Конференция
методическая разработка (4 класс) на тему

Нечитайло Светлана Викторовна

Технология современного проектного обучения в работе с обучающимися с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.  Тема: «Технология современного проектного обучения в работе с обучающимися с ОВЗ»

              Своё выступление мне хочется начать со слов В.А.Сухомлинского.

СЛАЙД 2.

     Я думаю, что не открою сегодня чего-то нового. Эта тема с одной стороны уже актуальна, а с другой стороны – нова, тем, что новая школа – это школа для всех. Адресатами инклюзивного (т.е. включающего)  образования являются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалиды, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности. 

         

     СЛАЙД 3.

      В частности в нашей школе обеспечивается успешная социализация  таких детей, более  половины  категорий.

В моём классе по решению ПМПК выявлено 2 детей с умственной отсталостью (из них 1- инвалид), 6 человек с рождения имеют ЗПР.

        Как работать с такими детьми, как их вовлечь в учебный процесс, как заинтересовать?

     Образование детей с ОВЗ предусматривает создание  индивидуальной коррекционно-развивающей среды и в то же время обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения  образования: это и социальная адаптация, коррекция нарушений развития, оздоровление, воспитание, а также использование в практике эффективных педагогических технологий.

      В современной педагогике наряду с систематическим предметным обучением и   как компонент образовательных систем  используется проектное обучение.

       Проект  выявляет творческие индивидуальные способности, создаёт ситуацию успеха, повышает мотивацию на познание нового, качество знаний на основе идей личностного ориентирования:  на интерес, на творческую самореализацию личности обучающихся, развитие креативности,  интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств; учит проблематизации (целеполаганию и планированию), элементам самоанализа, представлению результатов своей деятельности и хода работы.

      Проект от латинского означает буквально «выброшенный вперёд».

Французское слово переводится как намерение, которое будет осуществлено в будущем, т.е. мы работаем на становление и утверждение наших детей в будущем,  уверенность их в своих знаниях, силах, стремлениях.

    Каждый ребёнок развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе.

Каждая личность, в том числе  и ребёнок с ограничениями в здоровье  играет важную роль в воспитании коллектива, но в тоже время коллектив оказывает влияние на воспитание личности, на формирование её социальной компетентности. Это способность личности продуктивно сотрудничать с партнёрами в группе и команде, выполнять различные роли и функции.

      Прежде, чем начать оказывать действенную помощь таким детям, их надо выявить. Зачастую мы не знаем болезни, диагнозы детей с рождения, в большинстве случаев они подтверждаются и при обучении.

     Надо вплотную работать с родителями, чтобы с их стороны не было препятствий в изучении медработником школы медкарты с рождения ребёнка и в согласии родителями в  дальнейшем обследовании специалистами, в оказании медицинской помощи с их стороны. А  со стороны учителя это внеурочные дополнительные занятия, на уроках – индивидуальный подход, сопровождающие памятки,  карточки – помощники и т. д.

     Работа над проектом содержит определенные трудности у детей с ОВЗ.

Не всегда обучающиеся способны осуществить проектную деятельность: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, страдают кратковременной памятью, не могут владеть большой информацией, а тем более грамотно изложить её. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов.

Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся,  индивидуальные особенности обучающихся при постановке задания, требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. У каждого обучающегося свой запланированный конечный результат и  проект должен иметь практическое применение.

       Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально - технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы по всем предметам.

СЛАЙД4.

       

        Зачастую  эти дети имеют способности к рисованию,  оформлению, изготовлению поделок.

Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность именно на уроках ИЗО и технологии, которая позволяет:  

-овладеть организацией практической деятельности от идеи до её реализации;

-активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;

-повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;

-развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества;

-возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.

СЛАЙд5.

        Труднее работать с ребёнком - инвалидом, обучающимся на дому и перенёсшей множественные химиитерапии. У этой девочки имеется постоянная потребность в общении, которое  запрещено врачами. С ней мы  готовим в основном минипроекты по ИЗО, технологии, праздничные  поделки для родственников. Информацию (о животных, посуде, игрушках, стихи-поздравления) может найти сама, т.к. неплохо владеет компьютером. Оформляем проект в основном в бумажном варианте, излагает материал по наводящим вопросам учителя. При этом проектная деятельность заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом.

       Знания  становятся её  личным достоянием и закрепляются прочно или кратковременно в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

 

   По русскому языку, математике, окружающему миру  рекомендуются проекты после каждой темы.

СЛАЙД6.

  СЛАЙД7.

   Дети с ОВЗ обязательно вовлечены в подготовку групповых проектов как на уроках, так и во внеурочное время посещают кружок «Разговор о правильном питании».

   

СЛАЙД8.

СЛАЙД9

СЛАЙД10.

       Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». С моей и родительской помощью дети моего класса демонстрируют свои проекты на уровне класса, школы, района.

СЛАЙД11.

Наш класс состоит в школьном НОУ (научное общество учащихся).

Во 2 классе мой ученик  представил персональный проект «Семейный альбом», а затем  принял участие в районном конкурсе «Согрей теплом родительского сердца».

СЛАЙД12.

В 3 классе весь год готовили групповой исследовательский проект «Интернет  и здоровье детей». Все учащиеся класса находили материал, разработали рекомендации для родителей и учащихся, провели анкетирование, обрабатывали данные. А группа детей представила проект  на научно-практической конференции в рамках начальной школы.

СЛАЙД13.

 На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания и  умения планировать работу необходимо на начальном этапе проектной деятельности. Использую мотивационный приём.

Развитие восприятия возможно на основном этапе. Использую приём – сравнение.

Развитие тонкой моторики, речи,  навыков сотрудничества осуществляется на всех этапах проектной деятельности. Побуждаю  к самостоятельным высказываниям.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

  Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путём снижения зависимости ребёнка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.

СЛАЙД14.

  Практически все типы и виды проектов выполняются детьми моего класса.

Основными этапами  учебного проектирования являются:

СЛАЙД15.

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

-владение способами познавательной деятельности;

-умение использовать источники информации;

-коммуникативные и адаптивные качества;

-самоорганизация;

Эффективность применения проектного метода обусловлена:

  • Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат.
  • Достаточно высокой эффективностью уроков.
  • Развитием речевых навыков учащихся.
  • Развитием и поддержанием интереса к предмету.
  • Практическим применением приобретённых знаний, умений, навыков.
  • Развитием коммуникативных навыков учащихся.
  • Созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы.
  • А еще она имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и навыков.

Таким образом,  проект как форма деятельности способствует формированию у учащихся  с ОВЗ способностей, которые позволят им не только уверенно приобретать в дальнейшем знания, но и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, строить отношения в различных социальных группах.

СЛАЙД16.

Закончить своё выступление мне хочется такими словами, как гласит китайская пословица:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конференция

Урок-игра по правам человека,4 класс ...

Дипломы для школьной конференции

Дипломы к школьной конференции: учащимся, педагогам...

Урок конференция по окружающему миру.

Урок учит детей работать с разными источниками информации, рассуждать, быть коммуникабельными. ...

Презентация к научной конференции "Тайна имени"

Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...

Конференция на тему: ЗОЖ для учащихся начальных классов Конференция «Мы за здоровый образ жизни» Автор: Захарина Н.Л.- учитель начальных классов

Сценарий исследовательской конференции  по привитию навыков здорового образа жизни. Включает в себя прграмму и концертные омера. Можно применять в работе учителям начальных классов...

Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год

Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта  ежегодно проводятся в виде  научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...