«Организация эффективного педагогического общения»
методическая разработка на тему

Агавелова Лиана Григорьевна

Методические рекомендации для педагогов. Что же такое эффективное общение?

Часто в ситуациях общения мы сталкиваемся с тем, что наши слова «Не доходят» до собеседников или неправильно понимаются ими. «Как об стенку горох»! - говорим мы в таких случаях про учеников. А ведь стенки действительно существуют! Это защитные барьеры общения. Почему они возникают, можно ли их обойти?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon efektivnoe_obshchenie.ppt583.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации педагогу «Организация эффективного педагогического общения».

Слайд 2

: Что же такое эффективное общение? Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.

Слайд 3

Часто в ситуациях общения мы сталкиваемся с тем, что наши слова «Не доходят» до собеседников или неправильно понимаются ими. «Как об стенку горох»! - говорим мы в таких случаях про учеников. А ведь стенки действительно существуют! Это защитные барьеры общения. Почему они возникают, можно ли их обойти?

Слайд 4

избегание: прямое уклонение от общения или невнимание к говорящему; недоверие: информация воспринимается, но если источник ее считается не заслуживающим доверия, то и вся информация также считается недостоверной; непонимание: чужой язык, непонятные слова, чуждый стиль общения, иная логика.

Слайд 5

Задача раппорта – привлечь к себе внимание партнера по общению Для того, чтобы влиять на людей, в том числе на учеников, надо устанавливать с ними раппорт! Основной принцип установления раппорта – это психологическое присоединение к другому человеку. Для того, чтобы присоединиться, надо человека понимать. Значит педагогу необходимо хорошо понимать других людей.

Слайд 6

. Общение надо начинать с прояснения общих целей. Так, если мы скажем в начале беседы раздраженному родителю, что разделяем его озабоченность ситуацией, то получим собеседника и участника педагогического процесса, а если скажем, что родители должны больше внимания уделять своему ребенку (чаще бывать в школе, выполнять рекомендации учителя и так далее), то, скорее всего, получим конфликт .

Слайд 7

Как организовать эффективное общение на уроке? Правило первое: начинайте урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее. Якорь – это действие, слово или образ, которые включают ассоциативную цепочку связанных с ними чувств и переживаний. Для того чтобы создать якорь, включающий рабочее состояние, необходимо любым способом привлечь в начале урока внимание учащихся. Это может быть шутка, или какая-то нестандартная фраза. В дальнейшем этой фразой можно будет пользоваться весь учебный год, для того, чтобы включить нужное рабочее состояние. Риск: можно случайно заякорить кого-нибудь на другое состояние, так как якорь привязывается к тому, что есть, а не к тому, чего бы нам хотелось.

Слайд 8

Правило второе: в начале урока должна быть создана мотивация на урок, то есть у каждого ребенка должна появиться причина, по которой он будет работать. Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан. Для разного возраста мотивация будет различной. Если первоклассникам мы можем сказать, что, изучив счет до второго десятка, они станут совсем как взрослые, то в старших классах такая мотивация уже не сработает.

Слайд 9

Правило третье: На уроке необходимо загружать и левое и правое полушарие учеников. Чаще всего в процессе обучения основную нагрузку несет левое полушарие, которое отвечает за анализ информации. Мало задействовано правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество. На уроках всегда есть возможность загрузить правое полушарие. Попросите детей нарисовать какое-то понятие или явление. Дайте задание, которое можно выполнить, только включив воображение. Хорошим способом включить в работу оба полушария являются задания на сравнение.

Слайд 10

Правило четвертое: на уроке необходимо использовать полимодальную речь. Мы знаем о существовании разных репрезентативных систем у человека (слуховая, зрительная, кинестетическая), поэтому, чтобы все дети понимали нас. Необходимо использовать слова разных модальностей: посмотрите, послушайте, почувствуйте, сделайте сами.

