Использование активных методов обучения в технологии критического мышления
статья на тему

Биккинина Римма Рафиковна

Статья из опыта работы по применению активных методов обучения в технологии критического мышления.    Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. В процессе учёбы обучающиеся должны научиться критически относиться ко всему происходящему вокруг, уметь высказывать своё мнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Критическое мышление.30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных

образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ

Выступление на районном  конкурсе

«Поиск. Технология. Успех»

Использование активных методов обучения

в технологии критического мышления

Подготовила Биккинина Р.Р., учитель начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ №2»

2018 г

“Важнейшая задача цивилизации – 

 научить человека мыслить”

Эдисон

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску решения.  Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии информации. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

        Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

        Поэтому, одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология развития критического мышления. Она формирует коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Поэтому я хочу поговорить о применении технологии критического мышления во внеурочной деятельности.

В мае 2015 года на базе МОУ «Лямбирская СОШ №2» была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме:

«Технология развития критического мышления  в начальных классах как условие реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников».  Я вхожу в состав рабочей группы этой экспериментальной площадки. В данный момент идёт внедренческий этап эксперимента, когда происходит диссимиляция опыта работы педагогов в школе, полученного в ходе эксперимента (участие в школьных, районных  семинарах, заседаниях методического объединения учителей начальной школы; участие с выступлениями на «круглых столах», конкурсах).

Внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес. Я работаю по методическим комплектам Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и Т.А. Ладыженской «Детская риторика»

Технология развития критического мышления  позволяет не только оживить занятие, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

Базовая модель этой технологии состоит из трёх стадий: стадия вызова, стадия осмысления и  рефлексия. Каждый этап имеет свои  задачи и приёмы.

Использование технологии критического мышления становится возможным благодаря активным методам обучения (АМО). Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающая, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы. На каждом этапе технологии развития критического мышления применяются свои методы.

Пример АМ на стадии «Вызов»:

-поздороваться глазами;

- согреть всех своей улыбкой;

- приветствие (возьму с собой сегодня я хорошее настроение, немножечко везения, улыбки одноклассников, активность и хозяйственность )

АМ «Ожидания и опасения» предусматривает использование листов разного цвета

Цель метода позволят лучше понять класс и каждого ученика для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Я предлагаю детям записать свои ожидания и опасения на фруктах  разного цвета. И прикрепить к дереву. Далее озвучиваю ожидания – это когда

  1. Узнаем, что относиться к вербальным средствам общения.
  2. Познакомимся с понятием «говорящий взгляд».
  3. Будем определять цели занятия.
  4. Уточним, что такое мимика и жесты.
  5. Познакомимся со средствами художественной выразительности.

Опасения – это когда

  1. Боимся, не справиться с заданиями.
  2. Боимся большого количества гостей.
  3. Боимся не понять тему.
  4. Боимся, что наша группа будет работать плохо.

В процессе обсуждения уточняются детали.

АМ стадии «Осмысления» 

Такой метод, как «Кластер» позволет сориентировать учащихся в теме, нацелить на самостоятельную деятельность. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы.

Метод «Верные и неверные утверждения»

«Информационные жанры».

  1. Информация – это то, что один человек сообщает другому.
  2. Диаграммы относятся к информационным жанрам.
  3. Хроника – это самый малый газетный жанр, где сжато и кратко сообщается о чем-то важном.
  4. Заметка – это длинное сообщение о каком-то факте или событии.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт»

Работа с текстом. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, текста.  Обучающиеся используют маркировочные знаки, которые ставят на полях.

 («галочка») - отмечается информация, которая уже знакома ученику

+ (плюс) – отмечается новое задание, новая информация.

? – отмечается то, что осталось непонятным ученику.

! – отмечается то, что ученика удивило.

Данный приём требует не просто читать, а вчитываться в задание, следить за собственным пониманием прочитанного.

Так же в своей работе с детьми я использую пометки на полях. Например: средства художественной выразительности отмечаем на полях первыми буквами слов.

Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию со своими знаниями.

Метод «Написания синквейна»

Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Эта работа нравится даже слабым ученикам и требует подведения итога учебного задания.

Очень любят мои ученики работу в группах, мы её называем «Муравейное братство»

Разнообразит работу на уроке метод «Дешифровки»

Дети, работая в группах получают задания расшифровать предложение и ключ для дешифровки.

Одной из разновидностей групповой работы  является метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информация занятия. Класс разбивается на малые группы. Каждая группа работает за своим столом определённое время. Далее происходит переход к другому столу. Таким образом группы работают совместно, но без контакта друг с другом.

АМ стадии «Рефлексии» 

Подведение итогов можно осуществить с помощью АМО «Итоговый круг», «Мухомор» (После групповой работы учащиеся оценивают свой вклад. С помощью корректорного карандаша дети рисуют белые крапинки на красном круге.  Если довольны своей работой, крапинки рисуют  ближе к центру окружности. Если недовольны – дальше от центра.

Применение активных методов обучения оправдано, поскольку активизирует мыслительный процесс и практическую деятельность. Это необходимо для полноценного освоения учебного материала.

Активные методы обучения способствуют развитию активно  мыслящей личности, способной нестандартно мыслить, творить, действовать.

Результатом работы является активное участие  детей в различных  школьных муниципальных и республиканских конкурсах.

Козлова Диана и Смакаев Самир участвовали в поисково-краеведческой экспедиции по благоустройству территории строительства храма в селе Саловка.

Ребята нашего класса регулярно участвуют во  Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах.

Арина Синдянкина в 2016 году была призёром районного конкурса сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто», Куряев Артур в 2017 году занял 1 место в номинации «Слово» Всероссийского фестиваля детского творчества «Пластилиновая ворона». Он же получил диплом 1 степени во всероссийском детском конкурсе чтецов «Очарование». Мы регулярно проводим совместные мероприятия с Лямбирской Центральной детской библиотекой.

Осенью 2017 года в МРИО было проведено торжественное мероприятие, посвящённое Международному дню пожилых людей в котором приняли участие мои ученики Гаранина Виктория, Куряев Артур и получили благодарственные письма за сотрудничество.

В марте 2018 года в районном конкурсе учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ «Юный исследователь» учащиеся Биккинин Марат и Юлдашева Алиса стали призёрами. Они же  20 апреля 2018 года стали победителями  Всероссийского с международным участием конкурса проектно-исследовательских работ школьников и студентов «Юный исследователь», который прошёл  на базе МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Своим опытом работы я делюсь на заседаниях кафедры учителей начальных классов, методический материал размещаю на своей странице сайта Инфоурок, участвую в различных конкурсах.

В заключение хотелось бы сказать, что использование Активных методов обучения в технологии развития критического мышления в начальной школе повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве друг с другом. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий активной личности.

А закончить своё выступление я бы хотела словами К.Д. Ушинского:

«Учитель живёт до тех пор, пока учится;

как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель»

Всем желаю творческих успехов и пытливых учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи...

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые учитель применяет в системе урока. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся в...

конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока            Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...