Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида
методическая разработка на тему

Курдина Нина Михайловна

    Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуется с помощью разработки для них специальных индивидуальных программ, которые адаптируются именно для данной категории детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Совершенствование работы педагога с родителями  ребенка-инвалида

   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми – инвалидами образования, является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании», этим детям даются дополнительные образовательные права, предполагаются особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

    Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.

    Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуется с помощью разработки для них специальных индивидуальных программ, которые адаптируются именно для данной категории детей.

    Целью реализации специальных программ для обучающихся на дому детей-инвалидов является расширение их жизненного опыта, повседневных социальных контактов в доступных для каждого пределах, а также развитие и коррекция познавательных процессов, их эмоционально-волевой сферы и навыков коммуникации.

    Основным направлением реабилитации детей- инвалидов является решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии обучающихся и их семей, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению. Особое внимание уделяется здоровью, формированию и развитию компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей с ОВЗ, преодолению и предупреждению вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров и обучению приемлемым способам усвоения общественного опыта, развитию познавательной активности, формированию всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности.

  Чтобы родители умели правильно помочь своему ребенку, нужно их к этому подготовить, научить.

  Семья является первым социальным обществом человека, в котором он развивается, учится всему, где закладываются основы личностных качеств. Затем школа продолжает эту миссию. Семья и школа являются общественными институтами становления личности человека, стоят у истоков формирования нашего будущего. Но всегда ли семья и школа понимают друг друга, умеют взаимодействовать?

  Достижение тактичного и терпеливого взаимодействия с родителями школьников, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности – одна из основных задач педагога.

  Я работаю учителем в специальной (коррекционной)  школе VIII вида  с  детьми-инвалидами, обучающимся на дому. Каждое моё посещение ученика предполагает встречу и общение с его семьёй. Поэтому необходимо с первых дней установить с родителями добрые взаимоотношения.

   Каким образом это можно сделать? Прежде всего, чтобы работать в школе, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо их любить. Педагог должен любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса. Учитель должен уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь. И родители, и ребёнок чувствуют искреннее расположение учителя и платят ему тем же. Даже высокая требовательность и строгость учителя должны сочетаться с любовью.

   Работу с родителями начинаю в самом начале учебного года. Прошу родителей помимо традиционных сведений рассказать об интересах ребёнка, любимых занятиях, любимых играх, книгах, о домашних обязанностях; интересуюсь, кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка, как ребёнок ведёт себя в общении с посторонними людьми, другими детьми и т.п. С целью предотвращения трудностей в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй пытаюсь выявить с помощью родителей положительные черты и недостатки ребёнка.

   Затем знакомлю родителей со своим видением воспитания детей, требованиями к процессу воспитания и обучения.

   В процессе работы выявляю имеющиеся проблемы родителей в воспитании ребёнка; интересуюсь, какую консультацию они хотели бы получить. Общую проблему нескольких семей предлагаю обсудить на школьном собрании. Для решения индивидуальных проблем даю советы из опыта работы, подбираю соответствующую литературу, организую встречи со специалистами школы.

   При общении с родителями стараюсь всегда придерживаться следующих правил:                                                                                                                                   всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо»;

корректно, с учётом предполагаемой реакции сообщать родителям о неудачах, плохом поведении ребёнка;

не говорить в гневе, не поучать, а только советовать;

не ругать ребёнка, а мягко указать, в чём его проблема;

своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что я – их друг, который всегда постарается помочь. 

Опираясь на свой многолетний опыт работы, а также на опыт коллег, я считаю, что можно условно выделить 3 основные категории семей: «участливые», «сомневающиеся», «требующие». Соответственно, работа учителя в каждой семье имеет свои особенности.

   Первая категория – «участливые» семьи, которые обеспечивают необходимые условия для обучения, комфортные ребёнку и учителю. Организуют рабочее место, приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал, выполняют с ребёнком домашние задания, выполняют рекомендации педагога. Они реально оценивают возможности своего ребёнка, понимают, что совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. С такими родителями легко и приятно взаимодействовать.

   Вторая категория семей – «сомневающиеся» семьи. От них часто можно слышать вопросы: «А надо ли этих детей учить? Есть ли смысл? Можно ли их чему-то научить? Для чего?» Кто-то обеспечит ребёнка всем необходимым для учёбы, но махнёт рукой – «всё равно без толку», а кто-то всё повесит на плечи учителя - «раз пришли учить, учите как есть, лишних денег в семье на канцтовары, нормальную организацию рабочего места ребёнку нет». Таким родителям приходится напоминать, что образование в нашей стране доступно и обязательно для всех граждан, показывать им целесообразность коррекционных занятий и уроков для развития ребёнка, таких родителей приходится постоянно подбадривать, поднимать им дух.

   Для этого надо показывать все, даже малейшие продвижения в развитии, воспитании, обучении их ребёнка, обращать их внимание на проявление ребёнком положительных качеств в различных ситуациях. Недопустимо сообщать родителям только о педагогических трудностях, о слабых достижениях ребёнка, недостойном поведении. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения, чтобы у родителей опускались руки, ожесточалось сердце, а у детей угасало желание быть хорошим. 

  Нередко приходится до родителей доносить мысль о том, что условием счастливого детства ребёнка, источником благополучия в семье является любовь родителей к своему ребёнку. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их нехватку. Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач.

   Третий тип семей – «требующие» быстрых и высоких достижений в обучении ребёнка. С такими родителями приходится сложнее всего. Родители часто «присутствуют» на уроках: либо садятся рядом с ребёнком, либо оставляют открытой дверь, находясь в соседей комнате или, просто подглядывают в щёлку двери. Они часто неадекватно, завышено оценивают развитие своего ребёнка, его способности. А при отсутствии видимых результатов после нескольких уроков, начинают винить учителя в некомпетентности, просят «поменять на другого». В то же время, домашние задания с ребёнком они чаще всего не выполняют, объясняя это тем, что «ребёнок их не послушался, отказался», «не смогли его заставить», «он сидит и занимается только с учителем» и т.п.

   Особенность детей- инвалидов  с ОВЗ состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.

  В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.

 Эффективность работы учителя с семьями детей-инвалидов по данным направлениям есть. Разнообразие форм сотрудничества с семьёй позволяет педагогу привлекать родителей к тесному взаимодействию, обеспечивает снятие их эмоциональной напряжённости, создаёт более открытые отношений родителей со школой. Их общение с окружающими людьми становится легче, приходит чувство понимания себя и своего ребенка с его особенностями, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями между всеми членами семьи, родители учатся видеть положительные моменты в любых ситуациях. Когда происходят все эти изменения, уровень взаимопонимания и слаженности работы родителей с педагогом резко повышается, а ребёнок - инвалид начинает чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Родительские собрания- одна из форм работы педагога с родителями

Выступление на МО классных руководителей....

Совершенствование работы педагога по формированию познавательных УУД в начальной школе

В работе представлены несколько приемов по совершенствованию познавательных УУД на конкретных уроках....

Работа с ребенком-инвалидом

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида...

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями/

способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.Задачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- ...

Пути совершенствования взаимодействия педагогов и родителей: от традиции к современности

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение р...