Методическая разработка внеурочного занятия «Русская народная кукла». 4 класс.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Петеева Алла Александровна

Тема: «Русская народная кукла»

Тип: творческая мастерская.

Цель: формирование базовых национальных ценностей, развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство с русской  народной куклой.

Данный вид внеурочного занятия возник не случайно. В последние годы в нашей стране произошли общественно–политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне – на уроках и на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

Автор: Петеева Алла Александровна

Тема: «Русская народная кукла»

Тип: творческая мастерская.

Цель: формирование базовых национальных ценностей, развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство с русской  народной куклой.

Задачи занятия:

образовательная: познакомить учащихся с  разнообразием народной куклы и  традициями ее использования;

воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщать к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие;

развивающая: развивать духовно-нравственное восприятие, познавательный интерес детей к народно-прикладному творчеству, внимание, словесно-логическое мышление.

Планируемые результаты:

  Предметные:

  • понимание роли народной куклы в жизни человека.

Метапредметные:

  1. регулятивные УУД :определение и формулирование цели деятельности на уроке (с помощью учителя); проговаривание последовательности действий на уроке; высказывание своего мнения;
  2. познавательные УУД:наблюдение связей человека и природы; сравнение изучаемых предметов по их свойствам; группировка предметов по общему признаку; постановка проблемы и её решение; формулирование выводов  о результатах совместной работы класса;
  3. коммуникативные УУД:  умение слушать и слышать учителя и одноклассников; участие в диалоге, совместное обсуждение предложенной и выявленной проблемы.

  Личностные:

  • самоанализ и самоконтроль результата.

В ходе занятия использованы следующие методы контроля:

 - методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися,   соответствия поведения учащихся установленным правилам, развитие  нравственных качеств.

- методы устного и письменного контроля в форме беседы, рассказа обучающихся, составление поискового поля. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого педагог получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.  

- методы самоконтроля используются учеником для прослеживания личной результативности. Самопроверка применяется после объяснения нового материала, когда учитель дополняет рассказы учащихся.  

   Используемые технологии:

  • Интерактивные технологии
  • Музейная педагогика: «Музей в чемодане»
  • «Экскурсия»
  • Технология сотрудничества
  • Работа в группах
  • Педагогическая мастерская
  • «Поисковое поле»

Основные понятия: «народная кукла», «обереговая кукла», «игровая кукла», «обрядовая кукла», кукла «Неразлучники», кукла «Девка-Баба», кукла «Лихоманки».  

Оборудование:  компьютер,  мультимедиапроектор,  народные куклы, фотографии, чемодан, таблица «Поисковое поле», листы-подсказки «Закончи предложения».

Актуальность: Данный вид внеурочного занятия возник не случайно. В последние годы в нашей стране произошли общественно–политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне – на уроках и на занятиях внеурочной деятельности.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007 г.
  2. Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
  3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Загадки про игрушки |   neposed.net…literature/zagadki/zagadki-o…zagadki 

( Сайт: NEPOSED.NET развитие, обучение и воспитание с пеленок. Статья: Книжная полка - Загадки - Загадки о предметном мире - Загадки про игрушки)

  1. Ода о старом Чемодане poetry.boxter.orgverses/book10/ch101/p2191

(Сайт: Лаврова Татьяна Стихи, песни, сказки, поделки и многое другое. Статья:  Поэзия – Стихи – Отзвук сыгранных ролей – Ода о старом Чемодане)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Конспект занятия Русская народная кукла "Столбушка"

Конспект занятия по изготовлению куклы-оберега "Столбушка"...

Методическая разработка: внеурочное занятие Школа безопасности 1 класс "Полезные вещи - молоток и клещи"

Внеурочное занятие "Школы безопасности", относится к разделу "Домашние опасности".В презентации Вы найдете загадки про сторительные инструменты, а также правила обращения с ними....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка внеурочного занятия для 2-го класса "Жалобная книга природы".

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по курсу проектная деятельность....

Методическая разработка внеурочного занятия в ГПД 1 класса "Мы за мир!"

 Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к сво...