ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ
статья на тему

Проблемой современного общества является сохранение и развитие одаренности. Одаренность обучаемого подразумевает возможность достижения им более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми. Младший школьный возраст - время, когда дети впитывают, накапливают и усваивают знания. Всем известно, что в этом возрасте каждый ребенок одарен по-своему. Работа с одаренными детьми не ограничивается стенами класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ

В настоящее время актуальной проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Это связано с потребностью в неординарной творческой личности. Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Выявление одаренных детей важно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренного ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. Важно не отобрать, а развивать одаренного ребенка. Поэтому перед педагогами стоит основная задача - способствовать развитию каждого ребенка. Следовательно, существует необходимость подготовки педагогов для работы с одаренными детьми.

Успешный учитель - это прекрасный педагог, глубоко знающий и любящий свой предмет. К тому же он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с одаренным школьником.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, что значит «одаренность». Одаренность - значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии или в развитии специальных способностей: музыкальных, художественных и др. [3, c. 23].

Младший школьный возраст - время, когда дети впитывают, накапливают и усваивают знания. Всем известно, что в этом возрасте каждый ребенок одарен по-своему. «Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития… » [2, с. 76]. Для педагога  важно установить уровень способностей и их разнообразие у  детей, а также  уметь правильно осуществлять их развитие. Каждый ребенок должен быть замечен. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умением ставить вопросы.   Но  дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности:  непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково. И поэтому учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, они пребывают в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.

Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Но как бы педагог ни старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Как показывает практика, проблема работы с одаренными детьми в системе российского школьного образования на организационном уровне сегодня преимущественно решается путем создания специальных классов, групп («гимназических», «лицейских» и др.), кружков для одаренных и талантливых детей. Это, безусловно, позитивный шаг, позволяющий максимально сосредоточить педагогический потенциал учебного заведения на развитии одаренности, но в то же время подобные действия несут за собой и негативные последствия - одаренный  ребенок искусственно удаляется из естественной для него микросреды.

И выход из такого положения можно найти. Одаренные дети отличаются высокой любознательностью. У них четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности. Это позволяет  учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду. Л.С.Выготский отмечал, что «творчество - норма детского развития». Проектно-исследова-тельская деятельность  дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок  принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции.

Основная роль учителя в исследовательской деятельности - ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для понимания, заинтересовать их так, чтобы они проявили любознательность, устойчивый интерес к выбранной теме. Учитель может использовать загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания, игры-путешествия в новые страны для знакомства с великими открытиями и изобретениями. Хороший результат дают игровые моменты, связанные с введением в ход урока героев, например, Почемучки или Незнайки, для которых сами дети становятся наставниками и учителями. Очень любят младшие школьники фантастические путешествия на другие планеты, ролевые игры для исследования возможностей каждой профессии: если бы я был врачом, космонавтом…Педагог должен помнить, именно в этом возрасте закладывается интерес, потребность и привычка к активной умственной деятельности, хотя отношение детей к миру носит игровой характер.

Опираясь на ведущие научные источники, в которых изучается проблема детской одаренности (Д.Б.Богоявленская, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.С.Лейтес, Н.А.Менчинская, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.) можно заключить, что одаренность обучаемого подразумевает возможность достижения им более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми [1, с. 105]. Детям и учителям не стоит увлекаться серьезным научным материалом, излишними данными, малодоступными для детского восприятия. Целью исследования должно быть «открытие» новых, интересных для него самого знаний и фактов, желание поделиться этими открытиями с одноклассниками, родителями, учителями.  

Например, некоторые дети увлекаются историей своего края, животным и растительным миром.  Поэтому для них интересным стало знакомство с  историей родного края. Дети с большим удовольствием читали книги, энциклопедии, даже совершали экскурсии в дендропарк, в зоопарк. И наконец, были созданы презентации по материалам исследования.

Для других учеников интересен окружающий мир. Например, дети с удовольствием исследовали зимние тропы нашей местности и узнали какие животные обитают в нашем крае.

Исследовательскую работу можно вести в разных направлениях. Главное, чтобы она была интересна детям, развивала их творческие способности и таланты.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. С такими детьми легко делать поделки, организовывать выставки. Они с удовольствием проводят мастер - классы. Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Психологи утверждают, что каждый талантлив как минимум в одной области. А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя.

Работа с одаренными детьми ни в коем случае не ограничивается стенами класса и внеклассными мероприятиями, крайне важной, как свидетельствует наш опыт классного руководства, является работа с родителями.

Так, например, увлекая детей влиянием чигусина на растения, родители приняли активное участие в поисках препарата, помогли в выращивании растений, в их сборе, а так же помогали вести дневники ежедневных наблюдений за растениями. Работа увлекла и дальше. Появились новые исследования, ребятам захотелось узнать больше о препарате, о его влиянии на другие растения. Это ведет к новым знаниям, новым открытиям. Здесь родители не остались в стороне, а явились активными помощниками учителю и детям.

Своими исследованиями дети делятся со сверстниками, являются активными участниками различных телеконференций, принимают участие в дистанционных олимпиадах, являются активными участниками школы «Бельчонка Тима».

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М.: Просвещение, 2004. 243 с.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. 135 с.

3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и доме. М.: У-Фактория, 2004. 46 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одаренный ребенок. Типы одаренности."

В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка (творческая одаренность)

В статье рассматривается понятие «одаренность». Рассмотрены методы развития музыкальных способностей. Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, вк...

Стенгазета "Здоровое поколение- будущее нашей страны"

Газета содержит в себе информацию о вредных и полезных привычках влияющих на наше здоровье, рекомендации по ЗОЖ....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....