 четверть -  16 занятий.

   Основное  содержание  предмета  «Математические  представления».

Программно-методический материал  включает  следующие разделы: «Количественные  представления». (18  занятий)                                                                               Понятие  о  количестве «Много» ,«Один». «Пусто».                                                             Выделение  количества  предметов  из  группы.                                                                              По  образцу,  по  показу, по  словесной  инструкции                                                                        Выделение  одного,  двух  одинаковых  предметов  из  группы. «Представления  о   величине ». (12 занятий)- Понятия  «Большой-маленький», «Длинный-короткий»,                                                - Соотнесение   предметов  путем  наложения  при помощи  учителя,

«Представления  о  форме».  (16  занятий).                                                                                          – Узнавание  и показывание  геометрических  фигур.                                                                                   Круг. Квадрат.  Треугольник.                                                                                                        Обводка  геометрических  фигур  по  трафарету,  используя  помощь учителя.                                          

Календарно – тематическое  планирование  по предмету «Математические  представления».

Количество   занятий -  66   ( 2 занятия в неделю)

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Количественные представления

18

1-3

Одинаковые предметы

3

Работа со счетным материалом

4-6

Одинаковые изображения

3

Нахождение одинаковых предметов

7-10

Множества: один

4

Работа со счетным материалом

11-14

Множества: много

4

Работа со счетным материалом

15-18

Множества: пусто

4

Работа со счетным материалом

Пространственные представления

12

19-22

Ряд из однородных предметов

4

Собрать ряд

23-26

Разрезные предметы из 2 частей

4

Собрать предмет

27-30

Разрезные предметы из 3 частей

4

Собрать предмет

Представления о форме

16

31-34

Группировка предметов по форме

4

Разделить по форме

35-38

Круг

4

Найти предметы и карточки с кругом

39-42

Квадрат

4

Найти квадрат на карточках

43-46

Предметы и геометрические фигуры

4

Найти предметы определить фигуры

Представление о величине

12

47-50

Величина предметов

4

Сравнение предметов

51-54

Большой предмет

4

Выбрать все большие

55-58

Маленький предмет

4

Выбрать все маленькие

Повторение  изученного материала

(8)

59-60

Геометрические  фигуры.                                           Круг.                                                                                                    Квадрат.                                                               Треугольник.

2

Работа  с геометрическими  фигурами.

«Геометрическое  лото».

Количественные  представления.

61-62

Нахождения    одинаковых  предметов.

2

Работа с игрушками.

63

Нахождения  одного  предмета.

1

Выделение  одного  предмета.

64

Нахождение   несколько  предметов.

1

Выделение  нескольких  предметов.

65 -66

Представление  о  величине.  Сравнение  предметов.                                          Большой – маленький.

2

Работа с игрушками. Сравнение  по  величине.                Большой -маленький.

Личностные и предметные   планируемые    результаты.

Минимальный  уровень:

-Узнавать  и  показывать  изученные  предметы   с индивидуальной  помощью  учителя,

- Узнавать   и  показывать  геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник  по  показу и образцу.

- Уметь выделять один и  несколько  предметов  из  группы.

- Соотнесение    геометрической  формы  с  геометрическими  фигурами.

-узнавание  геометрических  фигур: круг, треугольник, квадрат.

Личностные  результаты:

- Формирование  интереса к действиям  с предметами.

- Желание  выполнять  совместные  игровые  действия  с педагогом.

           Средства  мониторинга   и оценка  динамики   обучения

«Математические представления».

Содержание

На начало года.

1 полугодие

2 полугодие

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

- различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления.

- определение  предметов    близко – далеко  

- составление предмета   с помощью.

  • из 2-х частей

Представления о форме.

- группировка   предметов   по   форме   с  помощью.

- различение предметов по форме.

  • круг
  • квадрат
  • треугольник.

- соотнесение   объемных  форм  с  геометрическими фигурами

Представления о величине

- группировка   предметов  по величине «Большой-маленький».  «Длинный-короткий».

- различение предметов по величине

  • Длинный  - короткий
  • Высокий – низкий
  • Широкий – низкий
  • одинаковые

                Материально-техническое обеспечение:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

-Конструктор   «Лего»;

- набор предметов для группировки по цвету, форме и величине                        - ,набор  геометрических  фигур,   вкладыши по форме и величине,   геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка,    пирамидка, счетный материал,  счетные  палочки.

   Учебно-методическое  обеспечение.

