Методы и приемы мотивации младших школьников
материал

Талых Вероника Юрьевна

Методы и приемы мотивации младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работу выполнила Талых В.Ю.

« Мотивация обучающихся к познавательной деятельности»

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает. Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения. Одна из классификаций  мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

        Иначе ведут себя ученики, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможности успеха.

Работа  по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

        Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

           Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

 3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

          Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.

 2) необычная форма преподнесения материала.

 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

 4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

 6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

           Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

   Сотрудничество Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.

1. Занимательные задачи.

 2. Познавательные вопросы.

3. Развивающие упражнения.

4. Творческие задания.

5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

6. Нестандартные  (нетрадиционные) уроки:

  • уроки взаимоконтроля;
  • уроки «прозрения», «человековедения»;
  • уроки-исследования;
  • парный опрос;
  • уроки-диалоги;
  • уроки «изобретательства»;
  • уроки-сочинения;
  • уроки-аукционы;
  • уроки «свободных мыслей» и «свободных суждений»;
  • уроки-конференции;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки - «эврика»;
  • урок-бенефис;
  • уроки-экспедиции;
  • уроки-турниры;
  • уроки решения задач;
  • уроки -экскурсии;
  • уроки-взаимообучения;
  • уроки по типу «Следствие ведут знатоки»;
  • уроки творчества;
  • творческие отчеты;
  • уроки-деловые игры;
  • уроки-состязания;
  • уроки-КВН;
  • уроки «мозговой атаки».

Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности и способствует повышению учебной мотивации. Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Максимально возможное снятие внешнего контроля. Применения наград и наказаний за результаты обучения должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности. Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система приемов, направленная на повышения уровня мотивации младших школьников (исследование)

В данной работе приводятся результаты моего  психолого-педагогического исследования  в 2010-2011 годах. Результатом явилась разработка системы психолого-педагогических приемов, направленных ...

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...

Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"

Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"...

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников....

Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровых приёмов для формирования положительной мотивации младших школьников. Представлены подходы классификаций игровых приёмов и опыт их ...