Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
статья по теме

 

          Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. 

В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.[2]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sergeeva.doc.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.

Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

                                                                                 

                                                                               

                                                                                                       Сергеева Анастасия Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1

города  Бугульмы Республики Татарстан

          Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».[2]

В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.

Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.[2]

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.[2]

Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.

  1. Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания).
  2. Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
  3. Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении, накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул, которые даются детям на усвоение).
  4. Принцип творческой активности предполагает признание за каждым ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой деятельности.[2]

Новые принципы обучения нашли отражение в программах и учебниках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, объединенных в проекте «Перспектива».

Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.

Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания, зависит от меня. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.

Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон («Мои любимые вещи», «Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать и семью каждого из учеников.

Очень хороший урок я получила, когда приняла своих первых воспитанников. Девочка долгое время представляла свою тетю за мать (с согласия своей родной матери). Документы в школу оформлены были также этой женщиной. По моим наблюдениям за поведением этой женщины и ее отношения к ученице меня все больше мучили сомнения. Тем более что женщина эта не нравственных устоев. Постепенно мне удалось вскрыть правду. Мать долго упорствовала, не приходила объясниться с учителем, а потом доказывала, что ей пока не под силу воспитывать дочь. Однако сейчас девочка возвращена в семью, воспитывает ее родная мать, а названная мать недавно оказалась в местах лишения свободы. Это говорит об изменившимся отношении родителей к детям, и о том, какое пристальное внимание должен уделять учитель семье каждого ученика.

После этого случая я налаживаю контакт не только с родителями, но и с бабушками, дедушками, с другими ближайшими родственниками своих учеников. Я стремлюсь вызвать у них уважение, стать для них другом.

Два с половиной года назад ко мне пришли дети, которые не знали элементарных вещей: своего адреса, свою фамилию, не различали времена года, не могли одеваться и собрать свои вещи. Третья часть класса не разговаривали по-русски. Дети разных национальностей относились очень враждебно друг к другу. Поэтому мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы изучить каждого ребенка, понять его проблемы и проблемы его семьи, помочь им.

Для этого в течение всего первого года обучения я проводила еженедельно родительский час. Это практическое занятие, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.

Примерная тематика:

  1. Ребенок пришел в школу.
  2. Уголок школьника дома.
  3. Слоговое чтение. Что это такое?
  4. Семейные привычки.
  5. Компьютер дома.
  6. Как тренировать память.
  7. Упражнения для запоминания состава чисел в пределах 10.
  8. Как выполнять домашнее задание.
  9. Неорганизованность ребенка и как с этим бороться и т.д.

Родительские часы способствовали более успешному обучению первоклассников, сплочению детей и их родителей.

Конечно, неотъемлемой формой работы с семьей являются родительские собрания, которые я провожу нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов, «круглый стол», собрание отцов, собрание-консультация, собрание-рекомендация, собрание рецептов, собрание-совет.

Тематика также разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании. Нередко на собраниях работает родительская почта – любой родитель может задать вопрос или высказать пожелание в письменном виде, причем подписываться необязательно.

На собраниях я никогда резко не высказываюсь в адрес учеников и их родителей, а говорю о том, в каком направлении нам надо работать. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь.

Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Они на свое усмотрение выбирают урок, который хотят посетить. Обычно выбор их останавливается на том предмете, с которым у ребенка возникают трудности. Родители наглядно видят определенные методы и приемы, применяемые на уроке, а затем используют их дома. В конце каждого года обучения проводятся так называемые отчетные открытые уроки для родителей по всем предметам, где мы с ребятами показываем, чего достигли за год. И родители, и дети очень любят такие уроки. А свои отзывы и пожелания родители оставляют в специальной тетради под названием «Дневник общения родителей и учителя».

 У меня класс с разным национальным составом. И эту проблему я тоже не могу обойти. Главной задачей для меня является: заинтересовать школьников и родителей в сохранении этнокультурных ценностей, привить уважение к людям других национальностей. На уроках чтения мы знакомимся не только с русскими сказками, но и с татарскими и азербайджанскими, знакомимся с поэтами разных национальностей. На уроках окружающего мира обязательно рассматриваем разные национальные костюмы. Причем рисуют их сами дети. На занятиях кружка по истории изучаем не только традиции России, но и республики Татарстан и Азербайджан; знакомимся с государственными символами России и других республик; знакомимся с подвигами героев, защищавших Родину. Родители помогают нам в этом. В нашем классном музее, благодаря детям и их родителям, имеются купюры денег разных республик в разные времена, медали ветеранов ВОВ. Когда поздравляем именинников, угощаемся выпечкой то русской, то татарской, то азербайджанской, то башкирской кухни. А праздновать такие национальные праздники, как Курбан-байрам или Пасха, стало традицией. Инициаторами праздника Масленицы обычно являются родители. Мои ученики знают: главное – не национальность, главное – человек, его душа, его поступки.