«Программа  воспитания  и обучения  дошкольников  с  интеллектуальной  недостаточностью.»                                                                                                                           Под  ред. Л.Б. Баряевой,     О.П. Гаврилушкиной  - С.-ПБ,  2001.

                   Коррекционный  курс   « СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ».  Сенсорное  развитие  направлено  на  формирование  полноценного  восприятия  окружающей  действительности. У детей с ТМНР  сенсорный  опыт с трудом  формируется. Чем тяжелее нарушение  у  ребенка, тем значительнее  развитие  чувственного  опыта: ощущения,  восприятия. Поэтому,  педагогический  продуманный  выбор  средств  и   способов сенсорного  воздействия    на  развитие  обучающихся.

 Цель программы: обогащение  чувственного  опыта в  процессе целенаправленного  систематического  воздействия  на  сохранные  анализаторы.

  Реализация  данной  цели  позволит  вооружить  различными вариантами установления контакта с окружающим миром и различными способами его познания.

   Задачи  программы:

1. Усвоение сенсорных эталонов.

2. Развитие мускулатуры тела, общей и мелкой моторики.

3. Развитие всех видов восприятия: зрительно-слухового, тактильного.обонятельного  и  кинестетического

4. Формирование пространственных и временных представлений.                                                Коррекционные  задачи.                                                                                                                    – развитие    зрительного  восприятия   ( фиксация  взгляда на объекты и предметы.)                                                                                                                                                                                                                           -  коррекция  зрительно - моторной  координации,                                                                                                                          - формирование  целенаправленных  движений и действий.                                                                                                                          Методы  и   приемы   обучения.                                                                                                     –Совместные   действия  педагога  и  ученика.                                                                             – выполнение  действий  по  подражанию  и образцу. по  словесной  инструкции,                                                                                                                                              - через   применение  игровых  приемов.

Место  учебного  предмета  в  учебном  плане.                                                                                                                                

Программой  предусмотрено  на  обучение  коррекционного  курса  «Сенсорное  развитие»   в  объеме   33  недели,  6 занятий  в  неделю,                       ( из них-  4 занятия  с  учителем, с  родителями – 2  занятия ( за год-  99.)                         1 четверть – 48 занятий.                                                                                                                                               2 четверть -  42 занятия.                                                                                                                            3 четверть -  60  занятий.                                                                                                         4 четверть – 42  занятия.      

 Разделы:

1.«Зрительное  восприятие».                                                                                                             2. «Слуховое  восприятие»                                                                                                         3. «Кинестетическое  восприятие».                                                                                4. «Восприятие  запаха».                

      Календарно – тематическое   планирование                                                                                                          по   коррекционному   курсу     «Сенсорное   развитие».  

Содержание  изучаемого  материала.

Кол-во занятий

Дата

Аудиторные с  учителем.

Внеаудиторные

Слуховое  восприятие

1-6

  Умения  локализовать  неподвижный

источник  звука.

6

4

2

7-11

Формирование  соотносить звук  с  его   источником.

5

3

2

12-16

Одинаковые  по  звучанию объекта.

5

3

2

Зрительное  восприятие.

17-21

Фиксация  взгляда  на  лице  человека.

5

3

2

22-25

Нна  расстоянии вытянутый  руки.

4

2

2

26-30

С использованием  интонации.

5

3

2

31-

34

С использованием  тембра  голоса.

4

2

2

35-38

На  светящем  предмете.

фонарик.

Музыкальная  игрушка.

4

2

2

Кинестетическое  восприятие.

39-42

Формирование  адекватной     реакции:

на  прикосновение  человека.

4

2

2

43-47

С различными материалами.

5

3

2

48-52

 На положение тела.

5

3

2

53-57

На  изменение  положения   тела.

5

3

2

58-62

На  изменение   положения  частей  тела.

5

3

2

63-67

На  различные  материалы.

5

3

2

68-72

На  прикосновения  человека.

5

3

2

Восприятие  запаха.

73-77

Формирование  адекватной  реакции на запахи  ароматических  масел.

5

3

2

78-82

На  запахи парфюмерии.

 (духи)

5

3

2

83-87

Мыло

5

3

2

88-92

Зубная  паста.

5

3

2

93-97

Запахи  растений.

Цветы.

5

3

2

98-

102

 Запахи

фруктов и овощей.

5

3

2

99-

103

Запахи

продуктов  питания.

5

3

2

Слуховое  восприятие.

104-110

Умения  соотносить  звук  с  его  источником.

7

5

2

111-

115

Умения  находить  одинаковые  по  звучанию  объекты.

5

3

2

116-

120

Умения   соотносить  звук  с  его  источником.

