"Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми"
статья

Васильева Лариса Александровна

Мастер-класс для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация проектно-исследовательская деятельности

в работе с одаренными детьми».

Динамическое развитие общества требует от школы формирование личности, способной использовать  приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения жизненно-практических задач.  Уcпex в постоянно меняющемся мире ждет личность, способную оставаться собой и вo мнoгoм oпpeдeляeтcя cпocoбнocтью чeлoвeкa opгaнизoвaть cвoю жизнь кaк пpoeкт: oпpeдeлить дaльнюю и ближaйшую пepcпeктиву, нaмeтить плaн дeйcтвий, нaйти и пpивлeчь нeoбxoдимыe pecуpcы, кoтopыe пoмoгут ocущecтвлять нaмeчeнный плaн и oцeнить cвoи дeйcтвия, удaлocь ли дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй.

Пoлoжитeльныe peзультaты  по достижению вышеназванных задач дaeт пpaвильнo opгaнизoвaннaя пpoeктнaя и иccлeдoвaтeльcкaя дeятeльнocть.

Проектная деятельность в нашей гимназии организуется с каждым учащимся. Начиная с 1 класса в гимназии проводится секция  «Юный исследователь», программу которого разработала в 2010 году, когда в пилотном режиме был введен ФГОС начального общего образования. Уже более 7 лет эта программа успешно реализуется всеми учителями гимназии.

Цель программы:

  • coздaниe уcлoвий, cпocoбcтвующиx ocвoeнию нoвыx для peбeнкa знaний и выpaбoткe coбcтвeнныx эффeктивныx нaдпpeдмeтныx дeйcтвий пo opгaнизaции проектной и исследоватльской дeятeльнocти.

Один из принципов даанной программы:  «Создание  cитуaции

уcпexa для каждого  peбeнкa».

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини – проекты.   Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе дети не умеют читать, писать, анализировать, работа над проектом по полной структуре невозможна. Первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.      

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы.

А уже в 3-4 классах дети начинают выполнять индивидуальные проекты, используя памятку.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию ИКТ-компетентности. Так, используя современную цифровую мобильную лабораторию ЛабДиск ГЛОМИР на занятиях клуба «Юный исследователь», проводится исследовательская, экспериментальная и практической работа по изучению влияния уровня шума на здоровье человека, уровня освещенности, зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и других факторов. При проведении эксперимента, подключив ЛабДиск к компьютеру, можно все измерения отобразить в виде диаграммы, на цветной шкале, на графике, в виде таблицы.

Для того, чтобы оценить насколько хорошо учащиеся владеют этапами исследовательской деятельности, умеют ставить цели, проводить  анализ своей деятельности, заполняется паспорт проекта.

Но особая роль уделяется работе с одаренными детьми. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской деятельности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Поэтому с ним организовывается работа  индивидуально.

Ученическое исследование – это «маленькое открытие» уже открытых научных закономерностей. А ценнсть ее состоит в том, что у учащихся проходят все этапы настоящей научной работы еще на ранних этапах обучения в школе, задолго до поступления в ВУЗ.

Начало любого исследования начинается с актуализации проблемы и  выбора темы. Чтобы подвести детей к правильному выбору, прошу ответить на следующие вопросы:

Ответив на эти вопросы, даю совет, какую тему исследования можно выбрать.

Вообще, темы для исследований и проектов часто подсказывает сама жизнь. Так, в преддверии Нового года между учащимися класса возник спор: «А существует ли Дед Мороз на самом деле или это только выдумки взрослых?». Этот спор перерос в проект «Дед Мороз: миф и реальность», в результате которого было экспериментально доказано – Дед Мороз существует на самом деле!

Тему другого проекта подсказала русская народная сказка «Репка», прочитанная на уроке литературного чтения. Детям стало интересно узнать, почему это именно этот овощ  выращивали дед с бабкой. В результате возник проект «Репка – знакомая и незнакомая».

Следующая тема проекта возникла после вопроса дедушки нашего ученика «Почему у тебя такой тяжелый портфель? Что ты там носишь?». Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту узнали, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка.

Тема может быть:

– фантастической

– экспериментальной

 – теоретической  

 Определяем с учащимися, какое значение может иметь это исследование. Ребенок, чувствуя значимость, вовлекается в исследовательскую работу.

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез по теме исследования. Если гипотез несколько, то нужно выбрать самую важную.

Работая над выбранной темой, учащийся просматривает литературу, обращается к компьютеру, находит в сети Интернет нужные сведения, проводит наблюдения, посещает музеи, встречается с людьми разных профессий. Найденный материал мы просматриваем, выясняем, что нужно провести - анкетирование, опрос или эксперимент, какие подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Затем учащийся готовится выступать на классном часе или включаю его выступление на одном из уроков. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые я использую в учебно-воспитательном процессе. Так, на уроке математики было подготовлено сообщение по теме исследовательской работы «Старинные меры длины». Учащиеся узнали, как раньше на Руси производили измерения.

Таким образом, у одаренных детей повышается творческая исследовательская активность детей. Стимулируется интерес к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира. Используются информационно-коммуникационные технологии. Все это соответствует современным задачам обучения.  

И как результат такой работы с одаренными детьми, они становятся победителями гимназических, городских конкурсов исследовательских работ.

  • «Валенки, валенки ...» - 1 место, 2016 г.
  • «Репка – знакомая и незнакомая» - 2 место, 2015 г.
  • «Мармеладное лакомство – польза или вред» - 2 место, 2014 г.
  • «Лук – здоровью друг» - 3 место. 2013 г.
  • «Влияние газированных напитков на здоровье человека: мифы и реальность» - 2 место, 2012 г.

К 4-ому классу эти дети уже проявляют самостоятельность в выборе тем, постановке цели и подборе материалов.

 На сегодняшний день исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми эффективна и актуальна. Полученные знания и умения позволяют школьнику адаптироваться в современном мире.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.       Среди форм...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Проектно – исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми на уроках физической культуры.

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми в рамках реализации проектной деятельности на уроках физической культуры....