Статья по теме "Моделирование на уроках в начальной школе"
статья на тему

Петеева Алла Александровна

В документе представлен текст выступления на методическом семинаре.Тема выступления "Моделирование на уроках в начальной школе". Цель - продемонстрировать опыт по  использованию принципа моделирования  на уроках в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методический  семинар

«Моделирование на уроках в начальной школе».

Автор: Петеева Алла Александровна,

                                             учитель начальных классов

 

 

Выступление на методическом  семинаре

«Моделирование на уроках в начальной школе».

 Тема методического  семинара: «Моделирование на уроках в начальной школе». Цель - продемонстрировать опыт по  использованию принципа моделирования  на уроках в начальных классах.

  В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. В настоящий момент перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.  Поэтому  необходимо не только познакомить школьника с системой научных знаний об окружающей действительности, но и научить учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками. Особенность этих умений и навыков заключается в том, что они способствуют развитию межпредметных связей, могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету, находя применение в дальнейшем во всех предметных областях.

Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды развития образования подчёркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский. Они понимали значение связей между учебными предметами как способ получения более глубоких знаний для того, чтобы обучающиеся смогли увидеть мир вокруг себя во всём его многообразии и единстве.  

Русские демократы ХIХ и ХХ вв. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев высказывались за свободное и активное усвоение знаний. Так, В.Г. Белинский выдвинул идею "целостности" системы образования, в условиях которой все учебные дисциплины преподаются в единстве и взаимосвязи. В свою очередь, Н.Г. Чернышевский выступал за такие знания, которые, будучи приобретёнными по одному предмету, не остались бы бесплодными для усвоения других дисциплин школьной программы.
         Вместе с тем, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме межпредметных связей показывает, что она в большей степени разработана на дидактическом уровне и в методике преподавания разных дисциплин в среднем и старшем звеньях средней школы, а в дидактике и в методиках начальных классов исследована крайне недостаточно. Так, если в программах для среднего и старшего концентров по различным учебным предметам существует раздел «межпредметные связи», то в программах начальных классов такого раздела нет ни в одном учебном предмете.

Нельзя не согласиться с мнением А.Каспржака, утверждающего, что современное образование – это умение  школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции физика, химика, историка, географа, отнюдь не для того, чтобы стать исследователем в этой области, а для того, чтобы разрешать в последующем конкретные жизненные ситуации.

            Таким образом, современной школе необходимо формировать у учащихся такие общеучебные умения, которые смогут в дальнейшем широко применяться ими при усвоении других предметов, использоваться как готовые познавательные средства.

Л.М.Фридман считал, что такое учебно-интеллектуальное  умение, как преобразование информации из одной формы в другую, иными словами, моделирование «является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть, тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение».

Я хочу поделиться с Вами своим опытом относительно сущности и особенностей использования данного метода в учебном процессе на некоторых предметах.

Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с комнатных растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев и характер поверхности. Несущественными для данной деятельности будут такие признаки, как цвет и форма листьев.

Моделирование включает такие этапы, как:

1) построение модели;

2) исследование модели;

3) перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

 Под моделью понимается  некий образ (подобие объекта, явления или процесса), используемый в качестве его заместителя для выяснения или уточнения тех или иных характеристик.

Существуют разнообразные классификации моделей. Согласно Л.М.Фридману, например,  модели можно разделить на три класса:

  1. Материальные или предметные модели необходимы для воспроизведения в наглядной форме сюжетной задачи, либо для построения предметной модели с помощью манипуляций предметами.
  2. Знаково-символические модели подразделяются на иконические (разного рода рисунки, схемы, чертежи) и знаковые (числовые выражения, уравнения, системы уравнений, неравенства и системы неравенств).
  3. Идеальные модели (мысленные, умственные, воображаемые, создаваемые субъектом в своём воображении в виде образа-представления или образа-воображения.

С моделями разнообразного назначения мы сталкиваемся в течение всей своей жизни. Это различные игрушки – в дошкольном возрасте. В последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, архитектуры, модели для исследовательских целей в научном мире, схемы, чертежи и т.д. Главная особенность модели состоит в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала или отражает необходимые для данного  конкретного случая его признаки.

Основное назначение модели в школьном обучении заключается в том, чтобы по результатам исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого  объекта.

Построение моделей в процессе решения какой-либо учебной задачи выступает как средство наглядности, помогающее упростить рассматриваемые в задаче ситуации с целью поиска пути её решения. При этом ситуация преобразуется таким образом, что все её элементы, отношения между данными и искомыми, входящими в задачу, представлены в легко вообразимой форме.

Анализ программ, учебно-методической литературы показал, что авторы современных учебных программ для начальной школы уделяют серьёзное внимание моделированию.

Так, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, разработавшие курс «Математика» для начальной школы,  указывают на необходимость работы со схематическими моделями на уроках. Авторы считают, что курс «Математика» способствует накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

Значительное место использованию моделей и моделирующей деятельности отводится и в курсах, разработанных А.А.Плешаковым. В 1 классе при изучении окружающего мира в работе учащихся рекомендуется использовать модели частей компьютера, светофора, игрушки-модели транспортных средств, глобус. Деятельность моделирования осваивается в процессе изготовления моделей Солнца из пластилина, Солнечной системы, моделей-аппликаций облака, радуги, моделей запрещающих природоохранных знаков, моделей, отражающих разнообразие природы нашей планеты. В учебниках 2-4 классов много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы.

