Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"
методическая разработка

Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metody_samootsen.ml_.shkoln.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

                    муниципальное  общеобразовательное  учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска

                                             Советского района»

                                   Методические  приемы

  формирования  адекватной  самооценки  

                                 у  детей  младшего  школьного  возраста

                                                                                           Учитель:  

                                                                                               Дупик В.В.

                                                 31.10.2019 г.

     Методические  приемы   формирования   адекватной   самооценки

                          у  детей младшего  школьного возраста

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, позволяющий  развивать социально активную, реализующую свои способности  личность.

Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает  как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

                                              Что такое оценивание?

1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своѐ учение.

2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.

 4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени; 5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

                              Что  такое самооценка?

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.

На что влияет самооценка?

- на успеваемость школьника;

- на процесс адаптации ребенка в школе;

- на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;

- на благополучие будущей жизни.

Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку в учебе и на протяжении всей жизни.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются:

 оценочное поведение учителяродителей и их отношение к образовательной деятельности

Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста:

-завышенная       -низкая         -адекватная.

Адекватная  самооценка - важнейший фактор развития личности ребенка и  формируется у детей под влиянием оценок со стороны  взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

Дети  с  завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке

        Что  же  конкретно следует оценивать в учебной деятельности?

На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, конечно, успехи каждого ребёнка. Для развития самооценки детей важна не отметка, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации школьника.

Приёмы  формирования  навыков  самоконтроля  и  самооценки.

1.Словесные приемы (по вопросам: За что себя можешь похвалить?..)

2. Говорящие рисунки (изобразить дерево, облачко, цветок)  

3. Символы (человечки, смайлики, геометрические фигурки и т.д.)

4. Таблицы

5. Листы самооценки

6. Портфолио  ученика

7. Балловый  критерий (оценивание по баллам)

8. Лесенка  достижений

9. Карточка сомнений (знаки  « +», «-», «?» )

- А теперь рассмотрим некоторые приемы самоконтроля.

Прием «Оценочная таблица».

 В начале урока учитель делает заявку на оценку:

«5» -22 балла,      «4» -16-21 балл;     «3» - 11-15 баллов

Учащиеся определяют для себя, какой планки они желают сегодня достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывает задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать заявку на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит соответствующую оценку.

Балловый  критерий

3б-активность высокая    2б-активность средняя     1б-активность низкая

Материал на уроке:  

усвоен хорошо-3б;     усвоен частично-2б;        усвоен слабо-1б.

Карточка сомнений (после объяснения и закрепления нового материала)

+ -  я понял все                ? – не понял           -   -  не совсем усвоил, сомневаюсь

V – уже знал это             + -  новое            0  - думал иначе

Алгоритм  самооценивания  (3-4 класс)

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Каков был уровень задания (задачи)?

6. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

7. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

-В своей работе я использую следующие приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.

1. На уроках письма (1класс)  после письменной работы с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 
При написании букв в конце урока предлагаю детям зеленым карандашом или другим цветом обвести самую правильную и красивую букву, а красным ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку.  

2. Цветовое  оценивание. Следующий прием  самооценки часто даётся в виде карточек разного цвета. Например, «синий»  - всё понятно, «зелёный» – есть недочёты, «красный»  –  плохо усвоил, не доволен работой.

3.  На уроках я чаще предпочитаю словесную самооценку:

 - Как ты работал на уроке?

 - За что ты можешь себя похвалить?

- Ты доволен своей работой?

- Почему? Что не удалось? Почему?

4. «Смайлики» На полях тетради, учащийся рисует смайлик:

-если ты доволен собой, у тебя все получалось, то улыбающееся лицо.

-если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то лицо «спокойное».

-если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй  грустное лицо.

5.  «Сосед по парте»  Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.


Мною затронуты некоторые приёмы формирования  адекватной самооценки, которые предлагаю  использовать  в   образовательном и воспитательном процессе  учащихся.  Учителю нужно понимать свою роль в судьбе каждого ребенка и постараться превратить его пребывание в школе в увлекательный процесс сотрудничества, радости участия в каждом открытии, что породит в нём чувство успешности и значимости.                          
               

                         Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, - 1960. - №5. - с.25-29

2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.

3.. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

4.Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. - 243 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., Педагогика, 1991. - 436с.

6. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Содержание Введение  3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте  61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...

Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС

Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...

Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"

Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"...