ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «Мамина умница»
рабочая программа на тему

Соловьева Ольга Александровна

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством образования России.                                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_shkola_razvitiya.docx67.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 «Мамина умница»

     Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством образования России.                                                                                                                

     Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях  в школе раннего  развития. Занятия в школе раннего развития проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

     Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством образования России.

      Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
      В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
      — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
      — от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
      — от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
      — от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
      — от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится
личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
      Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
      Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
      Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
      Концепция базируется на следующих
принципах:
      — непрерывности развития ребенка;
      — общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
      — развития творческих способностей у детей;
      — развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
      — развития и укрепления здоровья личности;
      — развития духовно-нравственных убеждений личности;
      — развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
      — преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
      Основаниями для
реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
      — ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
      — создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
      — организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
      — подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
      — обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
      В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат
личностно-ориентированные и развивающие технологии.
      Целью
личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
      
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
      Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
      Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
      В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

      Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.

      В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
      — развитие эмоционально-волевой сферы;
      — развитие коммуникативных навыков;
      — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
      — сохранение здоровья дошкольников.
      Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом,
целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Основными
принципами подготовки к обучению являются:
      — единство развития, обучения и воспитания;
      — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
      — комплексный подход;
      — систематичность и последовательность;
      — вариативность и вариантность;
      — сознательность и творческая активность;
      — наглядность;
      — доступность и достаточность.
      В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается
игра и продуктивная деятельность.
      Основными
задачами подготовки к обучению являются:
      — охрана и укрепление здоровья;
      — развитие психических функций и качеств личности;
      — обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

         Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
      Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
      В нашей МБОУ СОШ имени М.И. Калинина  занятия в школе раннего развития включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Математические ступеньки», «Волшебный мир творчества», «Я познаю мир», «Английский язык», «Музыка», «Физическая культура»

Подготовка детей к школе начинается с 8 октября и длится по 29 апреля (28 недель)       

      Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам) с помощью комплекта пособий, подготовленных к  программе «Преемственность».
      Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 25 минут с  10-минутными перерывами.

      Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.

       Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
      Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
      
Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки».
      В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
     Раздел «Я познаю мир» представлен программой «Зеленая  тропинка» А.А. Плешакова. В основу методики пособия положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей занимательной игровой форме. Книга предназначена для подготовки детей к школе и воспитывает бережное отношение к природе.

   Раздел «Волшебный мир творчества» представлен программой «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института  художественного образования Российской Академии Образования. Программа  учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие. Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и

каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов.

Примерное количество занятий в неделю:

Название раздела

Число занятий в неделю

«Речевое развитие»,

1

«Математические ступеньки»

1

«Я познаю мир»

1

Волшебный мир творчества

0,25

Развивающие игры

0,25

Музыка

0,25

Английский язык

0,25

Программа раздела «Речевое развитие  «От слова к букве» (28 часов)

      Курс «От слова к букве» (автор -  Н.А.Федосова)  помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
      Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
      Содержание ориентировано на решение следующих задач:
      — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
      — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
      — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
      Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
      Основными задачами
развития речи на подготовительном этапе являются:
      — расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
      — формирование грамматического строя речи ребенка;
      — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
      — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
      Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
      Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.
      При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
      В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
      Целью
подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
      В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
      Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
      Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
      Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
      В содержание работы
по подготовке детей к обучению чтению входят:
      — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
      — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
      — беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
      — разучивание наизусть и выразительное чтение.
      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
      Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
      
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на
игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
      
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
      
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Содержание программы

      Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
      Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
      Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
      Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
      Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
      
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
      Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
      
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
      
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
      
Планируемые результаты:
      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
      — осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
      — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
      — оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
      — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
      — использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
      — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
           смотреть на собеседника,
           не перебивать говорящего,
           использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
      — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
      — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
      — правильно произносить все звуки;
      — отчетливо и ясно произносить слова;
      — выделять из слов звуки;
      — находить слова с определенным звуком;
      — определять место звука в слове;
      — соблюдать орфоэпические нормы произношения;
      — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
      — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
      — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
      — соблюдать элементарные гигиенические правила;
      — ориентироваться на странице тетради.

Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2016

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речевое развитие»

автор Н.А.Федосова (1 ч. в неделю-28часов в год)

№п/п

Дата

Курс и тема

НОД и совместная деятельность

1

От слова к букве. «Осень»

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

2

От слова к букве. «Игры и игрушки»  

Звук и буква.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

3

От слова к букве.  

Гласный звук. Штриховка.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма. конструирование

4

От слова к букве. Согласный твердый и согласный мягкий звуки.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, зарисовки.

5

От слова к букве. Слог. Штриховка.

Самостоятельная деятельность детей

6

От слова к букве. Зимние странички. Гласный и согласный звук.

