Конспект классного часа в 4 классе "Государственная символика"
классный час (4 класс) на тему

Саитбаталова Светлана Владимировна

В публикации содержится конспект урока и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_gosudarstvennaya_simvolika.docx32.71 КБ
Office presentation icon gosud._simvolika.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

                                         2  сентября

 4 класс                           Классный час

Тема:  «Конституция Российской Федерации: государственные   символы России».

Цели урока:

  • образовательная – познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о стране, в которой они живут;
  • развивающая – развивать мыслительные операции: анализ, синтез;
  • воспитательная – воспитывать любовь к родному краю, Родине; чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.

Оборудование: карта мира, альбомные лист, монеты, герб России, флаг России, гимн России (аудизапись),

Ход урока:

  1. Организация класса.               Слайд 1

 Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

А о символах страны

Все ребята знать должны.

II.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о нашей стране, о России, о государственных символах России, о Конституции Российской Федерации.

III. Изучение новой темы

  1. Первая станция:

(Название станции  на доске «Наша Родина – Россия»)       Слайд 2

-Кто знает пословицы или поговорки о Родине?

- Ребята прочитайте пословицу:

  Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.  Слайд 3

- С кем сравнивает русский народ Родину? (с матерью)

- А почему с матерью?

- А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы. Кто сможет назвать? (ответы детей).

- Так же чётко нужно знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

-Все ли вы знаете, как называется страна, в которой мы живём? (хором)

Великую землю,                                 Слайд 4

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

РОССИЯ. ПРЕЗИДЕНТ. КОНСТИТУЦИЯ.

  • Как называется наше государство (Российская Федерация)
  • Что означает слово Федерация (объединение республик, краев, областей)                                                   Слайд 5
  • Если мы живем в России, то, как называется наш народ? (россияне)
  • Кто охраняет нашу страну? (армия)
  • Какой город является столицей России? (Москва)
  • В каком документе прописаны права и обязанности граждан? (Конституция)
  • Кто является гарантом Конституции? (президент)
  • Назовите президента России
  • Кто осуществляет власть в стране? (правительство)
  • Кто принимает законы в стране? (Дума)
  1. Вторая станция «Конституция России»                Слайд 6

- Что такое Конституция? ( Основной закон. В Конституции записаны законы России, права человека)

12 декабря 1993 года в нашей стране была принята новая Конституция. Она возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость её демократической основы, обозначила стремление её граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины.                          Слайд 7

Работа с Конституцией.                

О правах ребенка

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать – это…..   разрешается

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента извивается…

Бить наказывать – это … запрещается

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго….. запрещается

У матери забрали малыша

Он плачет, огорчается

Мать с ребенком разлучать

Это … запрещается

Под солнцем общим в мире  жить,

Со всеми расами дружить –

Это … разрешается

 Этот слабый человек

Под сильным преклоняется

Быть над слабым господином

Строго … запрещается

Физминутка

О президенте, конституции

Если согласны с утверждением – хлопают, если не согласны – топают.  

  • Президент – глава государства (+)
  • Законы России записаны в Конституции (+)
  • В Конституции записано, что людей можно покупать и продавать (-)
  • По закону каждый человек со дня рождения не имеет право носить собственное имя. (-)
  • Россия имеет границы, которые охраняет полиция. (-)
  • За порядком в стране следит полиция. (+)
  • Новый год – это государственный праздник (-)
  • Раньше Москва не была столицей (+)
  • Правительство, Государственная дума находится в Иркутске. (-)

   Одновременно началась разработка новых государственных символов России.

  В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.                

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн

Карта мира (на доске)  или                        Слайд 8

- Россия – самая большая в мире страна (показ на карте). Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идёт от Владивостока до Москвы целую неделю. Каждая страна отделяется границей. У каждого государства есть отличительные признаки, символ. На этой станции мы поговорим о символах нашей Родины. Но сначала надо выяснить, что же такое символ?

Символ – это условный знак, обозначение. У государства тоже есть свои символы, о которых мы сегодня узнаем, путешествуя по станциям.

  1. Третья станции:       ФЛАГ                      Слайд 9,10,11

Вексиллология – наука о флагах.

Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня

Я  России часть и знак – красно-сине-белый флаг

Существует предположение, что первым флагом был посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо.