Моделирование как метод обучения используется и на уроках русского языка. Большое значение отводится работе с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности правописания слов, склонения и т.п. В структуру заданий входят аналитические планы, которые служат для уточнения смысла задания с которым предстоит работать, актуализация (воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения заданий.

Я в своей работе использую моделирование с целью формирования активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приёмами мышления.

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Мои учащиеся в процессе рассуждений способны создать такие модели: начертить план местности, схемы различных связей между предметами, изготовить их из пластилина, картона, бумаги и т.п. С учётом того, что учащимся младшего школьного возраста свойственно конкретно-образное мышление, я использую предметное, образное  и знаковое моделирование.

Обучение моделированию я провожу в несколько этапов:

1. Работа с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы. При этом необходимо в доступной форме поясняю учащимся, что модель – это предмет, замещающий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками. Далее под моим руководством учащиеся описывают объект с помощью готовой модели. Только после того, как дети овладеют умениями работать с готовой моделью, можно переходить на следующий этап обучения моделирующей деятельности, цель которого – актуализация приёмов логического мышления.

2. Введение упражнений с элементами сравнения, обобщения и классификации. Так, путём сравнения нескольких объектов одного класса учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные признаки, по которым несколько объектов можно определить в одну группу. Например, подразделяя природу на живую и неживую на уроках окружающего мира, я подвожу учащихся к тому, что, несмотря  на огромное разнообразие живых существ, для них, в отличие от неживых, характерно то, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.  

3. Изображение символом. К осознанию возможности изображения символом (рисунком или схемой) нужно подводить учащихся постепенно. Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению. На этом этапе работы процесс моделирования становится наглядным и конкретным.

        Следует отметить, что выбор и построение той или иной модели во многом зависит от знаний  и умения учащихся.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, я использую различные приёмы, например:

  • приведи примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели;
  • подбери из готовых карточек соответствующий объекту символ;
  • «расшифруй» схему;
  • найди ошибку в расположении схематических карточек;
  • расставь карточки-схемы правильно;
  • придумай символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели;
  • дополни (закончи) моделируемый ряд;
  • подумай, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта;
  • выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;
  • составить модель по ходу рассказа учителя;
  • составить модель обложки книги изучаемого произведения.

Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования. Введение моделирования на уроках в начальной школе поднимает наглядность на качественно высший уровень – уровень мыслительных операций, которые проявляются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, классифицировать и т.д.

 В заключение подчеркну, что умения и навыки формируются в деятельности путём систематического повторения и тренировок. Для того чтобы ученик смог овладеть любым умением или навыком, необходимо совместно с формированием общеучебных компетенций вести работу по развитию познавательных процессов школьников.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар по теме «Моделирование как особый вид познавательной деятельности на уроках в начальной школе». Подготовила: Петеева Алла Александровна, учитель начальных классов.

Слайд 2

Цель семинара – познакомить с понятием «моделирование», показать значимость моделирования как общеучебного умения, продемонстрировать опыт по использованию принципа моделирования на уроках в начальных классах.

Слайд 3

Современное общество Важные понятия: мобильная самореализующаяся личность, способная к обучению на протяжении всей жизни; учить учиться; развитие межпредметных связей.

Слайд 4

Моделирование - особый вид познавательной деятельности, который представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.

Слайд 5

Этапы моделирования построение модели; исследование модели; перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

Слайд 6

Модель - некий образ (подобие объекта, явления или процесса), используемый в качестве его заместителя для выяснения или уточнения тех или иных характеристик.

Слайд 7

Классификация моделей (Л.М.Фридман) Материальные или предметные модели Знаково- символические модели Идеальные модели

Слайд 8

Материальные или предметные модели воспроизведение в наглядной форме сюжетной задачи, построение предметной модели с помощью манипуляций предметами.

Слайд 9

Знаково-символические модели иконические (разного рода рисунки, схемы, чертежи); знаковые (числовые выражения, уравнения, системы уравнений, неравенства и системы неравенств).

Слайд 10

Идеальные модели мысленные, умственные, воображаемые, создаваемые субъектом в своём воображении в виде образа-представления или образа-воображения.

Слайд 11

Главная особенность модели: содержит в себе существенные черты оригинала или отражает необходимые для данного конкретного случая его признаки.

Слайд 12

Назначение модели: по результатам исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.

Слайд 13

Этапы обучения моделированию: Работа с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы. Введение упражнений с элементами сравнения, обобщения и классификации. Изображение символом.

Слайд 14

Задание: приведи примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели. Пример: Нарисуй, на что похожа буква. /Урок обучения грамоте. 1 класс./

Слайд 15

Задание: выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем. Пример: Какая схема соответствует слову «привокзальный»? /Урок русского языка. Раздел «Состав слова»./

Слайд 16

Задание: «расшифруй» схему. /Окружающий мир./ ПРИРОДА – ИСТОЧНИК: воды, воздуха пищи сырья, энергии здоровья отдыха красоты знаний доброты

Слайд 17

Задание: составить модель обложки книги. Пример: Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». /Литературное чтение. 2 класс./

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

Статья« Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

Из опыта использования здоровьесберегающих технологий в начальной щколе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...

Статья "Интерактивная доска на уроках в начальной школе"

   Использование интерактивной доски на уроках – это не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее усилить образов...

Статья"Информационные технологии на уроках в начальной школе"

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием " К.Д. Ушинский ...

Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....