Совершенствование и развитие речи, конструирование

7

От слова к букве. Штриховка. Звуковая схема слова.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила работы в тетради, конструирование

8

От слова к букве. Животные и их жилища. Письмо элементов букв.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

9

От слова к букве. Читаем сказки. Звуковая схема слов.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование грамматического строя речи

10

От слова к букве. Съедобные и несъедобные грибы. Дорисуй по образцу.

Совершенствование и развитие устной речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

11

От слова к букве. Звуковая схема слов. Слог.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила работы при рисовании, конструирование

12

От слова к букве. Загадки. Обводим по контуру.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование.

13

От слова к букве. Буква О. Буква А.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, гигиенические правила письма, конструирование

14

От слова к букве. Буква И. Буква Ы.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма

Воспитывать патриотизм. Формировать позитивное отношение к книгам.

15

От слова к букве. Буква Э. Буква Ю.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

16

От слова к букве.  Буква Л. Буква М. Чтение слогов.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

17

От слова к букве. Буква Н. Чтение слогов.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

18

От слова к букве. Буква В. Буква Ф.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

19

От слова к букве. Загадки о животных . Буква Р.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

20

От слова к букве. Буква С. Буква З. Штриховка

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

21

От слова к букве. Буква Ш. Буква Ж. Чтение скороговорок.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

22

От слова к букве. Буква П. Буква Б. Чтение слогов.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

23

От слова к букве. Буква Т. Буква Д.  

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

24

От слова к букве. Буква Г. Буква К.

Совершенствование и развитие речи, формирование четкого произношения звуков, словарная работа, формирование грамматического строя речи, гигиенические правила письма, конструирование

25

От слова к  букве. Буква Х. Буква Ц.

Совершенствование и развитие речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму, конструирование

26

От слова к букве. Буква Ч. Буква Щ.

Совершенствование и развитие речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму, конструирование

27

От слова к букве.  Буква Й. Чтение детских стихотворений.

Совершенствование и развитие речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму, конструирование

28

Чтение детских рассказов «Играющие собаки», «Косточка»

Совершенствование и развитие речи

Программа раздела  «Развитие математических способностей»
курса «Математические ступеньки» (28 часов)

      Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой.
     

Содержание программы

      Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
      Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
      Содержательно-логические задания на развитие:
      — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
      — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую,  зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
      — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
      
Планируемые результаты:
      — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2016

Календарно-тематическое планирование предмета

«Развитие математических способностей»

автор С.И.Волкова(1 ч. в неделю-28часов в год)

№ п/п

Дата

Курс и тема

НОД и совместная деятельность

1

Математические ступеньки. Пространственные представления

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и т.д.)

2

Математические ступеньки. Признаки предметов.

Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

3

Математические ступеньки. Ориентация на плоскости

Ориентация на плоскости: слева, справа.

4

Математические ступеньки. Длина

Измерение длины: длиннее - короче

5

Математические ступеньки. Количество

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же

6

Математические ступеньки. Круг. Многоугольники: треугольник.четырехугольник

Сравнение фигур по форме

7

Математические ступеньки. Прямоугольник. Квадрат

Моделирование

8

Математические ступеньки. Закрепление пройденного материала

Самостоятельная деятельность детей

9

Математические ступеньки. Предметы во времени

Сравнение предметов по количеству: позже, раньше

10

Математические ступеньки. Масса

Сравнение объектов по массе: лѐгкий – тяжелый, легче – тяжелее

11

Математические ступеньки. Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа детей

12

Математические ступеньки. Число и цифра 1. Понятия «один – много»

Конструирование

13

Математические ступеньки. Число и цифра 2. Понятие «пара»

Конструирование

14

Математические ступеньки. Число и цифра 3. Состав числа 3

Конструирование, сравнение

15

Математические ступеньки. Повторение пройденного материала

Самостоятельная деятельность

16

Математические ступеньки. Число и цифра 4. Состав числа 4

Конструирование

17

Математические ступеньки. Число и цифра 0

Конструирование

18

Математические ступеньки. Число и цифра 5. Состав числа 5

Конструирование

19

Математические ступеньки. Понятие «равенство». Знак «=»

Конструирование

20

Математические ступеньки. Действие «сложение». Знак действия «сложение» «+»

Конкретный смысл действия «сложение»

21

Математические ступеньки . Действие «вычитание». Знак действия «вычитание» « - «

Конкретный смысл действия «вычитание»

22

Математические ступеньки. Повторение и закрепление

Самостоятельная деятельность детей

23

Математические ступеньки. Число и цифра 6

Конструирование

24

Математические ступеньки. Число и цифра 7

Конструирование

25

Математические ступеньки. Число и цифра 8

Конструирование

26

Математические ступеньки. Число и цифра 9

Конструирование

27

Математические ступеньки. Число 10

Конструирование, особенности записи числа 10

28

Математические ступеньки. Повторение и закрепление

Конструирование, самостоятельная деятельность детей

Предмет «Я познаю мир»

представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА» А.А. Плешакова 28 часов

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2016

Календарно-тематическое планирование предмета

«Ознакомление с окружающим миром»

автор Плешаков А.А.(1 ч. в неделю-28часов в год)

№ п/п

Дата

Курс и тема

НОД и совместная деятельность

1

Зеленая тропинка. Звѐздное небо

Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех).

