Положительное подкрепление как эффективный способ научения и педагогического общения.
статья

Мячина Александра Анатольевна

Содержание статьи:

Введение

Теории научения

Положительное подкрепление как способ эффективного педагогического общения

Заключение

Литература

В статье "Положительное подкрепление как эффективный способ научения и педагогического общение" рассмотрены основные понятия педагогического общения, три теории научения: классическая, оперантная и социальная и эффективный метод приемов поощрения - положительное подкрепление.

Основная идея теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.

Понятием научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств, свойств, навыков, знаний и умений в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

Важный фактор эффективности педагогического общения представляет собой продуманная система поощрений, положительных подкреплений учащихся за успехи в процессе научения. Педагог должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащегося. Поощрение, положительное подкрепление должно соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия, необходимое поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДТ «Юность»  

Положительное подкрепление как эффективный способ научения и  педагогического общения.

Педагог дополнительного образования: Мячина А. А. 

Цирковой коллектив «Кураж» 

2020 г.

Введение.

Одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством -  это общение между педагогом и учащимся. Педагогическая деятельность принципиально строится по законам общения. Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающими перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением.  

 Под педагогическим общением  обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся  (А.А. Леонтьев).


Теории научения.

Преследуемый результат эффективного  педагогического общения – это научение.  В начале XX в. в русле бихевиоризма интенсивно изучался  механизм научения,  который лежит в основе поведения.

Научение (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения (знаний, навыков) и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Научение - это устойчивое целесообразное изменение поведения, которое возникает благодаря предшествующему социальному опыту и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула - реакции).

В разработку проблемы научения большой вклад внесли американские и европейские психологи: А. Бандура,  Дж. Брунер, Д. Доллард, В. Келер,  К. Лоренц, Н. Миллер, Дж. Роттер, Р. Сирс, Б.Ф. Скиннер, Э. Толмен, Э. Торндайк, Д. Уотсон и др.

Классическое научение - вид научения, в котором первоначально нейтральный стимул идет в паре со стимулом, естественно вызывающим реакцию, и, постепенно,  приобретает способность вызывать ту же реакцию. Первым сформулировал и применил экспериментальный метод объективного исследования процессов научения у животных русский физиолог И.II. Павлов в 1903 г.

Оперантное (инструментальное) научение - вид научения, в котором правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным. Этот вид научения экспериментально изучали и описали американские психологи Э. Торндайк и Б. Скиннер. Эти ученые внесли в схему научения необходимость подкрепления результатов упражнений. В основе концепции оперантного научения лежит схема «ситуация - реакция - подкрепление».

В середине XX в. в рамках бихевиоризма возникло новое направление, названное необихевиоризм, или когнитивный бихевиоризм (от англ, cognition - познание).

Необихевиористы усложнили классическую формулу поведения «S - R», включив в нее промежуточные переменные, недоступные для прямого наблюдения и фиксации: мотивы, цели, ожидания, установки, знания, гипотезы, «когнитивные карты» и другие психические явления, присущие животным и человеку. Наиболее известные когнитивные (информационные) теории научения были созданы Э. Толменом, К. Халлом, Дж. Брунером.

Теория Э. Толмена, одного из пионеров когнитивного подхода в теории научения, базируется на схеме «стимул - промежуточные переменные - реакция», из которой следует, что поведение зависит не только от внешних стимулов, но и от особых внутренних регуляторов - когнитивных карт.

Согласно представлениям Э. Толмена, все поступающие сигналы из окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом. При этом в мозге создаются своего рода карты окружающей среды, или когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в какой-либо новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств.

Известным подходом к проблемам когнитивного научения является подход Дж. Брунера. Джером Сеймур Брунер - крупный американский психолог, профессор Гарвардского университета (1952) и директор Центра по исследованию познавательных процессов (с 1961).

В работах Дж. Брунера по педагогической психологии постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволили бы ему в дальнейшем делать широкий перенос и выходить за рамки непосредственно полученных знаний. В своих исследованиях он обращает внимание также на связь знаний и умений. Характеризуя процесс овладения предметом, Брунер выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно: а) получение новой информации; б) трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач и др.; в) проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче.

