Проблемное обучение - эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся.
учебно-методический материал на тему

В статье описываются проблемные методы, которые обеспечивают познавательную мотивацию учащихся.Дана схема проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проблемное обучение - эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся»

                                     Колпакова Ирина Ивановна

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Корсаков Сахалинская область

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также психологическим условиям является проблемное обучение.

            Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщёнными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

           Таким образом, основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникшее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс деятельности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Организация совместной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося, является характерной особенностью данной технологии.

Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. В сравнении с традиционным уроком, урок, построенный по технологии проблемного диалога, даёт тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности учащихся.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: чёткое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.

Организация проблемного диалога включает в поиск новых знаний практически каждого ребёнка. Технология проблемного обучения универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Основная цель работы – создание условий умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.

Обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, приверженцем какой концепции он является, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует.

Весь учебный процесс ориентирован на развитие воображения и мышления. Достаточная степень развития мышления – важное условие грамотной организации поисковой, исследовательской деятельности. В ходе анализа проблемных ситуаций каждый школьник понимает, что для ответа на вопрос его знаний недостаточно, поэтому приобретает личностный смысл.

Принципы, которые лежат в основе поиска: равенство всех участников; не принудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребёнок получает не готовое знание, а сам « открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнёрские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становится инструментом саморазвития

Урок остаётся главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе. Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Структура любого урока, в том числе и проблемного, предполагает создание эмоционального настроя на первом  этапе урока. Эмоциональный настрой зависит от формулировки и актуальности темы урока

Таким образом проблемное обучение осуществляется на основе деятельностного метода по следующей схеме:

- постановка учебной цели;

- «открытие» детьми нового знания;

-закрепление;

- самостоятельная работа;

- контроль и самоконтроль.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

- как тема урока;

- как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Существует три основных метода постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников удивление или затруднение. Проблемная ситуация « с затруднением» возникает, когда учитель даёт практическое задание:

- невыполнение вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

- невыполнение из-за непохожести на предыдущие задания;

- невыполнение, но схожее с предыдущим.

Осознание сути противоречия, затруднения, возникшего после предъявления того или иного невыполнимого практического задания, стимулируется соответственно фразами:

- Вы можете выполнить это задание? В чём затруднение?

- Почему не получается выполнения задания? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Следующий шаг диалога представляет собой одну из двух фраз:

- Какова же будет тема урока?

- Какой возникает вопрос?

На уроке существует две возможности обеспечивать «открытие» на уроке: побуждающий к гипотезе диалог и подведение знанию. Первый путь лежит через гипотезы и включает два разных шага: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Второй путь – подводящий диалог( система вопросов, подводящая к « открытию», разворачивающийся от или без сформулированной учебной проблемы.

Использование проблемно- диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет оценка учителя. Глаза ребёнка светятся счастьем, когда он получает почётное звание «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Очень часто делают  «открытия» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не « отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребёнка.

Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребёнка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проблемного обучения – эффективный способ развития интеллекта»

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)Учитель: Сывоконь Екатерина Игоревна , учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речиТип: ...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проблемную ситуацию на уроках в условиях ФГОС

Жан-Жак Руссо писал: “Ребенок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет воспитатель”....

Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов

За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....

Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников

Данная статья подготовлена в рамках работы на педагогическом соете школы....

"Научно-исследовательская деятельность, как основной способ развития творческих способностей учащихся"

Стать " Научно-исследовательская деятельность,как основной способ развития творческих способностей учащихся" раскроет цели и возможности для работы с проектной деятельностью в начальных клас...