5

3

2

Зрительное  восприятие.

121-

125

Фиксация  взгляда  на  лице  человека .

5

3

2

126-130

 На  расстоянии  вытянутой  руки.

5

3

2

131-

135

С  использованием тембра  голоса.

5

3

2

136-

140

 На  светящиеся  игрушки.

5

3

2

Восприятие  запахов.

141-145

Формирование адекватной реакции

 на запахи духов.

5

3

2

146-

150

На  ароматические  масла.

5

3

2

151-

155

На запахи цветов.

5

3

2

156-159

 на запахи  ароматических  масел.

4

3

1

Зрительное  восприятие.

160-

163

Фиксация  

взгляда  на  лице человека:

 -на  музыкальные  игрушки.

4

2

2

164-168

 С использованием  интонации.

5

3

2

169-

173

 С использованием  тембра голоса

5

3

2

174

178

На расстоянии вытянутой   руки.

5

3

2

179

183

С  использованием  мимики.

5

3

2

184

188

 На   светящие  игрушки.

5

3

2

189

193

 На музыкальные игрушки.

5

3

2

Повторение  изученного  материала.

Восприятие  запаха.

194-

198

Формирование

адекватной  реакции на запахи  парфюмерии.

5

4

1

Личностные  и  предметные    планируемые   результаты .

Минимальный  уровень:                                                                                                                                                                                                                                                                 -  умение  выполнять  задания  по образцу, показу, по словесной  инструкции.                                – социально-эмоциональное   участие   и   процессе  общения  игровой  деятельности.

Достаточный  уровень:                                                                                    

 -  умение фиксировать  взгляд  на  лице    человека,                                                                   - умение  определять     продуктов  питания,  ароматические  масла,                        

 овощи  и фрукты  по  запаху,                                                                                                                              - реагирование  на  звуковые источники  на  расстоянии   вытянутой  руки.                            – формирование  интереса  к  действию  с  предметом.

Личностные  результаты:

-  Наличие  мотивации к  обучению.                                                                           – Проявление  желания  к выполнению  совместных  действий  с  педагогом.

Средства   мониторинга   и оценка   динамики   обучения .

Содержание.

На  начало  года

1 полугодие

2 полугодие

Зрительное восприятие.

Фиксация  взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда   на  неподвижном  предмете, расположенном   справа:

- на  уровне  глаз

-выше   уровня  глаз

-ниже  уровня  глаз.

Фиксвция  взгляда  на неподвижном  предмете, расположенном   слева:

- на  уровне  глаз

- выше  уровня глаз

- ниже  уровня  глаз.

Прослеживание  взглядом  за  движущимся  близко  расположенном  предметом

- по  горизонтали( вправо, влево)

- по  вертикали  ( вверх, вниз)

- по  кругу.

Слуховое  восприятие.

Локализация неподвижного источника   звука, расположенном  на уровне  уха.

-справа

- слева

Кинестетическое  восприятие.

Адекватное  эмоционально-двигательные  реакцию  на  

прикосновения  человека.

Восприятие  запаха.

Адекватная  реакция  на  запахи  парфюмерии.

               Материально – техническое    оснащение.                                                                       Игрушки,  предметы  со  световым .звуковым  сигналами,                                                               - образцы  материалов,  различные  по  форме,  цвету,  вязкости, температуры, плотности, набор  ароматических  масел                                      .Учебно  – методическое  обеспечение.-  Программа образования  учащихся с умеренной и тяжелой умственной  отсталостью  / Под.  ред. Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой/-С. П., 2011.                                            

III.  Содержание внеурочной деятельности и программа сотрудничества с семьей.

3.1 Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с годовым планом мероприятий ГКОУ «Вышневолоцкая школа – интернат №1».

При участии обучающейся в мероприятиях необходимо учитывать его индивидуальные психо-физические особенности.

3.2 Программа сотрудничества с семьей (законным представителем) обучающегося

        Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающейся в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи:

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение единства требований к обучающейся в семье и на занятиях;

- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Мероприятия:

- Психокоррекционные занятия.

- Индивидуальные консультации родителей со специалистами (логопед, педагог – психолог, социальный педагог).

- Консультации педагога, работающего с ребенком, по вопросам обучения и воспитания.

- Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

- Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке и реализации СИПР в интересах ребенка.

- Посещение родителями индивидуальных занятий, проводимых с ребенком.

- Лектории для родителей по плану работы школы.

IV. Результативность прохождения СИПР

4.1 Психолого – педагогическая характеристика на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)

Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....