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. В середине XX в. появились разнообразные концепции приобретения человеком социального опыта и норм поведения. Впервые в научный обиход термин «социальное научение» в 1941 г. ввели Н. Миллер и Дж. Доллард. Центральной проблемой теории социального научения стала проблема социализации.

Альберт Бандура (1925-1988) - канадский психолог (украинского происхождения), известный своими работами по теории социального научения, автор теории научения агрессии через наблюдение и подражание. Работал  в Стэнфордском университете, в 1974 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации.

В центре теорий социального научения лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.

А. Бандура отмечает, что «многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теорий социального научения».

Научение через наблюдение может осуществляться в двух формах: как чистое подражание и как викарное научение.

Чистое подражание - это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам и маленьким детям.

Викарное научение - способ научения, при котором индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения другого, включая понимание последствий этого поведения для модели.

Три основные теории: классическое научение, оперантное научение и теория социального научения - все они есть в нашей жизни в той или иной степени, мы каждый день живем, опираясь на них. Малыш подражает взрослым неосознанно, мы хвалим ребенка за хороший поступок, получаем премию за хорошо выполненную работу, подросток копирует поведение старшего авторитетного сверстника, чтобы быть на него похожим. Педагогическое общение складывается из знаний теорий и оперирования этими знаниями, педагог берет только лучшее и внедряет в свою педагогическую практику.


Положительное подкрепление как способ эффективного педагогического общения.

Один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирования позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Психологом Р. Розеталем в американской школе был проведен классический эксперимент. Психолог взял группу детей школьников и протестировал по различным шкалам интеллекта, затем выбрал из них каждого пятого, вне зависимости от результатов теста и сказал учителям, что именно они показали наиболее высокий уровень интеллекта и способностей. В конце учебного года проверил тестированием все тех же детей, и именно те дети, которых выбрал психолог, показали наиболее высокие результаты. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что Я-концепция  зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному, талантливому и даем ему это понять -  мы создаем предпосылки для того, чтобы он и  в самом деле таковым становился. Эффект «Пигмалиона» так же хорошо работает и в обратную сторону, отрицательное отношение запустит механизм разрушения личности. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения  - важная часть педагогического общения.

В системе приемов поощрение важную роль играет подкрепление. Подкрепление (reinforcement) —  основополагающее понятие в прикладном анализе поведения и процессе научения. В различных переводах термин подкрепление может встречаться под названием “усиление”, что отражает главную цель подкрепления — усиление поведения.  

В классическом значении термин подкрепление можно встретить в теории оперантного научения, которую разработал и предложил американский психолог Б.Ф.Скиннер.

Таким образом, согласно  идеям Б.Ф. Скиннера подкрепление – это нечто такое, что  происходит одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем.

Согласно Б.Ф. Скиннеру, подкрепление является главным средством формирования поведения.  

В поведенческом анализе подкрепления делятся на два вида:

Отрицательное подкрепление

 Положительное подкрепление

Отрицательное подкрепление  - это то, чего субъект хочет избежать. Как правило, характеризуется удалением нежелательного или неприятного стимула, после желаемого поведения.  Как только возникает новый стандарт поведения, раздражитель исчезает, и новое поведение закрепляется.  Отрицательное подкрепление – это не наказание. Метод наказания редко бывает эффективным, а при повторении его эффективность еще больше снежатся. Наказание учит тому, что нужно стараться не быть пойманным. Если ребенка наказывают за плохие оценки, это не значит, что он будет учиться лучше. Скорее он всячески будет скрывать свои оценки, а в подростковом возрасте это способствует и другим необратимым последствиям. Отрицательное подкрепление можно эффективно использовать для воспитания желательного поведения, особенно в ситуациях опасных для жизни и здоровья ребенка. Но увлечение отрицательным подкреплением может привести к нежелательному побочному действию. У маленьких детей вспышка света или громкий звук может служить отрицательным подкреплением.

