Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми
материал на тему

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одарёнными детьми. Из опыта работы МБОУ Школа № 29 г.о. Самара.

Термин «внеурочная деятельность» может быть отнесен к числу новых в современной педагогике, появившихся на этапе вступления в силу новых ФГОС.

Согласно новым стандартам предполагается, что основная школа гарантирует лишь некий стандартный образовательный минимум.

Однако в последнее время повсеместно отмечается рост реальной потребности в неординарных, одаренных личностях, способных осуществить прорыв в научной, технической и творческой сферах.

Преодолеть это очевидное противоречие и в частности решить проблему «одарённые дети в массовой школе»  можно с помощью так называемых «моделей  обогащения содержания образования». Профессор Александр Ильич Савенков, создатель отечественной научной школы, изучающей феномен детской одарённости, предлагает уровневый подход, выделив «горизонтальное и вертикальное обогащение содержания образования».

«Вертикальное обогащение» предусматривает усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большой абстрактности материала, доминирование развивающих возможностей материала над его информационной насыщенностью, осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме. Такой подход сложен в реализации в рамках массовой общеобразовательной школы.

«Горизонтальное обогащение» - это дополнение традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами.

 Примером такого курса является курс внеурочной деятельности « Music Theatre», позволяющий раскрыть потенциальные возможности и развить таланты детей средствами театрального искусства.

Вслед за профессором Савенковым отметим, что спецификой подобных курсов является их способность содействовать регуляции   диссинхронии,  часто встречающегося разницы в уровнях развития психосоциального и когнитивного развития одаренных ( и не только) детей. Социализация силами искусства – одна из центральных идей курса.

 Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, выступающих в тесном взаимодействии друг с другом, поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем и музыкой.

Конечно, идея создания музыкальных театров в условиях внеурочной деятельности учащихся не нова, практически в любом ОУ существуют так называемые «театральные студии». Занятия в них способствует развитию эмоциональной сферы и творческих способностей учащихся. Но, в большинстве случаев, работа над постановками в них проводится на родном языке.

Театральная постановка на русском и иностранных языках содействует реализации идеи межпредметной интеграции. Целью подобной постановки является формирование коммуникативных и социальных навыков средствами музыкальной культуры на иностранном языке через практическую деятельность (игру, пение, участие в театральной постановке, соответственно). Помимо этого, - знакомство с элементами культуры других стран через произведения детского фольклора, современные литературные и музыкальные произведения.

Для практической апробации нами был выбран и адаптирован под существующие возможности учащихся сценарий «Лики любви», который включал в себя отрывки из таких известных литературных произведений как «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Том Сойер» М. Твена, «Кармен» П. Мериме и лирика немецкого поэта Гете. Также в сценарии был задействован отрывок из рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».  В постановке приняли участие более 20 учащихся 5-11 классов, зрителями на премьере стали около 200 учеников школы 5-9 классов.

Поскольку изначально сценарий представлял собой скорее  литературную композицию, чем музыкальную, мы разнообразили его, добавив еще несколько вокальных и хореографических номеров.  Для более глубокого погружения в атмосферу спектакля была использована презентация, которая включала в себя отрывок из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта» на языке оригинала с субтитрами на русском, а также параллельный построчный перевод текста, произносимого учащимися на сцене. Соответственно, те зрители, которые пока еще владеют иностранными языками на недостаточном уровне, были так же полностью включены в процесс, происходящий перед их глазами.

Успешность проведенного мероприятия привела к мысли создания рабочей программы по внеурочной деятельности для 6 класса «Music Theatre».

 Программа «Music Theatre» была разработана совместно с МО учителей иностранных языков, в соответствии с:

•        Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010  N 1897,

•        инструктивным письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность школьника, оптимизировать процесс развития выразительной речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Актуальность программы – в большом диапазоне самореализации учащихся в разных видах творческой деятельности.

Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный. Межпредметная интеграция призвана содействовать созданию целостной картины мира у обучающихся, как то:

- будут формироваться представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира;  

- обучающиеся приобретут опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов;

- осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с музыкальной культурой изучаемого языка содействует формированию основы уважительного отношения к иной культуре, а также  будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа.

Театральная игра способствует развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Такой вид деятельности одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учащихся, повышению культуры поведения.

В свою очередь, курс позволит учащимся не только изучить иностранный язык более углубленно, но также получить вокально-хоровые и актерско-режиссерские навыки.

Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к их достижению.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • знакомство с различными видами театра (драматический, оперный, музыкальной комедии);
  • поэтапное освоение учащимися различных видов творчества;
  • совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
  • развитие эстетического вкуса;
  • воспитание творческой активности обучающегося, ценящего в себе и других доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству и искусству;
  • воспитание психологической устойчивости и умения работать в группе;
  • повышение мотивации к изучению иностранной литературы и музыки.

Идея использования программы внеурочной деятельности «Music Theatre» как инструмента работы с одаренными детьми удачно совмещается с  такими  конкурентными формами взаимодействия как конкурсы и соревнования. Ребята становились участниками и победителями конкурсов на английском языке «Авторский взгляд» и «Inspiring Spring» (проводимого Международным Институтом рынка г.Самара), конкурса «Театральный Олимп».

Энтузиазм ребят, их увлеченность творческим процессом, а также их победы являются несомненным доказательством успешности выбора курса внеурочной деятельности «Music Theatre» в качестве направления работы с одарёнными детьми.

Список использованной литературы

1.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., Издательский центр «Академия», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...

Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников

Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...

Школьная перемена как одна из форм организации учебной деятельности: из опыта работы

Школьная перемена. Что думают об этом учащиеся?(снять видео)Школьная перемена. Это прежде всего отдых от уроков. Это время для общения, для проветривания класса, для посещения столовой, время для двиг...

Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)

     Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в пс...