Классный час в 4 классе «Государственная символика. Конституция и декларация прав»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Котова Вероника Николаевна

Конспект классного часа, проведенного в 4 классе на тему «Государственная символика. Конституция и декларация прав»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolika.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государственная символика. Конституция и декларация прав»

Дидактическая цель: способствовать воспитанию патриотизма; создать условия для расширения исторических знаний  и представлений обучающихся; побуждать детей к уважению прав других людей: показать единство прав и обязанностей.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать этические ценности и чувства, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;  воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; анализировать собственную работу; выделять этапы и оценивать меры освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные: анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Материально-техническое обеспечение: компьютер; изображения флага и герба Российской Федерации; листы для индивидуальной работы; аудиозапись.

Класс: 4А

Сценарий занятия:

  1. Подготовительный

   1.Организационно-подготовительный

- Добрый день, ребята! Как вы уже знаете, меня зовут Вероника Николаевна, и этот классный час проведу у вас я. Наше занятие я хотела бы начать с прослушивания гимна. Это принято делать стоя.

             2.Диагностический

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим не только о гимне. Но чтобы узнать, о чем еще мы с вами побеседуем, предлагаю вам отгадать загадки.

1. На парад когда идём,

То его с собой берём.
Без него нельзя никак,
Это наш, Российский…(флаг)

2. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(Герб)

3.Открытие темы и целей занятия

- Ребята, а как вы думаете, чему же будет посвящено наше занятие? (Государственная символика)

(слайд №1)

                        II.Конструирующий

  1. Основной

а) беседа «что такое символ?»

-Мы с вами живем в огромной стране, которая называется... (Россия).

-Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Для начала давайте разберемся, что же это такое - символ. Как вы думаете, это что такое? (дети высказывают предположения)

-Ребята, давайте обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета». (слайд №2)

-Приведите свои примеры символов. (Дети отвечают)

-Да, ребята, вы правы. Существует очень много символов, но сегодня мы с вами поговорим о государственных символах. (Слайд №3)

-Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России.

-Символика любого государства - это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

б) государственный флаг

-Ребята, каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос. (Демонстрирую флаг)

-Наш трехцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже, в конце XIX в., наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III, но оставался им недолго. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.

-Ребята, а как вы думаете, что означают эти цвета? (ответы детей)

  • Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
  • Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
  • Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

(слайд №4)

 -Знаете ли вы, когда поднимают флаг? Где вы могли видеть государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

-Действительно, также флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах во время торжественных праздников. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину.

в) гимн России

-Ребята, а когда поднимают флаг, что звучит в это время?

-Правильно, это Гимн России. Наш гимн – это торжественная песня о стране, в словах которого прославляется наша Родина - Россия.

-А вы знаете, в каком году был принят Гимн? (Гимн современной России принят в 2000 г.) Музыку написал Александр Александров, а слова - поэт Сергей Михалков.

-А почему гимн слушают стоя? (Гимн слушают стоя, потому что это означает уважение к своей стране, уважение к своему народу и также уважение в первую очередь и к себе)

г) герб России

- Ребята, посмотрите, как выглядит герб России. (Демонстрирую изображение герба Российской Федерации)

- Где мы можем увидеть изображение герба Российской Федерации? (На флагах, монетах, печатях, на государственных документах)

-Давайте рассмотрим, что изображено на гербе. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Двуглавый орел - символ силы, могущества государства. Две головы орла символизируют единство страны. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением всадника, поражающего змея.

- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (Дети высказываются)

-Правильно, дети. Всадник, пронзающий копьем змея, - это святой Георгий Победоносец. Изображение напоминает нам об одном из самых известных его подвигов. Согласно легенде некогда в Палестине жил страшный змей, которому горожане должны были отдать на съедение прекрасную царевну. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, спас девушку. Он сразил чудовище копьем, а его конь растоптал змея. Царь (отец девушки) и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, его почитают во многих странах.

- Итак, на российском гербе изображен христианский воин. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.

-Ребята, а какие гербы вы еще знаете? (области, районов)

-Правильно, ребята, существуют еще гербы областей и районов.

