Инновационный опыт Чекмарёвой А.Ю.
статья на тему

Чекмарёва Анна Юрьевна

Инновационный опыт Чекмарёвой А.Ю. для прохождения аттестации в 2019 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in.opyt_chekmaryova_a.yu_.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов
 МБОУ « Зубово- Полянская гимназия»

Чекмарёвой Анны Юрьевны

       Я, Чекмарёва Анна Юрьевна,  окончила Мордовский Государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева в 1993 году. В этом же году начала свою педагогическую деятельность в Зубово-Полянской  средней школе №1. В 2002 году переехала в город Москва и устроилась на работу в негосударственную школу ЭПШ СВАО «Потенциал». В 2011 была принята на работу  МБОУ «Зубово-Полянская гимназия», где и работаю учителем начальных классов  по сей день. Общий стаж работы в школе – 25 лет. Первый раз аттестовывалась на высшую категорию в 2009 году, а в 2014 году повторно.

   На протяжении всей педагогической деятельности занималась самообразованием, старалась быть в курсе современных педагогических новинок, следила за открытиями в области образования. В этом плане для меня многое дал опыт работы в Москве, где на базе нашей школы была создана экспериментальная площадка по методике Бакулиной Г.А, профессора Вятского ГГУ. На своих уроках мы использовали её инновационную методику «Обучение средствами субъективизации», давали мастер-классы учителям городских школ, проводили семинары.

      Идея методики заключается в том, что в её основу в качестве системообразующего фактора кладётся субъективизация, обеспечиваемая путём последовательного, регулярного (на всех этапах урока) использования таких методических средств, как антиципация и способствующая становлению логического мышления система интеллектуально-лингвистических  упражнений, сочетаемых с повышенной речевой активностью школьников, а также за счёт непосредственного участия обучаемых в планировании учебного процесса, в составлении учебных заданий, формулировании обобщений и выводов.

      Эта методика направлена на повышение  активности и осознанности детей в учебном процессе и развитие их важнейших интеллектуальных качеств, от которых в первую очередь зависит грамотность учащихся результативность обучения русскому языку в целом. На уроках используются нетрадиционные виды заданий и упражнений, большая часть которых имеет поисковый характер. Эта методика идеально вписывется в условия ФГОС.

    Эта методика применима в- основном на уроках литературного чтения и русского языка. Поэтому для меня много лет остаётся актуальной методическая тема «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка».

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья.

В настоящее время в теории и практике начального образования отмечается немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников, у учителей появилась свобода для творческого поиска.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

        Все это дает основание говорить о необходимости педагогической поддержки индивидуальных особенностей младших школьников в обучении и   воспитании.  
     
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

        На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
 - овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения, 
   -ориентироваться в возросшем потоке информации, 
  -уметь ее находить, перерабатывать и использовать, научить детей пользоваться информацией. 
  Для реализации поставленных задач я стремлюсь овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий. 

    На уроках  в начальных классах я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.   Использую при подготовке и на уроках возможности Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок и т.д. Создаю собственные презентации, которые регулярно использую на уроках. Я имею свой личный сайт.

Адрес: http://nsportal.ru/chekmareva-anna-yurevna.

   Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. 
       
Обогащаю содержание предметов применением дополнительной литературы. Обучаю детей работе с дополнительной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями.

      Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз. В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности.

    Использую групповую работу, работу в парах. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания. 
Использую на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
     Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу.
Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
     

      Я работаю по образовательной модели «Школа России».

    Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

    Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы ( чтение по ролям, пересказ по частям). Группы подбираются разноуровневые. В процессе работы учащиеся самостоятельно дифференцированно подходят к выполнению работы.

    Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности. Имею варианты заданий для слабых детей. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава. 

   На уроках русского языка большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические проводим на уроках. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками, так как без нее вообще теряется смысл проверки тетрадей учеников. Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, сделать самостоятельно работу над ошибками.
      Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса. 
Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Например: первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даю дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно.
Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в интернете.
          На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:
-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;
-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;
-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
-дифференцированный метод поощрения;
-использование наглядности в разных видах.
   
Мои ученики ежегодно участвуют во всех конкурсах, которые проходят на сайте Учи.ру. Среди них есть и победители. На протяжении нескольких лет учащиеся были активными участниками олимпиад сайтов «Снейл» и «Фактор роста».

        Помимо участия в Интернетконкурсах мои дети принимают участие  в региональных и муниципальных конкурсах.

   Эта работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся , развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей осуществляется через занятия в кружках, секциях, участие в олимпиадах и конкурсах.

    С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях  Межшкольного  методического объединения учителей начальных классов и школьного методического  объединения учителей начальных классов.

      Воспитательную работу провожу на уроках и во внеурочной деятельности, направляя её на формирование умения общаться в коллектике, прислушиваясь и уважая мнение одноклассников, адекватно относиться к критике, способности оценивать  свои поступки. Знакомлю с правилами культурного общения и нормами поведения.  Стремлюсь воспитывать в учащихся волевые качества личности.

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального районаАкимовой Любови Николаевны «Великая цель образова...

Инновационный опыт

Урок -закрепления по теме" Сложение и вычитание в пределах 100"...

Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....