Статья Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников.
статья на тему

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочная районная педагогическая конференция

«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»

Направление для педагогических работников

Создание системы оценки достижений  планируемых результатов обучающихся в процессе реализации ФГОС

Тема «Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников»

Тупольская Т.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ Центр образования г.Певек

2018 год

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС.

Государственная программа развития образования РФ на 2016 – 2020 годы обозначила задачи необходимости формирования новой системы оценки качества образования, в полной мере соответствующей процессу выявления результатов обучающихся, процедурам и механизмам их измерения. Именно такой системы оценки, благодаря которой возможно соотнести уровень качества образования и получаемые по его итогам компетенции [4].

Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования? Оценка и отметка должна фиксировать достижения ученика. Думаю, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна, позволять:

 - осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне выполнения и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: мне же обратная связь дает информацию о том, достиг ученик или нет поставленных им целей;

 - использовать её как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

- отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени;

 - ориентировать ученика на успех;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся, содействовать становлению и развитию самооценки.

Система оценки достижений планируемых результатов также включает:

  1. Внутреннюю оценку - оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией).
  2. Внешнюю оценку - оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами.

        Однако реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.

Система оценки достижений планируемых результатов также включает:

  1. Внутреннюю оценку - оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией).
  2. Внешнюю оценку - оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами.

        Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Систему оценивания в своей работе строю на следующих принципах:

1. Оценивание является постоянным процессом.

2. В зависимости от этапа обучения использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

3. Оценивание только критериальное (критериями выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям).

4. Оцениваю с помощью отметки только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

5. Оцениваю только то, чему учу своих учеников. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее обговариваю, но чаще вырабатываю совместно с учащимися.

        Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:

Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребенка. При этом в своей работе с детьми я отмечаю любые, даже незначительные продвижения ученика («Браво! Это лучшая работа!», «Как твои буквы похожи на образец написания», «Ты порадовал меня», «Я горжусь тобой», «Ты показал, что умеешь хорошо работать»). Эмоциональным отзывом оцениваю и недостатки в работе, однако при этом не указываются слабые личные качества или способности в определенных областях знаний («Твоя работа меня огорчила», «Я не узнаю твою работу», «Тебе нравится твоя работа?» и др.).

Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают  методы наглядной самооценки.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей (являющаяся одним из важнейших регуляторов поведения человека). [Словарь русского языка. Том VI; Москва, «Русский язык», 1988 г.]

        Приведу примеры, методов самооценки, применяемых в своей работе:

«Волшебные линеечки». Они больше всего понятны детям. С их помощью можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинаю формирование самооценки с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса, перехожу к формированию прогностической самооценки.

Следует выделить три этапа формирования ретроспективной оценки:

1 этап. Ребенок оценивает свою работу после того, как работа мною проверена, т.е. исправлены ошибки.  Получив свою тетрадь с исправлениями, но без моей (учительской) оценки, ребёнок изучает исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые определяет с учителем. Когда я проверяю тетрадь, то ставлю оценку на той же линеечке. Возвращая детям их работы, сначала называю детей, чья самооценка совпала с моей оценкой и очень их хвалю (вне зависимости от количества ошибок).

  1. этап. Ребенок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до моей проверки. Такая самооценка, стимулирует ученика к самоконтролю.
  2. этап. Каковы бы небыли результаты одной работы они могут быть качественно оценены только в сравнении. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со своими вчерашними достижениями, то у него появятся надёжное основание для самоуважения, сознательного оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.

Заполняется и сравнительная таблица:

Сравнительная таблица ученика ____ класса

Правописание непроверяемой безударной гласной

январь

10 февраля

15 марта

10 апреля

 «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).

Именно она является «точкой роста» самой способности младших школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагаю детям лишь в середине второго класса. Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке будущей работы. И также чётко формулирую условие и критерии работы. Например, после прослушивания диктанта предлагаю детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. (например, с помощью первой линеечки оценить, насколько они уверены, что могут проверить орфограммы в корне слова; вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых позиций; третья линеечка - орфограммы сильных позиций).

Считаю, что ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет само реализоваться во взрослой жизни.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Объектом оценки предметных результатов являются стандартизированные контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты, диктанты, творческие работы, проекты, а также итоговые контрольные работы по предметам. Полученные результаты фиксирую в накопительной системе оценки (например, Листах достижений, Листы оценки предметных результатов) и учитываются при определении итоговой оценки. 

Лист индивидуальных достижений – это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых предметных результатов обучения, личностных результатов обучения, метапредметных универсальных учебных действий по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. Так же использую «Листы оценки предметных результатов» учащихся – наглядные достижения какого-либо этапа обучения. (Приложение 1). В листах, диагностической карте в строке напротив каждого критерия заношу цветовые метки, наглядно демонстрирующие тот или иной уровень достижения каждого из планируемых предметных результатов:

  • «красный» (достаточный) – обучающийся самостоятельно демонстрирует учебное умение (навык);
  • «зелёный» (минимальный) – может продемонстрировать владение учебным умением (навыком) при той или иной стимулирующей помощи педагога;
  • «синий» - данный навык (умение) не сформирован.