-Посмотрите на доску, здесь показаны гербы: Белгородской области, Валуйского района, Волоконовского района, Борисовского района, Грайворонского района, Губкинского района, Ивнянского района, Корочанского района, Красненского района, Красногвардейского района,  Ровеньского района, Алексеевского района, Вейделеевского района, Новооскольского района, Чернянского района и Шебекинского района. (говорю и показываю герб)

-Ребята, а вы знаете, почему на гербе Валуйского района изображены яблоки?

-Герб городского поселения представляет собой исторический герб города Валуйки, пожалованный императрицей Екатериной II 21 сентября 1781 года, используемый с учетом современных геральдических норм. Представляет собой изображение в зеленом поле пирамиды из золотых яблок, которые в изобилии были в Валуйских поселениях в прошлом и растут ныне. 

д) Конституция, права и обязанности ребенка

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

-Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы.

-Что же это такое - законы? (Законы - это правила, которые устанавливает государство)

(слайд №5)

-Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный  закон нашей страны называется Конституцией.

-Ребята, а вы знаете, что такое Конституция? (Основной закон страны)

(слайд №6)

-В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.

-А что же такое - право? (Право - это правила, по которым живут люди)

(слайд №7)

-Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки.

-Мы с вами отправимся в путешествие по стране Правознайка, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев.

Вопросы:
           
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

На доске 3 листа: (СЛАЙД №8)

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

-Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили? (№ 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (№ 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, каким правом он не воспользовался? (№ 1 на бесплатное образование.)

-В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

-Мы с вами сказали, что в Конституции записаны, не только права, но и обязанности.

-Какие же обязанности у школьника? (уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы)

               

               2.Систематизированный

-А сейчас мы с вами выполним индивидуальную работу. Сейчас ваша задача - придумать и нарисовать свой герб. Он может быть любым, главное, чтобы он отражал особенности той страны, города или организации, символом которой он является. Это может быть герб вашей семьи, нашей школы или нашего города. Вы даже можете нарисовать герб волшебной страны. Желательно нарисовать его в цвете. Лучшие гербы мы повесим на доску.

         III.Итоговый

1. Аналитический

- Ребята, сегодня мы с вами расширили знания об истории флага, гимна и герба Российской Федерации, рассмотрели гербы районов Белгородской области, познакомились с правами и обязанностями гражданина.

             2.Рефлексивный

-Ребята, наше занятие подходит к концу, поэтому я предлагаю вам поиграть в Кубик Блума.

1.Придумай

Представь, что тебе дали индивидуальное задание «Нарисовать герб своей семьи, школы, класса». Придумай, чтобы ты нарисовал?

2.Поделись

Поделись своими мыслями о нашем классном часе.

3.Объясни

Объясни что означает красный/синий/белый цвет на флаге РФ?

4.Почему

Почему на гербе Валуйского района изображены яблоки?

Почему гимн слушают стоя?

5.Назови

Назови обязанности школьника?

Назови права школьников?

6.Предложи

Предложи примеры символов.

-Ребята, вы все молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Государственная символика".

Конспект урока разработан по программе Дмитриевой, Казакова (система Л. В. Занкова). К уроку несколько учеников готовят сообщения по теме. Презентацию можно использовать для любой программы....

Классный час "Обобщающее занятие по государственной символике" 3 класс

Занятие проводится с использованием системы интерактивного голосования SMART Response. Дети отвечают на вопросы теста с помощью пультов. Тест можно проводить на уроке окружающего мира, во внеклассной ...

Презентация "Декларация прав человека" для классного часа в 1-2 классе (часть1)

Адаптированный рассказ о таком сложном документе, как "Декларация прав человека" был представлен учащимся ко Дню Декларации. Трудно рассказывать малышам о таком документе. Помогут картинки и несколько...

Конспект классного часа в 4 классе "Государственная символика"

В публикации содержится конспект урока и презентация к нему...

Конспект внеклассного мероприятия "Государственная символика и Конституция Российской Федерации", 3 класс

Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся понятия «закон, порядок, право»;дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;воспитывать...

Конспект внеклассного мероприятия "Государственная символика и Конституция Российской Федерации", 3 класс

Цели деятельности учителя:сформировать у учащихся понятия «закон, порядок, право»;дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;воспитывать...