Слайд 11

Правило пятое: используйте ошибку на благо себе и ученику. Ошибка – это обратная связь. Каждый раз, когда вы получаете не то, что хотели, вы получаете что-то другое. А значит, чтобы получить нужный результат, надо что-то делать иначе. То есть ошибка – это повод задуматься о том, что именно мы делаем не так. Что надо изменить в работе с этим конкретным учеником? Если мы будем смотреть на ошибку как на обратную связь и приучим к этому учеников, из процесса обучения уйдут чувство вины и страха, а значит мы сможем воспитать более успешных детей. Каждый находит в жизни то, что ищет – успех или неудачу. Человек, имеющий мотивацию достижения, более успешен, чем тот, кто замотивирован на избегание неудачи.

Слайд 12

Правило шестое: Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Большинство людей охотнее и проще замечают ошибки и неудачи, равнодушно проходя мимо чужого успеха. А ведь именно успех дает нам силы двигаться дальше. Особенно важен отмеченный вами успех ученика. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу. Когда в цирке учат танцевать лошадь, ее не сравнивают с другой лошадью, а поощряют за нужные действия.

Слайд 13

Правило седьмое: Создавайте якорь на состояние успеха. Любой успех, даже незначительный, должен быть замечен и подкреплен. Особенно это надо слабо успевающим, неуверенным в себе ученикам. Учитель может не только заметить, но и закрепить успех ученика, словом, дружеским жестом, улыбкой. Так создается позитивный якорь на состояние успеха. Позитивный якорь не только создает мотивацию в достижении успеха, но и приучает самих ребят относиться к себе, как к победителям, верить в свои силы.

Слайд 14

Восьмое правило: В течение всего урока поддерживайте групповой раппорт с классом и индивидуальный – с каждым учеником. Вспомните: где нет раппорта, там есть сопротивление. Раппорт поддерживается не только и не столько с помощью речи, сколько при помощи невербального поведения: контакт глаз, поддерживающая улыбка, дружеское прикосновение, внимание к каждому ученику.

Слайд 15

Правило девятое: используйте положительные утверждения. Любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату. Дело в том, что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говориться. Если сказать «Не смотрите на потолок», вам продеться приложить усилия, чтобы этого не делать. Вот почему так неэффективны призывы не шуметь, не отвлекаться и так далее. В то же время, для некоторых детей использование НЕ может стать эффективным способом управления поведением. Если вы скажите «Сейчас не смотрите на доску», куда посмотрит большинство учеников?

Слайд 16

Правило десятое: проведите в конце урока подстройку к будущему. Заканчивая урок, хорошо бы соединить изученный материал с ранее известным. Успешный ученик должен знать где, когда и при каких обстоятельствах он сможет применить знания, полученные на уроке. Подстройку к будущему можно провести разными способами. Эффективны метафоры (шутки, пословицы, афоризмы, притчи), которые каким-либо образом связывают изученное с реальной жизнью. Метафоры действуют на эмоциональную память и поэтому запоминаются надолго. Вспоминая метафору, ученик будет невольно вспоминать и материал урока.

Слайд 17

Учитель – представитель профессии, которая относится к группе «Человек-человек», поэтому, независимо от специализации, основным содержанием его работы является общение с другими людьми. Коммуникативные и организаторские способности – важнейшее профессионально значимое качество педагога. Чем эффективнее общается учитель, тем более компетентным специалистом он является, тем больше удовольствия он получает от результатов труда и даже в самом процессе.

Слайд 18

Спасибо за внимание! Агавелова Лиана Гртгорьевна Социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ. Качество и эффективность взаимного общения

Взаимная поддержка учителей и родителей - результат успешного воспитания ребенка. Здесь раскрываются наиболее важные вопросы конструктивного взаимодействия учителя и родителей.«Слово – тончайшее прико...

"Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка"

Потребность в общении - это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей. Общение между людьми помогает развитию и формированию личности. ...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Статья рассматривает проблему педагогического общения как основного фактора взаимодействия педагога и ребёнка в учреждении образования, раскрывает различные психологические, педагогические, методологи...

Положительное подкрепление как эффективный способ научения и педагогического общения.

Содержание статьи:ВведениеТеории наученияПоложительное подкрепление как способ эффективного педагогического общенияЗаключениеЛитератураВ статье "Положительное подкрепление как эффективный способ ...

Педагогическое общение. Эффективное взаимодействие педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....