Оценка достижения предметных результатов ведется мною как в ходе текущего и промежуточного оценивания. Так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки, применяемой в работе являются итоговые комплексные работы, – в которую входят система заданий разного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку. Математике, окружающему миру.

Также оценку предметных результатов осуществляю с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Провожу мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, литературному чтению, математике – и итоговой комплексной работе на межпредметной основе.

В своей практике (диагностические работы) использую критериальное оценивание – по признакам трех уровней успешности.

Критериальное оценивание – это процесс сравнения достижений, обучающихся с четко определенными критериями [7]. Критерий – признак, по которому оценивается результат. Данный способ оценки фиксирую в индивидуальных Листах достижений, что позволяет мне характеризовать разные стороны образовательной деятельности; сравнивать ученика с самим собой, а не с каким-либо эталоном; использование в качестве инструмента формирования самоанализ и самооценку школьника.

Использую следующие критерии:

- необходимый уровень (базовый) – выполнение заданий, подобных тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания

- повышенный уровень (программный) – решение нестандартных задач, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету)

- максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Качественные оценки по уровням успешности перевожу в отметки по бальной системе.

Обращусь к очень важному вопросы в системе оценивания «С помощью какого инструментария и по какой шкале оценивать?»

Для оценки достижений планируемых результатов в своей работе использую разнообразные формы и методы, взаимно дополняющие друг друга:

- стартовые диагностические работы на начало учебного года;

- стандартизированные письменные и устные работы;

- интегрированные контрольные работы;

- тематические проверочные (контрольные) работы;

- проекты.

Рассмотрим виды промежуточной аттестации:

В стартовой диагностике (например, 1 класс) последовательно даю задания, направленные на диагностику различных умений: воспринимать объект как целое (дорисовать предмет), увидеть существенные признаки в образе объекта, умение устанавливать отношения «больше-меньше», умение выделять объекты из множества других и т.д. Такая работа дает мне много важной информации для планирования педагогической деятельности. Материалы стартовой работы вкладываю в Портфолио.

Текущую аттестацию осуществляю поурочно. Предметные результаты оцениваю в форме бальной отметки. Оценки метапредметных результатов фиксирую в своем рабочем журнале.

ФИ

00.00.0000

00.00.0000

П

К

Р

П

К

Р

Условные обозначения: П-познавательные, К-коммуникативные, Р-регулятивные.

Для оценки УУД устанавливаю следующие уровни:

Уровень достижения

Условные сокращения

«Планируемые результаты»

Высокий

В

Выпускник получит возможность научиться

Базовый

Б

Выпускник научится

Низкий

Н

Требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области.

Такие работы как, например, «итоговая контрольная работа по математике» (3-4 класс) делится на 2 части: обязательную и дополнительную. Выполнение каждого задания обязательной части оцениваю отметками «5», «4», «3», «2», в зависимости от качества ее выполнения. Общую отметку за обязательную часть определяю, как среднеарифметическую за каждое задание.

Результаты выполнения дополнительной части оцениваю только положительной отметкой «5», «4». Если хотя бы одно задание дополнительной части не выполнено или выполнено неудовлетворительно, то на этой части пишу «Не оценено».

Данные образовательных результатов хранятся в «Рабочей тетради педагога». Эти данные необходимы мне для того, чтобы видеть динамику развития ребенка. Таблицы заполняю один раз в четверть (2-4 кл) после проведения контрольных работ по предметам, в 1 классе в конце учебного года. В 1 классе вместо балльных отметок использую положительную и не различаемую по уровням фиксацию: «+».

Помимо предметных контрольных работ в конце года провожу интегрированную (комплексную) контрольную работу, состоящую из компетентностных заданий – задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов.

Каждое правильно выполненное задание с выбором одного ответа оцениваю 1 баллом. Задания с выбором нескольких правильных ответов и задания со свободным ответом оцениваю в зависимости от содержания и уровня сложности задания от 1 до 3 баллов.

На основе первичных баллов за выполнение заданий определяю балл ученика как процент от максимального балла за выполнение работы. Далее процента перевожу в уровни. (см. Уровень достижения). Данные результаты заношу в Рабочую тетрадь педагога.

ФИ

Стартовая диагностика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Комплексная (интегрированная) контрольная работа

П

К

Р

П

К

Р

П

К

Р

П

К

Р

П

К

Р

П

К

Р

1.