Флаг нашей страны имеет свою историю. С глубокой древности восточные славяне, русы, имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая его к верхушке пучки травы, веток, ярко окрашенный конский хвост. Назывался он стягом.

Позднее стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета. На них вышивали или рисовали изображения святых – «знаменья». Так появилось слово – знамя.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.

И не случайно эти цвета стали цветами Государственного флага России.

1.Задание: из предложенных полос разного цвета собрать флаг России.

2.Викторина о флаге.

  • Почему флаг России называют триколором? (3 цвета)
  • Какое другое название флагу дало изображение святых на нем? (знамя)
  • Где можно увидеть флаг России?
  1. Четвертая станция: ГЕРБ             Слайд 12,13,14,15,16

Геральдика – наука о гербах

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдем мы на монетах,

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати, и на флаге.

Рождение гербов связано с рыцарскими традициями. Первые гербы были простыми. На них рисовали кресты и полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Постепенно герб становился родовым знаком и передается по наследству. Само слово герб означает наследство. Постепенно родовые гербы стали гербами государств. В России впервые слово «герб» упоминается более 300 лет назад.

Все города и государства имеют свой герб. Герб России мы видим часто. Он изображен на важных документах, на монетах.

Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец,   покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

  • А почему именно орел изображен на гербе? (Орел – птица могучая, сильная, храбрая)
  1. Задание: из отдельных частей составьте герб России (1 часть лишняя)
  2. Викторина о гербе.
  • Как называется наука о гербах? (геральдика)
  • Что на головах у орла (3 короны)
  • Чем пронзает Георгий Победоносец дракона? (копьем)
  • Название какой монете дало копье? (копейка)
  1. Пятая станция: ГИМН    Слайд 17,18,19
  • Что еще кроме флага и герба является символом страны?

В Древней Греции и Риме

Пели гимны в честь богов.

Распевает гимн и ныне

В школе хор учеников.

Только гимн совсем иной –

 Гимн страны моей родной!

В переводе на русский язык гимн – это торжественная, хвалебная  песнь. При исполнении гимна люди встают. Так они проявляют уважение к государству.

Первый официальный русский гимн был самым кратким в мире – всего 6 строк.

За 200 лет от первого гимна до нового, с которым мы живем уже 8 лет, в России гимн менялся 6 раз.

  • Кто знает авторов гимна нашей страны? (А.В.Александров, С.В. Михалков)
  1. Задание: расставьте строчки гимна в нужном порядке

                                                                   

3.Могучая воля, великая слава –      Слайд 20,21

1.Россия – священная наша держава,

4.Твое достоянье на все времена!

2.Россия – любимая наша страна.

  1. Викторина  о гимне
  • Каким действием люди показывают уважение к государству, гимн которого исполняется? (встают)
  • Кто автор текста гимна России? (С.В. Михалков)
  • Сколько может быть действующих гимнов в стране? (1)

Звучит Гимн России (все слушают стоя)

Каждая команда получила по 6 жетонов. На жетонах написаны буквы. Составьте из этих букв слово – это будет указателем к месту, где находится флаг (дерево)

  1. Всенародно избранный глава государства.
  2. Общее право всех граждан
  3. Высший законодательный орган нашей страны.
  4. Объединение республик, краев, областей.
  5. Столица нашего государства
  6. Российский триколор
  7. Государственный символ нашей страны, сопровождаемый музыкой
  8. Основной закон нашей страны
  9. Символ России виде двуглавого орла
  10.  Государство, в котором мы живем
  11. Право человека, которое он теряет попадая в тюрьму
  12. Человек имеет право не только на труд, но и на …

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т

Ф

А

У

Л

В

М

О

С

К

В

А

Е

А

О

Г

Е

Р

Б

Г

И

М

Н

Н

О

Ф

С

С

С

Е

Т

Т

С

В

О

Б

О

Д

А

В

И

И

Е

О

Т

Д

Ы

Х

Т

Я

Р

У

А

Ц

Ц

И

И

Я

Я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

1 класс. Конспект классного часа по теме: "Символика Российской Федерации: флаг и герб"

Класс: 1Цели: развитие познавательного интереса к своей Родине; формирование основных понятий о символах государства; воспитание уважительного отношения к символам своего государства.Оборудование: наг...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Конспект классного часа "Традиции - семейные и классные" (2 класс)

Цель: углубление представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: пр...