2

Зелѐная тропинка. Солнце и Луна

Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны нанебе. Игра «Путешествие на Луну».

3

Зеленая тропинка. Радуга

Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

4

Зелѐная тропинка. Народные приметы

Знакомство с народными приметами

5

Зеленая тропинка. Как узнать растения?

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя).

6

Зелѐная тропинка. Травы, кустарники, деревья

Раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций.

7

Зеленая тропинка. Декоративные растения

Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размером, цветом и формой.

8

Зелѐная тропинка. Съедобные и ядовитые растения

Сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

9

Зеленая тропинка. Лекарственные растения

Рассматривают, анализируют.

10

Зелѐная тропинка. Мхи и папоротники.

Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу

11

Зеленая тропинка. Грибы

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, в природе (с помощью атласа-определителя)

12

Зелѐная тропинка. Твоя мастерская

Наблюдение, вырезание, разукрашивание.

13

Зеленая тропинка. Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть?

Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»

14

Зелѐная тропинка. Как узнать животных?

Животные нашей местности

15

Зеленая тропинка. В живом уголке.

Лепка и раскрашивание изображений животных.

16

Зелѐная тропинка. Домашние животные

Рисование своего домашнего питомца

17

Зеленая тропинка. В мире насекомых

Распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга)

18

Зелѐная тропинка. В мире рыб

Обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам.форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

19

Зеленая тропинка. В мире птиц

Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке изменения размера.

20

Зелѐная тропинка. В мире зверей

Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение в порядке изменения размера.

21

Зеленая тропинка. Какие еще бывают животные

Лепка и раскрашивание, распознавание на рисунках с помощью атласа-определителя.

22

Зелѐная тропинка. Отношение людей к животным: каким оно должно быть?

Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»

23

Зеленая тропинка. Времена года

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времѐн года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями, их отображение с помощью простейших моделей.

24

Зелѐная тропинка. Осень

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времѐн года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями, их отображение с помощью простейших моделей.

25

Зеленая тропинка. Зима

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времѐн года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями, их отображение с помощью простейших моделей

26

Зелѐная тропинка. Весна

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года.

27

Зеленая тропинка. Лето

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времѐн года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями, их отображение с помощью простейших моделей

28

Зелѐная тропинка. Отношение человека к природе: каким оно должно быть?

Оценка поведения человека в природе простейшие правила поведения

Программа раздела «Волшебный мир творчества» (7 часов в год)

(предшкольная подготовка «Школа развития»)

В основе программы курса  лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом

педагогических наук, старшим научным сотрудником Института  художественного образования Российской Академии Образования.

Программа  учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста

 и направлена на художественно-эстетическое развитие. 

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Главные цели:

 – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через  изобразительное искусство.

 

 Задачи:

-  предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

-  способствовование  духовно-нравственному воспитанию, эстетическому  развитию детей, приобщить их  к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского  искусства.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

 Особенностью программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов.  Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

Содержание курса

Цель: Развивать важнейшее для  творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы. 

Основные задачи:

  • помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
  • донести до понимания детей, о чем может  говорить искусство;
  • научить воспринимать художественные образы  и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

Предполагаемый результат

  • учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;
  • научатся изображать предметы, животных, украшать, срисовывать;
  • смогут понимать, о чем говорит искусство.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

НОД  и совместная деятельность

Используемые материалы

1

Кружок «Мастер на все руки» «В осеннем лесу»

Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства

пластилин

2

Рисуем радугу.  Цветовой спектр.

Рисуем радугу акварелью. Знакомство с основными цветами. Под радугой самостоятельное изображение с тремя главными цветами.

акварель, альбом

3

Кружок «Мастер на все руки» Лепка

«Цветок-дерево»

Развивать творчество и фантазию. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

пластилин

4

Лучики для солнышка. Теплые цвета.

Коллективная работа. Каждый воспитанник украшает лучик узорами только тёплых цветов. В конце занятия лучики приклеиваем к солнышку.

Акварель, альбом

5

Подводный мир. В аквариуме есть кусочек моря.

Выполнение аквариума для рыбок, сделанной из цветной бумаги.