Итоговую оценку за уровень начальной школы определяю на основе всех положительных результатов, накопленных моими учениками в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Итоговая оценка за уровень начальной школы – это словесная характеристика достижения ученика, которую вывожу на основании трех показателей:

1. Комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфолио достижений»). Портфолио (способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения). Чтобы портфолио не превратилось в формальное накопление грамот, в его структуру ввожу листы самоанализа. В них ученики самостоятельно, по определенным критериям проводят анализ своей учебы и своего участия конкурсной, учебной, социальной деятельности. 

2. Результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач, выполнение заданий).

3. Результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4 класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы.

В конце учебного года заполняю Сводную таблицу диагностики метапредметных результатов и храню в своей «Рабочей тетради педагога».

ФИО

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Общий балл

%

Уровень

Для оценивания достижений моих учащихся также использую рейтинговую оценку – оценку результатов всех видов деятельности за определенный период обучения. Она основана на учете баллов, накапливаемых учеником в процессе образовательной деятельности. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательно оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении творческих заданий, за участие в олимпиадах, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Применение творческого рейтинга, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, повышает самооценку.

Итак, подведем итог, где же накапливаются оценки и отметки?

  1. Классный журнал. Заполняется соответственно программе и тематическому планированию.
  2. С целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося текущее оценивание УУД вношу поурочно в свою «Рабочую тетрадь педагога», таблицы предметных, метапредметных результатов.
  3. Оценка УУД по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексных работ фиксирую после каждой четверти в журнале «Системы оценки достижений планируемых результатов в начальной школе»C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_20180502_045521.jpg

Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ и учебных программ по отдельным предметам. 

Использование в своей практике новой системы оценивания, позволяет мне, снизить показатели уровня тревожности, учащихся в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя». На мой взгляд, такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки.

Таким образом, внедрение новых форм оценивания позволяет не только сформировать у обучающихся положительную мотивацию и адекватную самооценку, но и приблизит конкретного реального ученика к модели выпускника начальной школы.

Список литературы

  1. Алешкина С. В., Мирзаянова Г. Г., Автулева Т. Л. Система оценки достижений планируемых результатов, обучающихся 1 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013.
  2. Алексеева Л.Л., Биболетова М.З. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 - М: Просвещение, 2011.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя -  М: Просвещение, 2010.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://минобрнауки.рф/documents
  5. Белозерова М.В. Новые подходы к оценке достижения младших школьников в условиях безотметочного обучения -  Педагогический альманах Школа: день за днем, 2010.
  6. Зябкина О.Ю., Попова В.И. Современный подход к оценке достижений учащихся на основе балльно-рейтинговой системы//Современные научные исследования и инновации. 2011 №5
  7. Красноборова А.А., Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностного ориентированного подходов/А.А.Красноборова//Начальная школа плюс до и после.-2010.-№1.-С.76-80
  8. Пинская М.А., Критериальное оценивание в школе/М.А.Пинская//Школьные технологии. -2010.-№3.-С.177-183

Приложение 1

Лист индивидуальных достижений

Ученик_____________________ Школа _____________________________

Класс ______________________ Учитель ____________________________

Формируемые навыки и умения

Старт

Ноябрь

Февраль

Май

Итог

1.1.

Техника чтения

Чтение слогов

 

 

 

 

Чтение слов

 

 

 

Ударение

 

 

 

Чтение предложений

 

 

 

Чтение текстов

 

 

 

Безошибочность чтения

 

 

 

Выразительность чтения

 

 

 

1.2.

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

 

 

 

 

Словесное «рисование картин» к прочитанному

 

 

 

Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему.

 

 

 

Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте

 

 

 

1.3.

Пересказ

С опорой на помощь учителя или иную

 

 

 

 

Без опоры на помощь

 

 

 

1.4.

Чтение наизусть

 

 

 

 

1.5

Составление собственного рассказа

2. Математические навыки

Свободно  складывает и вычитает числа в пределах (10, 100 и т.д.)

Различает геометрические фигуры.

Умеет  их вычерчивать по заданным значениям.

Знает единицы длины

массы

Умеет решать простые уравнения

Решение задач:

Понимает условие

Чертит схему или составляет краткую запись

Записывает решение

3. Навыки письма

Умеет писать все буквы

Соединяет их в слова

Соблюдает правило оформления предложений

Переводит печатный текст в письменный

Списывает текст без ошибок

Записывает простой текст под диктовку

Знает характеристику звуков

Ставит ударение

Делит слова на слоги

Лист индивидуальных достижений

Ученика _________ класса

Учебные предметы

Периоды обучения

I триместр

II триместр

III триместр

Чтение

начало

окончание

осознанность

правильность

выразительность

скорость

Русский язык

каллиграфия

орфография

развитие устной речи

Математика

Устные вычислительные навыки

Письменные вычислительные навыки

Решение задач

Ознакомление с окружающим миром

Обще учебные навыки

Умение работать с книгой

Умение планировать свою работу

Обозначения:

                  - высокий уровень (красный цвет)

                  - средний уровень (синий)

                  - низкий уровень (зеленый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников

  Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и вы...

Семинар « Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...