Положительное подкрепление  - это нечто желанное для субъекта и относится к системе методов поощрения. Положительными подкреплениями являются благоприятные события или результаты, которые получает человек после желаемого поведения. Подкрепление может быть в форме похвалы, вознаграждения и т. д. Поведение, которое уже проявляется, пусть даже не регулярно, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления. Подкрепить поведение, которое не проявляется, невозможно. В результате общения с субъектом мы можем сформировать желаемое поведение и положительно подкрепить его. Этим и отличается эффективное педагогическое общение. Педагог способствует формированию желательного поведения словами и действиями и положительно подкрепляет правильное поведение в нужный момент. Когда ребенок делает первые шаги, родитель хвалит его и радуется, у ребенка идет положительно подкрепление, такое подкрепление происходит, когда ребенок дошел до любимой игрушки и взял ее и вот ура ребенок научился ходить. Если родители не будут реагировать или будут реагировать негативно (ой упадешь) или постоянно брать на руки, когда малыш начинает идти, ребенок очень долго будет учиться этому навыку. На примерах общения с маленькими детьми, хорошо виден эффект положительного подкрепления. Малыш, получивший внимание взрослого на определенное действие, и впредь будет требовать внимание, таким же способом. Яркий пример - детская истерика! Малыш, устроивший истерику в магазине и получивший за это внимание и конфету (что бы ни плакал), и впредь будет устраивать истерику в магазине. В этом случае внимание и конфета будет положительным подкреплением для истерики малыша.

Время осуществления подкрепления – это информация, которая точно говорит ученику, что именно нравится преподавателю. Оно должно происходить одновременно с желаемым поступком или действием ученика. Запоздалое или слишком раннее подкрепление не является эффективным. Пример запоздалого подкрепления похвала после серии упражнений, за правильно выполненное первое упражнение. Эффективное подкрепление – реакция огромного стадиона на  забитый гол футболиста.

В целом подкрепление должно быть не большим, но достаточным, что бы заинтересовать ученика. Также можно использовать прием «Джекпот» - это значительное подкрепление, которое является для субъекта полной неожиданностью. Хорошо использовать для стимулирования неожиданного прорыва.

На этапе обучения необходимо постоянно подкреплять нужное поведение. А чтобы заученное поведение надежно закрепилось, не нужно подкреплять его каждый раз, нужно использовать его от случая к случаю. Психологи называют это вариантным режимом подкрепления. Чем дольше сохраняется такой режим, тем прочнее он закрепляет поведение. Игровые автоматы являются хорошим примером вариантного подкрепления, невозможно предугадать в какой момент будет получено подкрепление, поэтому игра продолжается очень долго. Неподкрепленное поведение со временем  угасает само собой. Поэтому эффективно не обращать внимание на нежелательное поведение и оно само собой исчезает со временем. Если ребенок сказал нехорошее слово, то  лучшей реакцией будет игнорирование, но игнорирование должны поддерживать все взрослые, которые общаются с ребенком, иначе эффект будет обратным.


Заключение.

Основная идея теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.

Понятием научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств, свойств, навыков, знаний и умений в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

Важный фактор эффективности педагогического общения представляет собой продуманная система поощрений, положительных подкреплений учащихся за успехи в процессе научения. Педагог должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащегося. Поощрение, положительное подкрепление должно соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия, необходимое поведение.


Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 318— 325.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
  4. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  6. Прайон К. Не рычите на собаку: книга о дрессировки людей, животных и самого себя; пер. с англ. Т.О. Новиковой. М.:Э, 2016.
  7. Педагогическая психология: учеб, пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008.
  8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  9. Стоуне Э. Психопедагогика. М., 1984.
  10. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм. М., 1998
  11. Холл Р. Педагогическая психология. Принципы обучения. Екатеринбург, 2002.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  13. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ развития навыков общения

Игра как способ развития навыков общения со сверстниками у дошкольников (Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения квалификации) ...

Использование технологии «Игра» как эффективного способа обучения лексики на уроках английского языка

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь это...

Проблемное обучение - эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся.

В статье описываются проблемные методы, которые обеспечивают познавательную мотивацию учащихся.Дана схема проблемного обучения....

0б эффективных способов мотивации учеников на уроках

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать реб...

Эффективные способы подготовки домашнего задания

Так как год от года увеличивается учебная нагрузка, от учащегося требуется рационально распределить время на подготовку домашнего задания. О некоторых рациональных способах подготовки домашнего задани...

Роль положительного подкрепления в формировании самооценки ребенка

В статье описана роль похвалы в формировании адекватной самооценки ребёнка. Рассмотрены случаи зависимости от похвалы. Представлены рекомендации, как "хвалить правильно"....