Картон, цветная бумага, ножницы

6

Укрась шапочку. Что такое орнамент?

Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров. Цветными карандашами, восковые мелки рисуем на силуэте шапочки свои орнаменты.

Акварель, альбом

7

Загадки с грядки.

Отгадываем загадки,  обводим по шаблону овощи и фрукты, раскрашивание пластилином предмета

Пластилин, картон

Программа раздела «Развивающие игры» (6 часов в год)

(предшкольная подготовка)

     Формирование игровых навыков осуществляется через курс «Развивающие игры», автор Е. В. Ермоленко «Театральное искусство». В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Театрализованные игры имеют особое значение для социализации и культуризации дошкольника. Они влияют на социальное развитие ребѐнка как за счѐт осмысления нравственного подтекста литературного текста, который лежит в основе их содержания, так и за счѐт коллективного характера большинства игр детей, что создаѐт благоприятные условия для развития чувства партнѐрства, для освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе театрализованных игр совершенствуется звуковая культура речи, развиваются внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске. Для реализации программы разработан целый ряд упражнений на развитие актерских способностей ребенка, раскрытие творческой индивидуальности каждого, раскрепощенность личности.

Календарно-тематическое планирование предмета

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

автор ЕрмоленкоЕ. В. (6 часов в год)

№ п/п

Дата

Тема

НОД  и совместная деятельность

1

Развивающие игры. Сюжетная игра Ассоциативные упражнения

Умение рассматривать любое явление с разных точек зрения, ведь каждая задача имеет множество решений и каждое решение верно (представить кошку — какая она, ее голос, походка, характер; изобразить и т. д.).

2

Развивающие игры. Пластика и пантомима

Развитие грации (умение владеть своим телом); работа над

3

Развивающие игры. Упражнения на осязательное внимание

Развивающие игры. Упражнения на осязательное внимание

4

Развивающие игры. Упражнение «Если бы»

Предлагаемое обстоятельство (что вы делали, когда гуляли в лесу).

5

Развивающие игры. Упражнения на стремление создать линию действия (только что шили, куда-то воткнули иглу, очень нужно найти и т. п.)

Изменение предлагаемых обстоятельств имеет отношение к предмету действия с этим предметом

6

Развивающие игры. Игры с мячом

Подбрасывание и ловля мяча одной рукой, двумя, игры с мячом

Программа раздела «Волшебный мир творчества» (7 часов в год)

(предшкольная подготовка «Школа развития»)

В основе программы курса  лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом

педагогических наук, старшим научным сотрудником Института  художественного образования Российской Академии Образования.

Программа  учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста

 и направлена на художественно-эстетическое развитие. 

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Главные цели:

 – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через  изобразительное искусство.

   Задачи:

-  предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

-  способствовование  духовно-нравственному воспитанию, эстетическому  развитию детей, приобщить их  к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского  искусства.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

 Особенностью программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов.  Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

Содержание курса

Цель: Развивать важнейшее для  творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы. 

Основные задачи:

  • помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
  • донести до понимания детей, о чем может  говорить искусство;
  • научить воспринимать художественные образы  и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

Предполагаемый результат

  • учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;
  • научатся изображать предметы, животных, украшать, срисовывать;
  • смогут понимать, о чем говорит искусство.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

НОД  и совместная деятельность

Используемые материалы

1

Кружок «Мастер на все руки» «В осеннем лесу»

Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства

пластилин

2

Рисуем радугу.  Цветовой спектр.

Рисуем радугу акварелью. Знакомство с основными цветами. Под радугой самостоятельное изображение с тремя главными цветами.

акварель, альбом

3

Кружок «Мастер на все руки» Лепка

«Цветок-дерево»

Развивать творчество и фантазию. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

пластилин

4

Лучики для солнышка. Теплые цвета.

Коллективная работа. Каждый воспитанник украшает лучик узорами только тёплых цветов. В конце занятия лучики приклеиваем к солнышку.

Акварель, альбом

5

Подводный мир. В аквариуме есть кусочек моря.

Выполнение аквариума для рыбок, сделанной из цветной бумаги.

Картон, цветная бумага, ножницы

6

Укрась шапочку. Что такое орнамент?

Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров. Цветными карандашами, восковые мелки рисуем на силуэте шапочки свои орнаменты.

Акварель, альбом

7

Загадки с грядки.

Отгадываем загадки,  обводим по шаблону овощи и фрукты, раскрашивание пластилином предмета

Пластилин, картон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день"

Разработка праздничного утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!

Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей младших школьников и охватил разнообразный материал....

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы. подготовка к ВПР" для учащихся 1-4 класса

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы. подготовка к ВПР" для учащихся 1-4 класса...