Работа с ребенком-инвалидом
рабочая программа (4 класс) на тему

Нечитайло Светлана Викторовна

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya_rebyonka-invalida.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

   «Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1

    имени Петра Петровича Корягина»

                                        Благовещенского района Алтайского края

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                          Директор МБОУ БСОШ № 1

им. П.П. Корягина

___________О.И. Реймер                                                                                                                                                                                                                                                                                от___________ 2018года

Индивидуальная программа

психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида

Рудаковой Снежаны  Владиславовны

 

                                    Срок реализации     2018 -2019

                            Ответственный за реализацию программы:

                                   Нечитайло Светлана Викторовна

                                            Пояснительная записка

I. Данные о ребенке:

Ф.И.О. ребенка  Рудакова Снежана Владиславовна

Дата рождения   15.10.2008

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1

 имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края.  

4 В класс.

Домашний адрес: Алтайский край  Благовещенский район посёлок Благовещенка  

ул. Победы 43-1

II. Клинический диагноз: Злокачественный гистиоцитоз

III. Социальный статус семьи: неполная многодетная, семья с ребенком –инвалидом.

IV.  Психолого-педагогическая характеристика ребёнка:

    Снежана  обучается в МБОУ БСОШ №1 с первого класса. С целью содействия и создания комфортной обстановки по причине состояния здоровья организованы индивидуальные занятия с ребёнком на дому с 1 сентября 2015 года.  Жилищные условия удовлетворительные. У девочки   имеется отдельная комната и место для выполнения домашних заданий. Девочка воспитывается в неполной семье, в которой трое детей.

    Мать: Рудакова  Ирина Николаевна, домохозяйка.

    У Снежаны  сформирована положительная мотивация учения. Но низок уровень  организованности и самостоятельности, работает только под руководством учителя, поэтапно. Очень медленно переключается с одного вида деятельности на другой. У неё быстро наступает утомляемость, часто отвлекается. Способна удерживать внимание первые 10-20 минут, в дальнейшем учебный материал воспринимается с трудом. Не справляется с заданиями, т.к. возникают боли в голове и спине. Очень часто происходит неоднократное отключение сознания, что с ней было, девочка  не помнит.  Всё запланированное учителем на уроках выполняется, но  с трудом из-за состояния здоровья ребёнка.

   Недостаточен запас знаний по математике. Возникают трудности с абстрактными понятиями. После объяснений на конкретном материале выполняет аналогичные задания. Слабо развито логическое мышление.  Быстро выполняет действия сложения и вычитания в пределах 20 по линейке, чаще на калькуляторе. Письменные работы выполнять не любит, всё время уточняет, сколько ещё писать, т.к. рука часто дрожит и немеет.  Навыками чтения  владеет хорошо. Но сразу прочитать полностью страницу бегло не может. Начинает чтение уверенно, бегло, осознанно, затем сбивается темп, путает  буквы, зевает. Память кратковременная. Заучивание  стихотворений, правил, таблиц сложения и вычитания, умножения и деления    даётся с трудом по причине периодической потери в памяти.

    Результаты входных контрольных работ во 3 классе: русский язык – «2», математика – «3». При написании диктанта допускала орфографические ошибки, искажения букв. Орфограммы знает, может найти допущенную ошибку самостоятельно. Каждую контрольную работу писала 2 дня по 60 минут, т.к. наступала сильная утомляемость и головные боли, тошнота. Мать  уделяет надлежащее внимание воспитанию и учёбе дочери. Снежана  доброжелательна, отзывчива, вежлива, легко идёт на контакт.

     По решению  ТПМК  31.05.2018 г. с 01.09.2018 года  определена на дальнейшее обучение по программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.    

                         V.  Индивидуальный  учебный  план обучения на дому

                                          Рудаковой Снежаны Владиславовны.

                   АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

                             (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.

             Образовательные курсы

               Количество часов в неделю

         Очно

      Заочно

  Всего

Чтение и развитие речи

            2

         2

    4

Письмо и развитие речи

          2

         3

    5

Математика

          2

         4

    6

Изобразительное искусство

         0,5

        0,5

    1

Музыка и пение

         0,5

        0,5

    1

Физическая культура

         0,5

        1,5

    2

Трудовое обучение

         0,5

        3,5

    4

Коррекционная подготовка.

Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Ритмика.

           2

         1

    3

ИТОГО

         10

         16

    26

VI. Содержание программы: (цель программы, актуальные проблемы ребёнка, намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы).

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

VII. План мероприятий, психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка –инвалида в общеобразовательном учреждении.

Выписка из заключения ТПМК от 31.05.2018: рекомендуется обучение  в 4 классе по программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью с 01.09.2018 г.

 Режим реализации образовательной программы определить через ВК ЦРБ.

Получение услуг узких специалистов: занятия с логопедом.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.

Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера.

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями

сентябрь 2018г. – октябрь 2018 г.

учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,


2 этап

Реализации

программы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов (логопед), работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2018 г.-апрель 2019г.

учитель,

социальный педагог, логопед


3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май

2019 г.


учитель,

логопед,

социальный педагог

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Наблюдение;

- Эксперимент;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики.

- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика

(сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.).

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации. 

VIII. Консультирование

Дата

Специалисты

Причина обращения, характер (консультирование, тематика)

Результат

02.04.2018г.

Онкогематолог

Консультация

Гистиоцитоз из клеток Лангерганса, полисистемная, мультифокальная форма, Ремиссия.

03.04.2018г.

Офтальмолог

Консультация

VIS-2,0 OU. ЧАДЗН OU. Миопия 1 степени OU.

Ангиопатия сетчатки по смешанному типу.

03.04.2018г.

Невролог

Консультация

Симптоматическая эпилепсия с миоклоническими абсансами.

05.06.2018г.

Аллерголог - иммунолог

Консультация

Дерматит, средней степени тяжести, подострое течение

05.06.2018г.

Невролог

Консультация

Симптоматическая эпилепсия с миоклоническими абсансами.

15.08.2018г.

Стоматолог

Зубная боль

Санация

16.10.2018г.

Невролог

Консультация

Структурная эпилепсия (миоклонические абсансы, генерализованные тонические приступы)

16.10.2018г.

Офтальмолог

Консультация

VIS - 3,0 OU. ЧАДЗН OU. Миопия 1 st OU.

Ангиопатия сетчатки по смешанному типу.

16.10.2018г.

Онкогематолог

Консультация

Гистиоцитоз из клеток Лангерганса, полисистемная, мультифокальная форма, Ремиссия.

В течение года

Педагог-психолог

Проблемы в общении со сверстниками

Решаются по мере появления

IX. Работа с семьёй.

Дата

Форма работы

Исполнитель

2018-2019 уч . г.

Консультации родителей по вопросам обучения

Нечитайло С.В.

2018-2019 уч . г.

Беседы с родителями

Нечитайло С.В.

X. Заключение и рекомендации

Дата

Заключение

Рекомендации

Май 2019

Внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

В течение года

Рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида

Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....

Индивидуальные адаптированные программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект.

Программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект....

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида....

Семинар с презентацией "Физкультминутки как ресурс развития компенсаторных механизмов ребенка-инвалида"

Описанные упражнения помогают детям-инвалидам снизить психическое напряжение, поднимают настроение и дают посыл для развития творческих способностей....

Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»

В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...

Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида

  Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуетс...

СИПР на ребенка инвалида

СИПР на ребенка 10 лет с инвалидностью...