Доклад Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей
статья на тему

Мамий Сима Заурбечевна

Доклад Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 7 им. Н.Т. Джаримока" а. Джиджихабль Мамий С.З., учитель высшей категории.

«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В феврале Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Её цель - модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ.

Поставленная задача не может быть решена вне нормативно-правового поля. Обязанности и права участников образовательного процесса – педагога, ученика с ОВЗ и его родителей должны быть законодательно закреплены. В противном случае мы столкнемся как с административным и учительским волюнтаризмом, так и с безосновательными амбициозными претензиями родителей. В обоих случаях страдающей стороной окажется ребенок с ОВЗ. Не случайно, к числу приоритетных направлений модернизации системы образования лиц с ОВЗ Минобрнауки России относит «совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные дошкольные учреждения».

Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:

максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Культура в данном случае понимается как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации.

СФГОС является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.

Стандарт рассматривается как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В настоящее время каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается, так или иначе, с проблемой инвалидности. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:

  • результаты образования на каждой ступени
  • структура образовательной программы
  • условия, необходимые для получения образования

В то же время предмет стандартизации здесь и специфичен, поскольку адресован разнородной группе школьников с ОВЗ, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. При этом диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования – невозможен. В связи с этим требуется выделение нескольких уровней, соответствующих всему диапазону возможностей детей с ОВЗ, и соответственно - их стандартизация.Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

Предлагается стандартизировать три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения: один из них является цензовым, т.е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.

I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детей с ОВЗ разработаны 4 варианта специального стандарта.

Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень) предусматривает, что ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательным условием первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции.

Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень) предполагает, что ребёнок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.

Реализация третьего варианта специального стандарта (нецензового) связана с организацией специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Ребёнок находится в коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья, поэтому требуется специальная работа по ведению ребенка в более сложную и богатую социальную среду, по расширению его повседневного жизненного опыта.

Согласно четвёртому варианту специального стандарта (индивидуальный уровень) ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребёнок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Дабы изменить профессиональное сознание дефектологов, выученных работать в старой системе специального образования, формировать нового учителя, принимающего ценности гражданского общества, понимающего цели модернизации образования лиц с ОВЗ мы воспользовались электронными СМИ. Десять лет в сети Интернет публикуется бесплатный научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Заинтересованный пользователь - дефектолог, родитель, студент или преподаватель вуза, администратор системы управления образованием, социальный работник - может оперативно знакомиться с последними разработками Института по приоритетным направлениям модернизации образования детей с ОВЗ.

Новые технологии кардинально меняют и образовательное и информационное пространство. 12 лет тому назад запустив институтский сайт - первый в обсуждаемом проблемном поле - мы гордились обретенными возможностями внедрения. Однако за минувшие годы уровень работы в сети Интернет наших потенциальных пользователей заметно повысился. На протяжении текущего года мы разрабатывали портал ИКП РАО. «Новая школа - это современная инфраструктура c медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями». Портал отвечает запросам «новой школы».

Национальная образовательная инициатива не случайно включает положение о «грамотных учебниках и интерактивных учебных пособиях». На протяжении трёх лет Институт участвует в работе ФЭС, рецензируя рукописи учебников для специальной школы. За минувшие три года из 146 представленных рукописей учебников на доработку было отправлено 38, отрицательные рецензии получили 23 учебника. Наш ученик нуждается в «интерактивных учебных пособиях». Курс на интеграцию и инклюзию делает ситуацию крайне острой, каждый интегрированный ученик входит в общеобразовательный класс со своим оригинальным учебником. Инклюзивный ученик нуждается в интегрированном учебнике, в интерактивном учебном пособии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?Что является отличительной особенностью нового Стандарта?Какие требов...

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

ФГОС начального образования. Что должны знать родители...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...