Считаю главной своей целью – сплотить учеников в большую дружную семью через индивидуальный подход к каждому ребенку. Приведу несколько примеров.

Среди первоклассников сидит мальчик, который не общается ни с кем из ребят, не общается со мной. Лишь изредка подходит ко мне и бросает абсолютно неуместные фразы. Позже выясняется, что ребенок не может пересказать текст из 4-5 предложений. Начинаю изучать семью. При первом впечатлении – благополучная семья: полная, двое детей, очень обеспеченная, родители участвуют в жизни ребенка. Однако после первых же бесед с родителями выяснилось, что  главное увлечение мальчика - компьютерные игры. Причем, у родителей опускаются руки: если они запрещают подходить к компьютеру днем, мальчик включает его ночью. Конечно, посоветовала обратиться к психологу. А со своей стороны попыталась, хотя бы частично, вернуть ребенку детство. Мы вместе читали и пересказывали сказки, (начали с «Колобка» - оказалось ребенок не знает даже ее), рисовали себя, свою семью. Посоветовала родителям купить добрые детские мультфильмы и художественные фильмы, завести дома четвероногого друга, а обязанности по уходу за ним возложить на ребенка. И, конечно же, систематические беседы с родителями. Сегодня мой ученик пересказывает, пишет изложение и сочинение на твердую оценку «четыре». А компьютерные игры мы выбрали с ним только самые нужные.

В прошлом году ко мне привели мальчика – воспитанника детского дома, который сбегал не раз из детского дома, поменял уже две школы, а главное не освоил даже программу 1-го класса и старше остальных ребят на 2 года. Изо дня в день, наблюдая за мальчиком, я заметила за ним одно: на переменах и на многих уроках он рисует. Сначала думала, что это ему мешает, отобрала карандаши. Он не обиделся, но сник. Я вернула карандаши с условием, что он будет выполнять все с нами на уроке. Оказалось, мальчик рисует то, о чем мы говорим на уроке, да как рисует! На уроке чтения прошу дать характеристику главному герою.  У моего ученика блестят глаза – он одной рукой рисует этого героя, а другую держит, чтобы отвечать. Изучаем животных на уроке окружающего мира. К концу урока он получает положительную оценку за ответы, а мне показывает тех же животных, нарисованных своей рукой. Свои рисунки дарит мне, а потом с гордостью смотрит на них, когда я их использую как наглядность для всех ребят. Сейчас мальчик посещает кружок изобразительной деятельности и с радостью в конце каждой четверти считает на сколько еще у него уменьшилось количество «троек», а со мною делится самым сокровенным.

Это яркие примеры того, какие разные могут быть проблемы у неблагополучных и внешне благополучных детей. И нет готового рецепта для их устранения.

В заключении, хотелось бы перечислить принципы, которых я придерживаюсь в своей работе.

  1. Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
  2. Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
  3. Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
  4. Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
  5. Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
  6. Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
  7. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
  8. Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше тебя.
  9. Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Я разработала так называемый проект модели выпускника начальной школы, к которому постоянно стремлюсь в воспитании и обучении своих учеников.

           

 Проект модели выпускника начальной школы

Качества личности

мыслительные

социо- динамические

психические

субъект

интеллект

логика последовательность самостоятельность независимость

реализм активность ответственность разнообразие предприимчивость альтруизм

коммуникативность уверенность в себе рассудительность

творчество свобода

  Мои бывшие и настоящие ученики, а также  их родители говорят так: «Анастасия Юрьевна –  наша вторая мама». А это для меня является лучшей оценкой моего учительского труда, моей работы.

Список использованной литературы.

1. Кирдяева Н. В.  Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// «Начальная школа », 2008,  № 11.

2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// «Начальная школа», 2009, №4.

Электронные ресурсы.

1. Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/

2. Учебно – методический комплект для начальной школы «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма бланка. Разрешение родителей на использование фото и видео материалов с участием школьников в работе классного руководителя.

Из опыта работы. Разрешение на использование фото и видео материала с участием школьников в работе классного руководителя....

Доклад «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и ...

Организация воспитательной работы классного руководителя с родителями учащихся 1х классов

     Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой з...

«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»

quot;Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса"  тезисы выступления....

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса...

Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».

Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»....